Система права

Под системой права понимается его внутренняя организация, вы­раженная в единстве и согласовании юридических норм, сосредоточен­ных в относительно самостоятельных правовых комплексах (отраслях, подотраслях и институтах) (рис. 1.5).

Норма права является первичным элементом системы, юридически обязательным правилом поведения, исходящим от компетентных государственных органов, закрепленным в официальном акте (законе, указе и т. д.) и охраняемым от нарушения мерами государственного принуждения.

Норма права обладает определенной структурой, то есть внутрен­ним строением, и состоит из:

гипотезы (или предположения), то есть комплекса юридических фактов, являющихся основанием для возникновения данных пра­воотношений;

диспозиции (или распоряжения), то есть части нормы, формулиру­ющей права и обязанности участников правоотношения — сами пра­вила поведения;

санкции (или взыскания), то есть части нормы, устанавливающей меры государственного воздействия (взыскания), применяемые при ее нарушении.

Отрасль права — это главное подразделение системы, которое пред­ставляет собой совокупность юридических норм, институтов и подот­раслей, регулирующих значительный круг однородных общественных отношений, объединенных общим предметом и методом. На основе пред­мета и метода правового регулирования в системе выделяют конститу­ционное, административное, гражданское, трудовое, уголовное идру­гие отрасли права. Они, в свою очередь, подразделяются на отдельные взаимосвязанные элементы — институты права.

Институт права — это обособленный комплекс юридических норм, который является специфическим элементом отрасли права и регули­рует незначительный круг однородных общественных отношений. Он целиком входит в состав соответствующей отрасли. В отличие от отрас­ли, институт права регулирует не всю совокупность отдельных общест­венных отношений, а лишь его отдельные стороны (например, инсти­тут обязательств в составе отрасли гражданского права).

Подотрасль права объединяет несколько институтов и является, по сути, упорядоченной совокупностью родственных институтов одной и той же отрасли права. В качестве примеров подотраслей некоторые правоведы [48, с. 221] называют авторское и наследственное право в граж­данском праве.

Многообразие правовых норм требует упорядочения. Деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм, называется систематизацией нормативно-правовых актов (законода­тельства). В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы, создаются новые, отвечающие потребностям общественного раз­вития.

В правоведении выделяют три основные формы систематизации нормативно-правовых актов: кодификация, инкорпорация и консоли­дация.

Кодификация — это деятельность правотворческих органов государ­ства по созданию нового, сводного систематизированного нормативно-правового акта, осуществляемая путем глубокой, всесторонней перера­ботки действующего законодательства и внесения в него существенных изменений. В процессе кодификации в новый нормативный акт вклю­чаются действующие нормы права, не утратившие своего значения, а также вновь создаваемые нормы, вносящие качественные изменения в регулирование определенной области общественных отношений. Ко­дификационные акты подразделяются на основы законодательства (например, Основы законодательства РФ об охране здоровья граж­дан), кодексы (например, Гражданский, Трудовой, Уголовный и др.), уставы и положения (например, общевойсковые уставы, устав желез­ных дорог и др.).

Инкорпорация представляет собой объединение в сборники или со­брания действующих нормативно-правовых актов в определенном по­рядке без изменения их содержания. В результате производится лишь внешняя обработка действующего законодательства, то есть располо­жение нормативно-правовых актов в определенном порядке (алфавит­ном, хронологическом или предметном), достигается их внешняя упо­рядоченность. Издаваемые компетентными органами сборники дейст­вующих нормативно-правовых актов не являются источниками права, но на них ссылаются в процессе правотворчества и правоприменения (например, Собрание актов Президента и Правительства РФ).

Консолидация представляет собой такую форму систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно-право­вых актов, действующих в одной и той же области общественных отно­шений, без изменения их содержания в единый сводный нормативно-правовой акт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: