Под системой права понимается его внутренняя организация, выраженная в единстве и согласовании юридических норм, сосредоточенных в относительно самостоятельных правовых комплексах (отраслях, подотраслях и институтах) (рис. 1.5).
Норма права является первичным элементом системы, юридически обязательным правилом поведения, исходящим от компетентных государственных органов, закрепленным в официальном акте (законе, указе и т. д.) и охраняемым от нарушения мерами государственного принуждения.
Норма права обладает определенной структурой, то есть внутренним строением, и состоит из:
♦ гипотезы (или предположения), то есть комплекса юридических фактов, являющихся основанием для возникновения данных правоотношений;
♦ диспозиции (или распоряжения), то есть части нормы, формулирующей права и обязанности участников правоотношения — сами правила поведения;
♦ санкции (или взыскания), то есть части нормы, устанавливающей меры государственного воздействия (взыскания), применяемые при ее нарушении.
Отрасль права — это главное подразделение системы, которое представляет собой совокупность юридических норм, институтов и подотраслей, регулирующих значительный круг однородных общественных отношений, объединенных общим предметом и методом. На основе предмета и метода правового регулирования в системе выделяют конституционное, административное, гражданское, трудовое, уголовное идругие отрасли права. Они, в свою очередь, подразделяются на отдельные взаимосвязанные элементы — институты права.
Институт права — это обособленный комплекс юридических норм, который является специфическим элементом отрасли права и регулирует незначительный круг однородных общественных отношений. Он целиком входит в состав соответствующей отрасли. В отличие от отрасли, институт права регулирует не всю совокупность отдельных общественных отношений, а лишь его отдельные стороны (например, институт обязательств в составе отрасли гражданского права).
Подотрасль права объединяет несколько институтов и является, по сути, упорядоченной совокупностью родственных институтов одной и той же отрасли права. В качестве примеров подотраслей некоторые правоведы [48, с. 221] называют авторское и наследственное право в гражданском праве.
Многообразие правовых норм требует упорядочения. Деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм, называется систематизацией нормативно-правовых актов (законодательства). В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы, создаются новые, отвечающие потребностям общественного развития.
В правоведении выделяют три основные формы систематизации нормативно-правовых актов: кодификация, инкорпорация и консолидация.
Кодификация — это деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного систематизированного нормативно-правового акта, осуществляемая путем глубокой, всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него существенных изменений. В процессе кодификации в новый нормативный акт включаются действующие нормы права, не утратившие своего значения, а также вновь создаваемые нормы, вносящие качественные изменения в регулирование определенной области общественных отношений. Кодификационные акты подразделяются на основы законодательства (например, Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан), кодексы (например, Гражданский, Трудовой, Уголовный и др.), уставы и положения (например, общевойсковые уставы, устав железных дорог и др.).
Инкорпорация представляет собой объединение в сборники или собрания действующих нормативно-правовых актов в определенном порядке без изменения их содержания. В результате производится лишь внешняя обработка действующего законодательства, то есть расположение нормативно-правовых актов в определенном порядке (алфавитном, хронологическом или предметном), достигается их внешняя упорядоченность. Издаваемые компетентными органами сборники действующих нормативно-правовых актов не являются источниками права, но на них ссылаются в процессе правотворчества и правоприменения (например, Собрание актов Президента и Правительства РФ).
Консолидация представляет собой такую форму систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, без изменения их содержания в единый сводный нормативно-правовой акт.