Забота о здоровье

НАУЧНАЯ деятельность целебна, целительна для здоровья. Временный отказ от своего «я» ради предмета исследования, поглощенность сознания этим предметом дают возможность высвободиться от груза бытовых забот, производственных неурядиц, от гнета плохого настроения. Известно, что ученые живут дольше профессиональных спортсменов, хотя на первый взгляд кажется, что должно быть как раз наоборот.

Ученые живут дольше, чем представители некоторых других профессиональных групп, но уповать на это не следует, вот почему отдельную главу мы посвящаем здоровью молодого ученого — здесь есть о чем поговорить.

Научные занятия, как правило, сопровождаются интенсивным преподавательским трудом ради твердого заработка (куска хлеба), и такое сочетание двух высоконервных видов деятельности нередко приводит к истощению духовных сил, к желанию если не бросить, то хотя бы «а время отложить научные занятия (отложить даже на время педагогическую деятельность попросту невозможно).

Абсолютное большинство ученых, работающих в институтах и университетах, прошло через годы, десятилетия, двадцатилетия интенсивнейших учебных занятий. Сравнится ли с этим работа ученого в научно-исследовательском институте, где все подчине­но только науке, где нет синдрома психологической усталости, проистекающей от страха, что забыл, проспал, перепутал, не так подготовился, не так провел занятие; где нет отчаяния от того, что студенты не поняли, не выучили, опоздали, не явились, подвели? Конечно, у каждой профессии свои сложности, и работа в НИИ, истинная, честная работа — отнюдь не синекура и преисполнена других трудностей, но мы пишем о том, что испытали сами.

В связи с переходом педагогических институтов на университетский уровень преподавания в последние годы учебная на-[164]-грузка ассистентов и доцентов уменьшилась, однако возросли требования к качеству занятий, появился рейтинговый контроль, но дело даже не в этом. Контроль совести, не рейтинговая, а простая, человеческая, из глаз студентов исходящая оценка занятия не позволяет резко снижать уровень преподавания даже во время тяжелых физических недомоганий и психических травм. Преподавать всегда трудно. Так же, как заниматься наукой. Каким же образом сохранять здоровье? Как себя беречь?

Прежде всего следует помнить: не ты первый, не ты последний. Отказаться от жалости к себе, перестать считать себя самым занятым, самым загруженным. Человек может выдержать ровно столько, сколько захочет выдержать. Поверить в это помогают голоса из прошлого.

«Преподавание занимало у него (Н.В. Тимофеева-Ресовского. — В.X.) до пятидесяти восьми часов в неделю. То есть побольше девяти часов в день одного говорения. Из месяца в месяц. Такой нагрузки не выдерживал ни один преподаватель. Кое-кто пробовал за ним угнаться и быстро скисал. Он дразнил их: слабаки! недоноски!» «Девять-десять часов на говорение, два часа на переезды-переходы. В девять вечера являлся домой..., и отправлялся в кольцовский институт, который, к счастью, был рядом. До часу ночи тешился там со своими обожаемыми пресноводными»... «Чтобы сразу засыпать, он перед сном обегал несколько раз свой квартал и тогда уже засыпал мгновенно, намертво. Никаких сновидений и прочих глупостей не видел. Некогда было, надо было высыпаться» (Д.А. Гранин. Зубр).

Известный физик П.Л. Капица в 1932 году пишет своему учителю:

«...Бывают дни, когда у меня выпадает до 15 лекций в день по институту, курсам, рабфакам и так далее. Вспоминаю Кронштадт, где в дни молодости я смертельно уставал от 7—8 уроков в день и чувствовал себя героем труда».

Надежного здоровья требует не только преподавательская деятельность, протекающая, как правило, в теплых и светлых помещениях. Здоровья требует сама наука, если она связана с трудными и опасными путешествиями, опытами, экспериментами.

Доктор зоологии, профессор океанологии, художник, гуманист (именно он ввел статус беженца) Фритьоф Нансен выдерживал великие полярные экспедиции. Кстати, ученый был многократным чемпионом Норвегии по лыжам и конькам.

Марк Поповский так характеризует академика Н.И. Вавилова: «Путешественник, который верхом и пешком проделывал по семьдесят километров в сутки, альпинист, без труда поднимавшийся на пятикилометровые высоты Гиндукуша и Андов, че-[165]-ловек, который в голодных переходах по пустыне мог неделю» питаться одной сухой саранчой...»

Обратимся к нашему времени, поговорим о здоровье не великого, а обычного исследователя. Как чувствует он себя на исходе XX века?

Экологические катаклизмы, радиация, диоксины, ослабление иммунитета, катастрофы, эпидемии, социальная напряженность и многое другое, о чем человек подчас и не подозревает, укорачивают жизнь, но нет желания об этом писать, во-первых, потому, что многие и много об этом пишут; во-вторых, потому, что за­пугивающие сентенции, прогнозы в жанре триллеров делают человека еще ленивее и апатичнее по отношению к собственному организму.

Плохо себя сегодня чувствую? Так это Курская атомная постаралась или витаминный комбинат перышки почистил. Плохое настроение? Так сегодня же магнитная буря! Упадок сил? По гороскопу сие и предсказано.

Кто укорит, пристыдит взрослого всезнайку, что он не заботится о себе? Кто напомнит, что царство крепкого, послушного тела строится усилием, умом, терпением?

Акции, вложенные в АО собственного тела, не пропадут никогда. Даже небольшая забота о здоровье принесет удивительные плоды, такие, что задумаешься: а куда же подевались экология с радиацией, магнитные бури и перепады давления? Весь-город переболел гриппом, а ты в тех же самых магазинах и троллейбусах даже насморка не подхватил. Все мечутся в поисках лекарств, а ты не можешь вспомнить, когда последний раз ходил в аптеку. Возможно ли это? Возможно, если хоть сколько-то заботы отдавать своему организму.

'Конструктор О.К. Антонов считал, что слово «физкультура» понимается неправильно. Физическая культура — это не утренняя зарядка, это разумное отношение к своему организму все: 24 часа в сутки. Однако составить и сразу же ежедневно, методически выполнять обширную программу оздоровления себя и. своих близких очень непросто, поэтому целесообразнее начинать с отдельных пунктов этой программы, точечным способом расширяя свое воздействие на свой организм. Кто-то выбирает для себя одни моменты, кто-то другие, но хотя бы несколько прицельных усилий, лежащих в различных плоскостях (движение, водные процедуры, питание) ученому выбрать и систематически выполнять необходимо.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: