Признаки одаренности

В нашей стране в 1998 году была принята «Рабочая концепция одаренности». Она разработана по заказу Министерства общего и профессионального образования РФ в рамках президентской программы «Дети России» и целевой программы «Одаренные дети».

В ней понятие одаренность рассматривается как системные, развивающиеся в течение жизни качества психики, которые определяют возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды. И в то же время, нельзя забывать о роли психологических механизмов саморазвития личности.

Признаки одаренности - это те особенности ребенка, которые могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки одаренности охватывают 2 аспекта поведения ребенка: инструментальный (могу) и мотивационный (хочу). Инструментальный аспект характеризует способы деятельности. Мотивационный аспект характеризует отношение ребенка к своей деятельности.

Инструментальный аспект:

  1. наличие специфических стратегий деятельности. Выделяют 3 основных уровня успешности деятельности:

· быстрое освоение деятельности и повышенная успешность ее выполнения.

· использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации.

· выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому виденью ситуации и объясняющее неожиданные идеи и решения.

  1. сформированность качественно-своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности все делать «по-своему». Для ребенка характерна самодостаточная система саморегуляции.
  2. высокая структурированность знаний, умений видеть изучаемый предмет в системе, умение практически мгновенно схватывать главную деталь среди других, умение легко переходить от единичного факта к обобщениям. Одаренный ребенок способен в сложном увидеть простое, а в простом сложное.
  3. особый тип обучаемости. Одаренный ребенок может быстро, легко обучаться, но может так же понимать и запоминать медленно, но с последующим резким изменением структуры знаний и умений.

Мотивационный аспект:

  1. повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметного мира (звукам, знакам, цвету, техническим устройствам) либо к определенным формам собственной активности (познавательная, физическая, и т.д.) сопровождается переживанием чувства удовольствия.
  2. ярко выраженный интерес к занятиям определенной деятельностью, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом или делом. Следствием этого является удивительное упорство и трудолюбие.
  3. повышенная познавательная потребность, которая проявляется в любознательности и готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований.
  4. предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, непринятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
  5. высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.

Указанные психологические особенности могут служить основанием для предположения об одаренности, но не для выводов об обязательном ее наличии. Поведение одаренного ребенка должно соответствовать одновременно всем перечисленным признакам, но наличие даже одного из них должно привлечь внимание специалистов. Определение наличия одаренности – это длительный и тщательный анализ каждого конкретного случая.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: