До Петра городское сословие составляло очень малочисленный и бедный класс. Петр хотел создать в России городской экономически сильный и деятельный класс, подобный тому, что он видел в Западной Европе. Петр расширил городское самоуправление. В 1720 году был создан главный магистрат, который должен был заботиться о городском сословии. Все города были разделены по числу жителей на классы. Жители городов делились на «регулярных» и «нерегулярных» («подлых») граждан. Регулярные граждане составляли две «гильдии»: в первую входили представители капитала и интеллигенции, во вторую - мелкие торговцы и ремесленники. Ремесленники делились на «цехи» по ремёслам. Нерегулярными людьми или «подлыми» назывались чернорабочие. Город управлялся магистратом из бургомистров, избираемых всеми регулярными гражданами. Кроме того, городские дела обсуждались на посадских сходах или советах из регулярных граждан. Каждый город был подчинён главному магистрату, минуя всякое другое местное начальство.
Несмотря на все преобразования, русские города так и остались в том же жалком положении, в каком были и раньше. Причина этого - далёкий от торгово-промышленного строй русской жизни и тяжелые войны.
В первой четверти века выяснилось, что подворный принцип налогообложения не принёс ожидаемого увеличения поступления податей.
В целях повышения своих доходов помещики сселяли несколько крестьянских семей на один двор. В результате, во время переписи в 1710 году выяснилось, что число дворов с 1678 года сократилось на 20% (вместо 791 тыс. дворов в 1678 году - 637 тыс. в 1710). Поэтому был введён новый принцип обложения. В 1718 - 1724 гг. осуществляется перепись всего податного населения мужского пола независимо от возраста и работоспособности. Все лица, внесённые в эти списки («ревизские сказки»), должны были платить по 74 коп. подушной подати в год. В случае смерти записанного подать продолжали платить до следующей ревизии семья умершего или община, в которую он входил. Кроме того, все податные сословия, за исключением помещичьих крестьян, платили государству по 40 коп. «оброка», что должно было уравновесить их повинности с повинностями помещичьих крестьян.
Переход к подушному обложению увеличил цифру прямых налогов с 1.8 до 4.6 млн., составляя более половины бюджетного прихода (8.5 млн.). Подать была распространена на целый ряд категорий населения, которые её до этого не платили: холопов, «гулящих людей», однодворцев, черносошенное крестьянство Севера и Сибири, нерусских народов Поволжья, Приуралья и др. Все эти категории составляли сословие государственных крестьян, и подушная подать для них была феодальной рентой, которую они платили государству.Введение подушной подати увеличило власть помещиков над крестьянами, так как представление ревизских сказок и сбор подати был поручен помещикам.
Наконец, помимо подушной подати, крестьянин платил огромное количество всевозможных налогов и сборов, призванных пополнить казну, опустевшую в результате войн, создания громоздкого и дорогостоящего аппарата власти и управления, регулярной армии и флота, строительства столицы и других расходов. Кроме этого государственные крестьяне несли повинности: дорожную - по строительству и содержанию дорог, ямскую - по перевозке почты, казённых грузов и должностных лиц и т.д.
Итак, в конце царствования Петра Великого очень многое изменилось в жизни сословий. Дворяне стали иначе служить. Горожане получили новое устройство и льготы. Крестьянство стало иначе платить и на частных землях слилось с холопами. А государство продолжало смотреть на сословия также, как и ранее. Оно определяло их жизнь повинностью, а не правом. Все подданные жили не для себя, а «для государева и земского дела», должны были быть послушным орудием в руках государства.
20.Итоги и последствия правления Петра I.
Особенность реформ Петра состояла в их обширности, в охвате своим влиянием всех сторон жизни каждого подданного и государства в целом: они внесли новшества в экономику страны, в социальную структуру общества, во внешнюю политику, в культурную жизнь, в быт населения, в систему управления государством, в строительство вооруженных сил. Эта широта новшеств позволила некоторым историкам, публицистам и журналистам назвать Петровские преобразования революцией. М.П. Погодин, например, так и писал: «…первый император России был и первым ее революционером…»[8].
Результат реформаторских начинаний Петра состоял в превращении мало кому известной Московии в Российскую империю. Становление Российской империи сопровождалось внедрением многих новшеств, позволивших России занять подобающее ей место среди государств Западной Европы.
Детищем Петра по праву считается военно-морской флот, ранее отсутствовавший в России, а также регулярная армия, великолепно обученная и столь же хорошо вооруженная. При Петре и под его командованием они навеки прославили русское оружие, сокрушив первоклассную шведскую армию.
Преобразования осуществлялись государственной властью, возглавляемой Петром Великим. Они еще раз подчеркивают колоссальную роль государства в истории нашей страны и специфические пути ее развития, обусловленные размерами территории и природными условиями.
Важнейшим итогом Петровских преобразований являлась европеизация страны. Под европеизацией следует понимать не только и не столько обрезание бород и укорачивание национального платья, а обширный комплекс мер, нацеленных на повышение культурного уровня населения, на его цивилизованное поведение в обществе, на внедрение современных форм промышленного производства и т. д. и т. п.
К европеизации России может быть отнесено и создание мануфактурного производства. Пересаженная на крепостную почву, мануфактура в России функционировала на крепостном труде, приобрела специфику, что, однако, не мешало ей процветать в металлургии, суконной и полотняной промышленности.
Под европеизацией подразумевается и распространение светского образования в форме Навигацкой школы, школ цифирных и гарнизонных в провинциальных городах, открытой Морской академии, в подготовке к открытию Академии наук.
В емкое понятие европеизации может быть вложено и создание современного административного аппарата, замена обветшалой и хаотичной приказной системы коллегиями, каждая из которых ведала точно очерченными функциями. Вместо архаичной Боярской думы, комплектовавшейся из родовитых людей, был учрежден Сенат: критерием для сенатора являлось не знатное происхождение, а способности, личные качества.
С появлением новых учреждений началось формирование в России бюрократии, связанное с появлением уставов, наставлений, инструкций, определяющих унифицированные для всей страны функции каждого учреждения и персонала, его обслуживающего.
Создание бюрократии отнюдь не является абсолютным злом — без бюрократии не может существовать ни одно цивилизованное государство. Петр знал об изъянах бюрократии и пытался преодолеть их доступными ему средствами: вместо общественного контроля он ввел практически бюрократический принцип надзора за деятельностью должностных лиц, поручив осуществлять его отдельным персонам — фискалам. Систему контроля венчал созданный царем институт прокуратуры: чиновник контролировал деятельность другого чиновника. Однако следует признать, что система контроля Петра Великого оказалась малоэффективной, а пороки бюрократии — неуязвимыми. Оказалась неудачной и предпринятая Петром I попытка отделить суд от административных органов.
Негативным следствием петровских преобразований стал очередной виток в развитии крепостного права. Оно действовало растлевающим образом не только на крестьян, но и на дворян. Петр принуждал дворян служить в казармах и канцеляриях, проливать кровь на поле брани. Но после его смерти дворяне шаг за шагом освобождались от повинностей, превращались из служилого в земледельческое сословие. Живя плодами чужого труда, дворянство приучалось к лености, лишалось предприимчивости, стремления к овладению знаниями.
Особенно же пагубно крепостное право отражалось на крестьянстве, приучая его к рабскому повиновению, безропотности, лишая способности отличить свое от чужого. Веками формировавшийся менталитет русского человека дает о себе знать и в наши дни.
Реформы Петра укрепили господствующее положение дворянства в феодальном обществе. Однако классовая направленность преобразований не исключает их громадной общенациональной значимости. Они вывели Россию на путь ускоренного экономического, политического и культурного развития и вписали имя Петра — инициатора этих преобразований — в плеяду выдающихся государственных деятелей нашей страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своих реформах Петр не мог держаться заранее выработанного плана и точной последовательности, потому что все его преобразования происходили под давлением военных нужд, одна порождала другую, удовлетворяя требованиям данного момента. И каждая из них порождала недовольство, скрытое и открытое сопротивление, заговоры и борьбу, отличавшуюся крайним ожесточением с обеих сторон. Война со шведами приняла затяжной характер, была трудной, убыточной и опасной. Петр полностью втянулся в военные дела. Он то непосредственно сражался в первых рядах своего войска, то бросался в Архангельск и в Воронеж для того, чтобы организовать оборону северных и южных границ страны от возможных нападений врага. В таких условиях государь не мог думать о систематических преобразованиях. Его главной заботой становилось добыть достаточно людей для успешного продолжения войны. Война требовала регулярных войск: Петр искал способы их увеличения и лучшего устройства, - и это обстоятельство подталкивало царя к реформированию военного дела и переустройству дворянского сословия и, в частности, дворянской службы. Война требовала денег - и в процессе их поиска Петр всё больше осознавал необходимость проведения податной реформы и осуществлении перемен в положении народов страны и крестьянства в целом. Под давлением военных нужд Петр спешно совершил ряд нововведений, разрушавших старые порядки, но ещё не создававших ничего нового в управлении государством. Господствовал некоторый хаос и чем дальше, тем больше он давал о себе знать.
Когда после Полтавской победы и Прутского похода военные действия стали менее напряжёнными, а настроение Петра более уверенным и спокойным, Петр принялся приводить в порядок всё, что было сделано им ранее торопливо и по частям. В последнее десятилетие жизни Петра (1716-1725) была достигнута некоторая система и налажен новый строй управления. В результате проведения преобразований тип государства, существовавший до Петра, не был изменен и в этом отношении Петр не совершил никакого государственного переворота. Все перемены должны были лишь совершенствовать старый строй, придавая ему более культурные европейские формы.
Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Вместе с тем отсталость России не была полностью преодолена, а реформы осуществлялись в основном за счет жесточайшей эксплуатации и принуждения.
Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить. Как бы не относиться к методам и стилю проведения им преобразований, нельзя не признать - Петр Великий является одной из самых заметных фигур мировой истории.
21.Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика.
Преобразования Петра I стали осью, вокруг которой вращалось колесо российской истории на протяжении XVIII века. Отношение к ним будет одним из главных вопросов для правителей России послепетровского времени.
На смену Великому Петру пришли достаточно безликие наследники, и судьба петровских реформ оказалась драматичной. В.О. Ключевский назвал этот 37-летний период (1725-1762) в истории России «эпохой дворцовых переворотов». На российском троне сменилось шесть царствующих особ: Екатерина I (1725-1727), Петр II (1727-1730), Анна Иоанновна (1730-1740), Иоанн VI (Антонович) ((1740-1741), Елизавета Петровна (1741-1761) и Петр III (1761-1762). Из 37 лет непрерывной чехарды власти - 32 года приходилось на правлении женщин.
Смерть Петра I вызвала правовой кризис в государстве. Вопрос о престолонаследии так и не был отрегулирован императором. В связи с непримиримыми противоречиями с царевичем Алексеем, Петр изменил порядок наследования престола: отказался от династического принципа, т.е. от передачи власти старшему сыну в пользу права самому монарху назначать себе преемника. Эти изменения были зафиксированы в «Уставе о наследии престола» от 5 февраля 1722 года. Этот законодательный акт рассматривался исследователями как самый реакционный реформаторский шаг Великого Петра, так как: а) был прерван традиционный для России принцип наследия престола по старшинству в царствующей фамилии; б) был внесен элемент случайности в выбор монарха - увеличилось число претендентов на российский престол; в) открывались широкие возможности для вмешательства в этот процесс аристократии и дворянства; г) стал реальностью длительный период политической нестабильности, связанный с дворцовыми переворотами. Известно, что назначить себе преемника Петр I не успел.
К числу причин, вызвавших череду дворцовых переворотов в Российской империи, можно отнести наличие достаточно большого количества прямых и косвенных наследников дома Романовых, претендующих на престол.
Наконец, не последнюю роль в дестабилизации политической ситуации в России после смерти Петра I играли корпоративные интересы дворянства и родовитой знати. Первые (А. Меншиков, П. Ягужинский, П. Толстой и др.) - представители новой аристократии, в большинстве своем не знатные, но талантливые люди - пытались всеми силами удержать приобретенное при Петре благополучие и могущество. Вторые - (Д. Голицын, братья Долгорукие, П. Апраксин, Г. Головкин и др.) - представители старой московской знати, получившие титулы по наследству и считавшие себя элитной частью общества - напротив, желали вернуть себе позиции, утраченные при Петре. Следовательно, главной и единственной задачей всех придворных группировок стало удержать власть в своих руках.
Главной движущей силой дворцовых переворотов явилась дворянская гвардия, осознавшая свою военную силу и политическое значение. Поддерживая того или иного претендента на российский престол, дворянство получало высшие должности, привилегии и поместья.
По своей сути дворцовые перевороты не являлись государственными, т.к. не преследовали цели радикальных изменений политической власти и государственного устройства. Исключение, по мнению историков, составили события 1730 г., связанные с воцарением Анны Иоанновны.
Итак, можно выделить следующие особенности дворцовых переворотов:
· инициаторами их выступали различные дворцовые группировки, стремившиеся возвести на престол своего ставленника;
· важнейшим следствием переворотов явилось усиление экономических и политических позиций дворянства;
· смена правителей на российском престоле не означала серьезных политических потрясений, но оказывала определенное влияния на развитие государства и общества;
· главные заговоры перемежевывались с так называемыми «малыми переворотами», в результате которых опале подверглись высокие государственные чиновники;
· важным явлением данного периода стало процветание фаворитизма.
Внутренняя и внешняя политика в период «эпохи дворцовых переворотов».
Беззаконие вокруг российского трона началось сразу же после смерти Петра I (1725) так и не назвавшего себе преемника. Рассматривались две кандидатуры: Петр, сын царевича Алексея, которого поддерживала старая аристократия (Долгорукие, Голицыны, Салтыковы, Лопухины и др.) и вдова Екатерина I, которую хотела видеть в роли императрицы «новая знать» (А. Меншиков, П. Толстой, И. Бутурлин и др.), понимавшие, что Петр II не простит им гибели своего отца.
С помощью гвардии А.Д. Меншикову, бывшему фавориту Петра I, и его сторонникам удалось привести к власти Екатерину I (хотя все права оставались за сыном погибшего царевича Алексея Петром). С.М. Соловьев подчеркивал: «Гвардия была предана до обожания умирающему императору. Эту привязанность переносила она и на Екатерину, которую видела постоянно с мужем, и которая умела казаться солдату настоящею полковницею. Офицеры явились добровольно к императрице с уверениями в своей преданности». Она царствовала на троне с 1725 по 1727 годы. Как и рассчитывали поддерживавшие ее вельможи, Екатерина I оказалась совершенно неподготовленной к государственной деятельности. Фактическим правителем стал сам А. Меншиков.
По инициативе Меншикова в 1726 г. при императрице был учрежден Верховный тайный совет в который вошли представители из группировок новой (во гл. Меншиков) и старой аристократии (во гл. князь Голицын), Этот орган представлял своего рода компромисс между представителями российской аристократии, претендовавшей на правление. Появление Верховного тайного совета свидетельствовало о серьезных нарушениях в бюрократической машине, созданной Петром I - Сенат был лишен своих функции и был подчинен «верховникам». Боле того, Сенат потерял и титул Правительствующего и стал называться Высоким.
Верховный тайный совет получил статус высшего учреждения в государстве, обладавшего широкими полномочиями. В его функции входило:
· назначение высших чиновников;
· решение финансовых вопросов;
· надзор за армией и морским флотом;
· контроль над органами политического сыска;
· сношение с иностранными государствами.
Таким образом, Верховный тайный совет возвысился над Сенатом и коллегиями. Более того, «верховники», имея высокое положение в государстве, подменяли и императрицу (Указ от 4 августа 1726 г. делил право подписи всех законов Российской империи между императрицей и членами Верховного тайного совета), которая являлась главой этого органа. Екатерина I во всех делах доверяла своим «советникам», особенно ловкому и хитрому А. Меншикову. Именно в его руках была сосредоточена реальная власть в стране. Малограмотная Екатерина I не могла и не желала лично управлять государством.
Но вопреки логике абсолютизм Екатерины не пал - авторитет монарха был необходим верховникам. Непродолжительное правление Екатерины I отмечено началом отступлением от генеральной линии реформ ее мужа - Петра I. Помимо отмеченных ранее кардинальных изменений в компетенции Сената, произошла ревизия деятельности органов управления, имевших стройную систему в петровское время. А именно: был ликвидирован Главный магистрат. Деятельность местных магистратов была подчинена губернаторам и воеводам. Была проведена областная реформа, восстановившая деление страны на уезды (вместо петровских провинций).
Произошло незначительное сокращение количества бюрократических учреждений в аппарате управления за счет мелких чиновников. Затраты на их содержание были снижены в результате отмены им жалования. Это коснулось мелких чинов Юстиц-коллегии, Вотчинной коллегии и провинциальных учреждений. Государственные жалования заменялись так называемыми акциденциями - т.е. платой со стороны просителей за рассмотрения их дел. Ведение акциденций можно рассматривать как своего рода легализацию взяток в государстве, что способствовало расцвету взяточничества и вымогательства. В целом для всех рангов российского чиновничества были созданы благоприятные условия для казнокрадства и должностных злоупотреблений.
При правлении Екатерины I в условиях сложной финансовой ситуации, когда крестьяне не могли платить налоги в срок, была предпринята попытка ее стабилизировать путем некоторого сокращения размеров подушной подати - основного государственного налога. Недоимки же за прошлые годы решено было взыскать с помещиков. Сбор подушной подати был возложен на воевод (отчего в свое время отказался Петр I).
Непоследовательная внутренняя политика Екатерины Алексеевны имела четко выраженную продворянскую направленность, что проявилось в расширении привилегий дворян. А именно, были облегчены условия их службы; расширены права в торговой деятельности (они могли торговать своими товарами в городах, портах и на ярмарках); получено разрешение на строительство мануфактур для переработки «домашних товаров» и др.
Екатерина 1 не смогла на практике реализовать свое стремление следовать заветам своего мужа - Петра I. В краткосрочное правление императрицы (она правила всего два года) было положено начало процессу отступления от петровских преобразований.
Однако некоторые задумки Петра I Екатерины смогла довести до конца. В 1725 г. в Петербурге была открыта Российская Академия наук, подготовка которой была осуществлена еще Петре Великом. Было исполнено и посмертное желание Петра направить морскую экспедицию к восточным берегам России. В 1725-1730 гг. в этой экспедиции, выясняя вопрос, соединяется ли Азия с Америкой, участвовали В.И. Беринг и А.И. Чириков. Это был научный подвиг, имеющий мировое значение.
Большое значение Екатерина I уделяла Санкт-Петербургу - город расстраивался по проектам, составленным А. Меншиковым. В 1725 г. его население составило свыше ста тысяч. В городе появилась библиотека, типография и общедоступный театр, где ставились пьесы Мольера.
В период правления Екатерины Алексеевны Россия не вела войн. Среди мероприятий в области внешней политике, способствовавших укреплению международных позиций России, можно выделить следующие:
· подписанием союзного договора с Австрией и Пруссией;
· попытку установления дипломатического и экономического сотрудничества с Китаем
В мае 1727 г. Екатерина I умерла в возрасте 43 лет от чахотки. Она была похоронена в Санкт-Петербургском Петропавловском соборе.
Приемником Екатерины 1 (по настоянию А. Меншикова) стал 12-летний внук Петра Великого - Петр II (1727-1730). Регентом при новоиспеченном императоре был назначен светлейший князь Меншиков, добившийся еще при жизни императрицы согласия на обручения своей старшей дочери с Петром II, что способствовало передачи все полноты власти в стране в его руки.
Однако такое положение светлейшего князя сохранялось недолго. Представители старой аристократии в лице князей Долгоруких и опытного государственного деятеля А.И. Остермана подготовили заговор против А. Меншикова. В результате к осени 1727 г. Петр II вышел из под контроля Меншикова и объявил себя полноценным правителем. Венчание на царство произошло 24 февраля 1728 года. Падение Меншикова означало фактически дворцовый переворот. Власть оказалась в руках старой московской гвардии, которая пыталась забыть политическое и экономическое наследие Петра Великого и отвлечь мальчика-царя от государственных дел. Император отсутствовал на заседаниях Верховного тайного совета, в котором подавляющее большинство принадлежало богатейшей аристократии. Практически прекратилось финансирование флота, в упадок пришли вооруженные силы страны, столица государства была перенесена в Москву (1728), были расширены права дворянства, связанные с торговлей и мануфактурами.
Получили от императора высшие должности и Долгорукие, которые также добились обручения Петра II с Екатериной Долгорукой. Им удалось подчинить себе Верховный тайный совет, потеснив позиции А. Остермана, последнего из сподвижников Петра Великого.
В условиях жесткой борьбы за власть и влияния на императора представителей старой аристократии было практически забыто о петровском наследии. В период непродолжительного управления императора-подростка не произошло существенных изменений в государственной и общественной жизни Российской империи. За день до предполагаемой свадьбы с княжной Долгорукой - в ночь с 18 на 19 января 1730 г. - в возрасте 15-ти лет Петр II умер. С его смертью была прервана мужская линия династии Романовых. Вновь остро встал вопрос о престолонаследии, так как император не назначил себе приемника.
Сложившейся ситуацией воспользовалась русская аристократия во главе с князем Д.М. Голицыным, имевшая крепкие позиции в Верховном тайном совете. Было решено пригласить на российский престол племянницу Петра I - курляндскую герцогиню Анну Иоанновну (1730-1740). Ее воцарение было оговорено целым рядом «кондиций» - условий вступления на престол, которые сильно ограничивали ее власть, которую она обязана была разделить с Верховным тайным советом.
Согласно «кондиций» Анне Иоанновне не было позволено выходить замуж, назначать себе приемника, объявлять войну и заключать мир, вводить новые налоги, жаловать и отнимать вотчины без суда, награждать подданных чинов выше полковника. Нарушение императрицей данных условий влекло за собой лишение ее короны.
Однако планы верховников вызвали недовольство поместного дворянства, которое хотело уравняться в своих правах со старой знатью, и оказывать такое же влияние на трон. Идеологами дворян выступили историк Татищев и сподвижник Петра I Феофан Прокопович. В дворянских кругах были выработаны проекты и записки, которые требовали пересмотра кондиций. 25 февраля 1730 г. сторонники воцарения Анны Иаонновны - сенаторы, генералы и дворяне, в количестве 800-сот человек. подали ее прошение с требованием пересмотреть «Кондиции» Верховного тайного совета. Еще 160 дворян потребовали не подписывать разработанный верховниками документ, что она с облегчением и сделала. Задуманное родовой аристократией ограничение самодержавной власти не произошло. Новая императрица стала самодержавной правительницей, но была совершенно неподготовлена к государственной деятельности.
Период правления Анны Иоанновны историки назвали «бироновщиной» - по имени ее фаворита Эрнста Бирона, который оказывая на императрицу огромное влияние, смог добиться права управления всеми делами Российской империи. Всесильный фаворит занимался назначением и смещением должностных лиц, под его контролем находилось расходование государственных средств. От власти Бирона зависело пожалование различных привилегий, его именем были связаны и непопулярные в обществе законы.
С позволения императрицы Бирон ввел в высшие круги управления страной огромное количество иностранцев, потеснив, тем самым, русскую аристократию. По словам В.О. Ключевского «...они посыпались в Россию точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забирались на все доходные места в управлении». Например, известный Остерман - руководил кабинетом министров и иностранными делами; фельдмаршал Миних - командовал армией; братья Левенволде - управляли гвардией и императорским двором; Шемберг - уральскими заводами; Шумахер - возглавлял Академию наук. Только Тайной канцелярией (карательным органом) руководил «российский садист и убийца» Ушаков. Небывалое влияние иностранцев при Анне Иоанновне вызывает особенное негодование дореволюционных историков. С.М. Соловьев с горечью писал: «Бирон и Левенвольды, по личным своим средствам вовсе не достойны занимать высокие места, вместе с толпою иностранцев, ими поднятых и им подобных, были теми паразитами, которые производили болезненное состояние России в царствование Анны».
Однако значительная часть современных исследователей (А.А. Данилов, С.В. Леонов, А.Н. Медушевский и др.) считает, влияние иностранцев на государственный аппарат России в данный период сильно преувеличено - «никакой немецкой партии», контролирующей верховную власть в стране, не было». Наряду с многочисленными иностранцами важные государственные должности занимали и представители российского дворянства - Г.И. Головин, А.М. Черкасский, А.П. Волынский и др. С другой стороны - именно при Анне Иоанновне был выравнен размер жалования, получаемого русскими и иностранными офицерами (при Петре I офицеры-иностранцы получали в 2 раза больше русских). Также с 1728 по 1738 г. понизилось число генералов-иностранцев в российской армии с 58 % до 51%. Таким образом, современные историки настаивают на том, что образ «зловещей бироновшины» не соответствует действительности, но и не отрицают, что в целом эпоха Анны Иоанновны заслужила дурную славу.
Начало ее правления было ознаменовано политическими репрессиями. Первыми ощутили их члены Тайного верховного совета, который был немедленно ликвидирован после воцарения императрицы. Все верховники были отстранены от государственной деятельности, лишены всех своих чинов и регалий, и высланы из Москвы. Одни из них попали в застенки Шлиссельбургской крепости (князь Д.М. Голицын), другие - отправлены в ссылку, а затем казнены (князья Долгорукие).
Затем политический террор обрушился практически на все российское дворянство и другие слои населения. Анна Иоанновна никогда не забывала, как встретила ее российская знать в январе 1730 г. «кондициями», превращавшими ее в куклу на троне. Недоверие и подозрительность императрицы вызвали целую серию репрессий именно против господствующего сословия. Органом политического сыска и репрессий стала, созданная в марте 1731 г. Тайная канцелярия. Главной задачей этого первого в истории России цензурного органа являлся контроль за общественным мнением и отношением разных слоев общества к власти и, прежде всего, лично к императрице. Основными средствами в работе этого карательного органа при «расследовании дел» были пытки и допросы «с пристрастием». Подавляющее большинство дел в Тайной канцелярии велось по доносам. Система наказаний, применяемая к виновным, была весьма разнообразной: от битья батогами и плетью, ссылки на каторжные работы на различные сроки до ссылки в сибирские остроги для пожизненного заключения и смертной казни.
За время правления Анны Иоанновны по разным источникам политическим репрессиям подверглось 10 тыс. до 20 тыс. человек; менее 1 тыс. из них было сослано в Сибирь. Было заведено 2 тыс. политических дел; проведено 128 важнейших судебных процессов 126 из которых были «дворянскими». Почти треть всех осужденных Тайной канцелярией принадлежало к привилегированному сословию (См. Кукурин И. Страсти у трона./Родина. Российский исторический журнал. №9, 2004). Известно, что самодержавная власть в России и до Анны Иоанновны и после нее не могла обойтись без политических репрессий. И количество политических дел было у некоторых российских правителей гораздо большим - например, при Елизавете Петровне (1741-1742) их было рассмотрено - 4,9 тысячи. Но главной особенностью репрессивной деятельности карательных органов Анны Иоанноны стало особое внимание к дворянству. Ни до нее, ни после такого пристального внимания к этому сословию со стороны карательных органов не наблюдалось. Потомки подследственных создавали «общественное мнение» при Елизавете Петровне и Екатерине II. Именно тогда эпоха «бироновшины» стала представать в облике «иноземного засилья» и гонения на знатные фамилии - Долгоруковых, Голицыных, Мусин-Пушкиных, Волынских и др.
Представители этих старинных родов стали выразителями недовольства всего русского дворянства политикой Анны Иоанновны и ее фаворита Бирона. Ярким проявлением этих настроений стал кабинет-министр А.П. Волынский, который вместе со своим окружением (архитектор Еропкин, горный инженер Хрущев, обер-прокурор Сената Сойкин, президент Коммерц-коллегии Мусин-Пушкин) составил «Проект о поправлении государственных дел», содержащий идеи национального патриотизма. В нем было выдвинуто требование о расширении привилегий для русского дворянства в государственном управлении, «чтобы свои природные министры со временем были». За свою деятельность в 1740 г. Волынский и его сторонники были арестованы и в результате быстрого следствия признаны виновными в государственной измене.
Характерной чертой внутренней политики Анны Иоанновны стало дальнейшее отступление от политического и экономического наследия Петра I. Роль Сената резко упала. Вместо Верховного тайного совета был учрежден Кабинет министров (1731) во главе с А. Остерманом. Продолжался процесс ликвидации некоторых петровских коллегий - в частности, в 1731 г. это коснулось берг-коллегии, что нанесло ущерб развитию горных заводов.
Анна Иоанновна не обременяла себя государственными делами, посещая заседания Кабинета министров всего два раза в год. В связи с этим неслучайно появление в 1735 г. указа, по которому подписи трех кабинет-министров приравнивались к подписи императрицы, что избавляло последнюю как от необходимости читать «эти скучные бумаги», так и от каждодневных забот о государственных делах.
Правительство Анны Иоанновны проявляло особую заботу о дворянском сословии. Был отменен петровский указ о единонаследии (1714), что дало право помещикам делить свои имения. Создание в 1731 г. Шляхетского корпуса привело к освобождению дворянства от обязанности начинать военную службу солдатами. В 1736 г. специальным указом воинская служба дворян была ограничена 25-летним сроком, а один из сыновей дворянской семьи вообще освобождался от военной службы.
Параллельно с ростом привилегий дворянства шел процесс дальнейшего закрепощения крестьян. В этой связи особый интерес представляют следующие мероприятия царского правительства:
· запрещение крестьянам заводить фабрики и заниматься торговлей (1731-1732);
· предоставление помещикам права определять крепостным наказание за побег (1736);
· резкий рост повинностей крестьян в пользу помещиков.
Пристальное внимание и особый интерес Анны Иоанновны были связаны с обустройством императорского двора, который в 1732 г. переехал в Петербург. Его содержание обходилось российской казне в весьма круглую сумму - 260 тыс. руб. в год. Иностранцев восхищали пышность и великолепие императорского двора, заполненного музыкантами, певцами, актерами; Благодаря Анне Иоанновне в России стала известна итальянская опера и бильярд. Была организована 2-я экспедиция Беринга к берегам Аляски, известность получили В.К. Треадиаковский и М.В. Ломоносов.
По мнению исследователей, внешняя политика России в годы правления Анны Иоанновны в целом продолжала дело Петра Великого. Российская империя участвовала в двух войнах:
1. Совместно с Австрией в войне за «польское наследство» (1733-1735) на стороне Августа III. Это стоило России 3 тыс. солдат, погибших под Гданьском.
2. Война с Турцией (1735-1739) за выход к Черному морю и для пресечения набегов крымских татар.
Война, стоившая жизни 100-тыс. русских солдат, не решила поставленных задач, и закончилась подписанием Белградского мирного договора: Россия получила вновь Азов, но не имела права его укреплять, что являлось частичной отменой условий Прутского мира (1711). Однако, главной цели - доступа в Черное море достигнуто не было.
Положительными результатами внешнеполитической деятельности правительства Анны Иоанновны следует признать продолжение курса Петра I в отношении укрепления южных границ империи. По мнению С. Соловьева, «закрепление окраин составляет одну из самых видных черт правительственной деятельности в царствование Анны».
Особо стоит отметить успехи России в период правления Анны Иоанновны в сфере внешней торговли. В этой связи для Российской империи большой интерес представляли: на западе Англия, а на востоке - Китай:
1. Взаимовыгодная торговля с Англией привела к заключению в 1734 г. русско-английского трактата о торговле, который стал первым торговым договором России с европейской державой. Английские купцы привозили на судах главным образом шерстяные и шелковые изделия. Сукна, олово, свинец, краски и т.д., а вывозили в большом количестве пеньку, кожу, краски, лен, полотно, железо, ревень, воск, стекло и т.д.
2. Торговля с Китаем, обладавшим большими запасами золота и серебра, имела выгодное значение для России. В Китае наибольшим спросом пользовалась пушнина (соболь, лиса, горностай). В связи с этим правительство России подтвердило государственную монополию на продажу пушнины и запрет на частную торговлю этими товарами в Китае. Также уделялось большое значение казенной караванной торговле. Китайские купцы привозили в Россию ревень, табак, драгоценные камни, чай, серебряную и лаковую посуду.
Завершение царствования Анны Иоанновны увенчалось назначением на российский престол в обход дочери Петра I царевны Елизаветы, сына дочери племянницы императрицы Анны Леопольдовны 2-месячного Ивана (VI) Антоновича Брауншвейгского. Регентом грудного ребенка был назначен Бирон. Императрица умерла 17 октября 1740 г. в возрасте 47 лет.
Бирон был регентом всего двадцать два дня. Дерзкое поведение регента, который упивался своей властью после смерти Анны Иоанновны, помноженное на ненависть к нему практически всего населения империи, привели к быстрому его свержению. Фельдмаршал Миних с 80-тью гренадерами произвел арест всесильного фаворита (ноября 1740 г.) и добился утверждения у власти в качестве регентши Иоанна VI его матери - Анны Леопольдовны (1740-нябрь 1741).
Начало правления Анны Леопольдовны связано с активной государственной деятельностью. Об этом свидетельствуют документы ее правительства, доступ к которым историки получили сравнительно недавно. (Дело в том, что эти важные бумаги были арестованы и опечатаны по личному распоряжению Елизаветы Петровны). Современные историки получив возможность их исследования (И.В. Курукин), пришли к выводу, что имея опытных помощников в лице фельдмаршала Миниха и бюрократа А. Остермана, новая правительница уверенно занялась государственными делами. Первые мероприятия Анны Леопольдовны получили одобрение дворянского общества. Среди них:
· ликвидация официального звания придворного шута (произошло увольнение всех шутов, при этом каждый из них был награжден большими подарками);
· предоставление амнистии всем дворянским фамилиям, пострадавшим во времена репрессий Бирона (Волынские, Голицыны, Долгорукие и многие др.);
· подчинение своей власти Тайной Канцелярии;
· подтверждение основных указов прежнего режима, связанных с привилегиями дворянства (в том числе указ 1736 г. о 25-летней службе дворян) и др.
· победоносная война со Швецией (лето 1741) - под командованием генерала Ласси шведы были разгромлены под Выборгом.
Однако деятельность Анны Леопольдовны отличалась непоследовательностью, что особенно проявилось в кадровой политике. Важные государственные должности по-прежнему раздавались иностранцам, которые оказывали существенное влияние на Анну Леопольдовну. В их числе - Остерман, Левенвольд, саксонский посланник Линар, фрейлина Менгден, и, наконец, сам принц Антон-Ульрих. В ноябре 1741 г. российское общество было встревожено попыткой Анны Леопольдовны принять новый закон о престолонаследии, дающий ей права самодержавной императрицы.
Закон принят не был, но авторитет брауншвейгского семейства резко упал. Вновь российское общество испытало подъем патриотизма, желая избавиться от немецкого засилья, и продолжить преобразования Великого Петра. В качестве его приемника не только дворяне, но и все сословия Российской империи видели Елизавету Петровну. В этих условиях готовился новый дворцовый переворот. При помощи гвардейцев Преображенского полка, а также своих сторонников - личного врача И. Лестока, фаворита А. Разумовского и братьев Шуваловых 25 ноября 1741 г. на престол взошла дочь Петра Великого Елизавета (1741-1761).
Дипломатическую поддержку дочери Великого Петра оказала Франция. Коронация новой императрицы состоялась 25 апреля 1742 года. Этот обряд отличался особенной торжественностью и сметой расходов - казной было выделено 50-сят тыс. рублей.
В результате дворцового переворота был свергнут младенец-император Иван VI Антонович. Все Брауншвейгское семейство было арестовано и заточено в Холмогорах. В Сибирь были сосланы и ведущие министры прежнего царствования - дипломат А. Остерман, фельдмаршал Миних, обер-гофмаршал Левенвольд, граф Головкин, президент Коммерц-коллегии барон Менгден, действительный тайный советник Тимирязев и секретарь кабинета министров Яковлев.
Впервые за всю историю дворцовых переворотов новое правительство попыталось обеспечить себе мощную пропагандистскую поддержку, так как свержение законного императора требовало объяснения. К событиям 1741 г. было приковано пристальное внимание не только в России, но и за рубежом. Для оправдания своих действий правительство Елизаветы Петровны использовало церковные проповеди, в которых представители прежней власти - иностранцы были показаны как воры, убийцы и палачи, которые посягнули на православную веру. В западноевропейских странах, напротив, жалели исчезнувшего царя-младенца и негативно отзывались о самой Елизавете и ее гвардии. Русское правительство незамедлительно предприняло меры, выделив первоначально 2 тыс. руб. для оплаты иностранной прессы, дерзко отзывавшейся о новой правительнице. Интересно, что такой эксперимент оказался удачным - многие журналисты приняли деловое предложение России и поменяли обличительный тон своих статей на хвалебный. Проблемам взаимоотношений российской дипломатии и зарубежной прессе в XVIII в. посвящены исследования современного историка И. Кукурина (См. Кукурин И. Пиар по-московски./Родина. Российский исторический иллюстрированный журнал. № 9, 2003).
Основной целью своего правления Елизавета провозгласила возвращение к политике Петра I. В отличие от Анны Иоанновны новая императрица пыталась активно принимать участие в государственных делах (хотя в отечественной исторической науке существует и противоположное мнение). Согласно данным современного историка В.П. Наумова: «Количественный анализ документов высших государственных учреждений подтверждает мнение о значительной зависимости Сената от императорской власти. В ноябре-декабре 1741 г. Елизавета Петровна дала Сенату 51 указ... и получила от него 14 докладов на «высочайшее утверждение». На следующий год эти цифры составили 183 и 113, в 1743 г. 129 и 54, а в 1744 - 164 и 38 (См. Вопросы истории. № 5, 1993), что говорит об участии императрицы в разрешении государственных дел.
Внутренняя политика Елизаветы Петровны характеризуется следующими важными мероприятиями:
· упразднением кабинета министров (но права Сената не были восстановлены);
· созданием личной канцелярии Ее Императорского Величества (с 1756 г. - в Конференции, в штат которой были зачислены 10 ее ближайших помощников);
· восстановлением некоторых государственных институтов - Главного и городских магистратов, некоторых коллегий (берг- и мануфактурколлегии) и др.;
· устранением многих иностранцев из сфер государственного управления и образования и заменой их русскими (П.И. Шувалов- стал фактическим руководителем правительства, А.П. Бестужев-Рюмин - ведал внешней политикой, А.И. Шувалов - возглавил Тайную канцелярию, К. Г. Разумовский - занимал пост президента Петербургской Академии наук и др.);
· облегчением рекрутской повинности (Россия была разделена на 5 округов, каждый из которых по очереди поставлял по рекруту со 100 ревизских душ);
· прощением крестьянам недоимок за 17 лет (1741), но одновременно повышением косвенных налогов;
· укреплением социально-политического и правового положения дворянства (винокурение стало дворянской монополией, был открыт заемный Дворянский банк, дано разрешение только дворянам покупать людей с землей и без земли, и др.), результатом которого стало превращение дворян в привилегированное замкнутое сословие;
· ухудшением положения крестьянства (фактически была узаконена торговля людьми, т. к. крепостных можно было продавать для отдачи в рекруты (1747); ссылать неугодных крестьян в Сибирь без суда и судебного постановления (1760) и др.);
· ликвидацией таможенных пошлин (1753), что способствовало развитию всероссийского рынка;
· политикой протекционизма - запретом ввозить из-за границы товары, которые можно было производить в России (напр., указ о запрещении завоза шелка из Персии и о поощрении русских заводчиков, которые могли бы взяться за его производство);
· фактической отменой смертной казни (1744), хотя юридической ее отмены не произошло; но за время правления Елизаветы не было подписано ни одного смертного приговора (преступников клеймили и отправляли на каторгу с пожизненным заключением в ножные кандалы);
· открытием Московского университета (1755) и Академии художеств (1757) - большую роль в этом сыграли фаворит императрицы Иван Шувалов и величайший русский ученый М. Ломоносов;
· развитием театральной деятельности: был издан указ об учреждении русского театра (1756) - театр стал государственным учреждением, на содержание которого выделялось 5-ть тыс. руб. в год;
· расцветом архитектурной деятельности: в стили барокко и рококо были построены Зимний Дворец в Петербурге и Большой в Царском селе, дворцы Воронцова и Строганова, а также Аничков дворец, которые стали шедеврами мирового искусства.
Внешняя политика Елизаветы Петровны продолжала петровские традиции. К числу основных внешнеполитических задач данного периода следует отнести сохранение и упрочение позиций России на землях Балтики, а также борьбу с агрессивной Пруссией, стремившейся к гегемонии в Центральной и Восточной Европе.
В 1741г. началась русско-шведская война в которой Россию поддержали Франция и Пруссия. Война закончилась победой русского оружия. Но несмотря на то, что Россия завоевала всю Финляндию - по мирному договору 1743 г. в Або (Турку), оставила за собой лишь незначительную часть финской территории.
Важное значение в череде внешнеполитических событий середины XVII в. имела Семилетняя война (1756-1763), в которой принимали участия крупные европейский страны: Австрия, Франция, Швеция, Саксония, а также Россия. Эти государства, встревоженные растущей мощью и агрессивной политикой Пруссии при короле Фридрихе II, заключили союз, нацеленный на уничтожение Пруссии как государства. Поддержка Пруссии была оказана Англией и Португалией. Война приняла широкий размах: 7 главных сухопутных кампаний проходили в Европе, а морские действия велись по всей Атлантике и Индийскому океану, Средиземному и Карибскому морям.
Участие России в Семилетней войне было обусловлено весьма вескими причинами: агрессивная политика Пруссии затрагивала интересы империи, поставив под угрозу влияние России в части Прибалтийских земель. Успешные военные действия Фридриха II в результате которых были разбиты саксонские, австрийские и французские войска, ускорили вступление в войну России (1757). Это резко изменило соотношение сил.
100-тысячная русская армия во главе с фельдмаршалом С. Апраксиным вторглась в Восточную Пруссию, где произошла битва при Грос-Егерсдорфе, в результате которой была одержана блестящая победа русских войск, открывшая дорогу на Берлин. Однако, понесенные армией Апраксина большие потери и отсутствие должного снабжения не позволили русским использовать эту возможность.
Возобновление наступления русской армии произошло в январе 1758 г., когда под командованием генерала В. Фермора русская армия попыталась прорваться в Восточную Пруссию, но была остановлена непроходимыми дорогами. Летом 1758 г. состоялась Цорндорфское сражение в котором несмотря на колоссальные потери русская армия смогла отойти к Кенигсбергу.
Летом 1759 г. в результате ряда неудач прусской армии в Западной Европе русская армия под командованием П. Салтыкова совместно с австрийской предприняли наступление Восточной Пруссии. Фридрих II потерпел сокрушительное поражение у Кунерсдорфа.
В сентябре 1760 г. корпус генерала З.Г. Чернышева занял столицу Пруссии - Берлин. Однако из-за отсутствия поддержки со стороны союзников - австрийцев, воспользоваться плодами этой победы не удалось - русские были вынуждены оставить Берлин. Следующий год был ознаменован очередной блестящей операцией русских войск - пала прусская крепость Кольберг. При ее взятии впервые проявился военный талант молодого А.В. Суворова.
К концу 1761 г. положение Пруссии было тяжелым: она потеряла половину Силезии, была отрезана от Польши, где добывала продовольствие, русские войска утвердили свои позиции в Померании. К этому времени Англия прекратила оказывать Пруссии финансовую поддержку и вывела свои войска из Европы. Сам Фридрих II в начале 1762 г. признавал, что его армия находится на краю гибели: «Если... никто не придет к нам на помощь - прямо говорю..., что я не вижу никакой возможности отсрочить или предотвратить нашу гибель». От полного поражения Фридриха II могло спасти только чудо. Это чудо произошло 25 декабря 1762 г., когда умерла Елизавета Петровна и российском престоле оказался сторонник Пруссии Петр III
Его царствование началось с уничтожения результатов блестящих побед русской армии:
· была прекращена война с Пруссией;
· заключен союзный договор в мае 1762 г. по условиям которого:
а)Россия возвращала Пруссии все завоеванные территории;
б) Россия превращалась в союзника Пруссии в войне с Австрией.
Таким образом, выход России из войны фактически спас Пруссию от гибели. Блестящие победы русской армии, оплаченные тысячами жизней солдат и офицеров, оказались совершенно бессмысленными. Более того, корпус генерала Чернышева, который занял Берлин, должен был по условиям союзного договора сражаться на стороне Пруссии. Неудивительно, что деятельность нового императора вызвала возмущение не только солдат и офицеров русской армии, но и всего населения империи. Деятельность Петра III оскорбляла национальные чувства русских людей, которые восприняли нового императора как временное недоразумение в истории России. Дворцовый переворот 1762 г. сорвал планы Петра III - Россия вышла из войны и аннулировала договор с Пруссией.
Стоит заметить, что с именем Петра III (декабрь 1761 - июнь 1762 г.) связаны также и серия непопулярных мер в области внутренней политике. В историографии его личность вызывает диаметрально противоположные оценки: от традиционно негативных (поклонник всего прусского) до весьма позитивных (многое из того, что было воплощено в жизнь при Екатерине II начиналось при Петре III). Классическая оценка личности Петра III как «самого неприятного из всего неприятного, что оставила после себя императрица Елизавета» была дана В.О. Ключевским («Курс русской истории». Ч. IV. Лекция 78, любое издание). Часть дореволюционных и современных историков пытались дать более объективную оценку личности Петра III, признавая его неготовность к роли государя, но вместе с тем указывая на весьма положительные меры во внутренней политике, которые успешно воплотила в жизнь Екатерина II (См. Н.Н. Фирсов «Исторические характеристики и эскизы». - Казань,1922; А.Б. Каменский «Под сению Екатерины.- СПб., 1992). В настоящее время существует тенденция «пересмотра» устоявшихся оценок личности и деятельности Петра III (См. А.С. Мыльникова «Искушение чудом: Русский принц и самозванцы» - Л., 1991; А.С. Мыльников Петр III. /Вопросы истории. 1991. № 4-5; М.М. Сокольский «Неверная память» - М., 1990 и др.).
Сегодня можно признать, что 186 дней правления Петра III - это время и прогрессивных начинаний и ошибочных методов. С одной стороны - это череда непопулярных мер, которые быстро восстановили против нового императора все российское общество. С другой - серия важных законов, которые должны были принести императору популярность и поддержку. Рассмотрим более подробно деятельность Петра III в результате которой:
· подписан Манифест (18 февраля 1762 г.) о вольности дворянской (дворяне получили право оставить военную или гражданскую службу и выйти в отставку, когда пожелают; возможность осесть в деревне и обязанность не только вести хозяйство, но и просвещать крестьян; отменялись телесные наказания для дворян; предоставлялось право свободно выезжать за границу);
· ликвидирована Тайной канцелярии (21 февраля 1762 г.), что, правда, не означало прекращение репрессивной политики, но признавалась пагубная роль тайных доносов);
· предпринята неудачная попытка вывести гвардию из Петербурга (лишить ее возможности воздействовать на политическую жизнь страны);
· приняты меры к секуляризации церковных земель и передачи управления ими из ведения Синода в руки вновь создаваемой Коллегии экономии;
· предпринята попытка урегулировать положение старообрядцев, преследовавшихся со стороны официальной церкви и государственной власти (запрет на преследование староверов по религиозным мотивам, что можно расценивать как шаг по привитию русскому обществу свобод совести) и др.
Анализ деятельности Петра III позволяет увидеть в нем весьма дальновидного политического деятеля. Согласно оценки современного историка А.Б. Каменского, «...Прогрессивный с современной точки зрения характер некоторых из его (Петра III) начинаний перечеркивается методами, которыми он пытался их проводить, указывающими на полное отсутствие у него такого важнейшего качества, как политический реализм» (цит. по: Каменский А.Б. Екатерина II //Вопросы истории. 1989. № 3. С.70).
По мнению историков, Петр III в большей степени осознавал себя голштинским герцогом, а не российским императором. Он хотел управлять Россией, но не смог, т.к. не только не знал ее, но и не хотел узнать. Но в качестве главной ошибки Петра III современные исследователи рассматривают его недальновидность относительно его жены-немки Екатерины II, которая в отличие от своего мужа оказалась горячей русской патриоткой.
Непопулярные меры внутренней и внешней политики Петра III привели к тому, что император стал жертвой 6-го переворота (28 июня 1762 г.), который возглавила его жена Екатерина II.
Вывод: «дворцовые перевороты» - это политические смещения в России 1725-1762 гг. Их инициаторами выступали различные дворянские группировки, а ведущей силой являлась дворянская гвардия. В числе причин, подготовивших почву для «дворцовых переворотов» - корпоративные интересы знати, указ о престолонаследии 1722 г., большое количество прямых и косвенных наследников дома Романовых. Основными последствиями драматической эпохи «дворцовых переворотов» стали:
· усиление позиций дворянства;
· внутриполитическая нестабильность:
· отход от петровских преобразований.
Екатерина II отличалась огромной работоспособностью, силой воли, целеустремленностью, храбростью, хитростью, лицемерием, неограниченным честолюбием и тщеславием, в общем, всеми чертами, характеризующими “сильную женщину”. Она могла подавлять свои эмоции в угоду развитому рационализму. Ей был присущ особый талант завоевывать общие симпатии.
Однако, среди противников Петра III были влиятельные люди, которые считали более справедливым возвести на трон малолетнего Павла, а Екатерина II позволить править до совершеннолетия сына. При этом предлагалось создать Императорский совет, ограничивающий власть императрицы. Это не входило в планы Екатерины II. Чтобы заставить всех признать законность своей власти она решила как можно скорее короноваться в Москве. Церемония была совершена 22.09.1762 в Успенском соборе Кремля. По такому случаю народу было предложено богатое угощение. С первых дней царствования Екатерина II хотела быть популярной в самых широких массах народа, она демонстративно посещала богомолья, ходила на поклонение к святым местам.
Ни исторический склад русского государства, ни собственные политические виды не располагали Екатерину II к коренной перестройке центрального управления в духе усвоенных ею либеральных учений тогдашних французских публицистов; но она хотела дать этим теориям возможно широкое применение в местном управлении. Утвержденные ею 7 ноября 1775г. губернские учреждения с небольшими изменениями действовали до земской и судебной реформы 1864г., а некоторые действовали и до 1908г. Они составили довольно сложную систему административных и судебных мест общих и сословных. Россия была разделена на 50 губерний с населением от 300 до 400 тыс. душ в каждой, с подразделением на уезды в 20-30 тыс. душ. Губернии управляются губернаторами; иногда во главе 2-3 губерний ставился генерал-губернатор или наместник с обширными полномочиями. Недостатками учреждений 1775 г. можно признать излишнюю сложность и дороговизну управления и особенно суда, а также одностороннее основание нового областного деления. Россия была разделена без всякого внимания к пространству и к прежнему историческому делению страны, к местным бытовым связям и особенностям населения. Таким образом, уездный город эпохи Екатерины II имел следующую структуру управления:
В каждом губернском городе были установлены:
1) Губернское правление - главное губернское учреждение с губернатором во главе. Оно имело административный характер, являлось ревизором всего управления, представляло собой правительственную власть в губернии.
2) Палаты уголовная и гражданская - высшие органы суда в губернии.
3) Палата казенная - орган финансового управления. Все эти учреждения имели коллегиальный характер (губернское правление - лишь по форме, ибо вся власть принадлежала губернатору) и бюрократический состав и ведали все сословия губернии. Затем в губернском городе были:
4) Верхний земский суд - судебное место для дворянских тяжб и для суда над дворянами. 5) Губернский магистрат - судебное место для лиц городского сословия по искам и тяжбам на них.
6) Верхняя расправа - судебное место для однодворцев и государственных крестьян. Эти суды имели коллегиальный характер, состояли из председателей - коронных судей и заседателей- выборных того сословия, делами которого занималось учреждение. По кругу дел и по составу эти учреждения были, стало быть, сословными, но действовали под руководством коронных чиновников. Наконец, в губернском городе были:
7) Совестный суд - для полюбовного решения тяжб и для суда над невменяемыми преступниками и непреднамеренными преступлениями и
8) Приказ общественного призрения - для устройства школ, богаделен, приютов и т. п. В обоих этих местах председательствовали коронные чиновники, заседали представители всех сословий и ведались лица всех сословий. Так, не будучи сословными, эти учреждения не были и бюрократическими.
В каждом уездном городе находились:
1) Нижний земский суд - ведавший уездную полицию и администрацию, состоявший из исправника (капитана-исправника) и заседателей; и тот, и другие избирались из дворян уезда. Исправник считался начальником уезда и был исполнительным органом губернского управления.
2) Уездный суд - для дворян, подчиненный Верхнему земскому суду.
3) Городской магистрат - судебное место для горожан, подчиненное губернскому магистрату (городская полиция была вверена коронному чиновнику - городничему).
4) Нижняя расправа - суд для государственных крестьян, подчиненный верхней расправе.
Все эти учреждения по своему составу были коллегиальными и сословными местами (из лиц того сословия, дела которого ведали); только председатель нижней расправы был назначаем от правительства. Кроме перечисленных учреждений следует заметить еще два: для попечения о вдовах и детях дворян была установлена Дворянская Опека (при каждом Верхнем земском суде), а для призрения вдов и сирот горожан - сиротский суд (при каждом городовом магистрате). И в том, и в другом учреждении членами были сословные представители. В Дворянской Опеке председательствовал предводитель дворянства (они стали существовать со времени Екатерининской комиссии), а в сиротском суде - городской голова. Такова была система местных учреждений Екатерины II. Мы видим, что вместо довольно простых форм прежнего времени теперь раскинута в каждой губернии целая сеть учреждений с многочисленным составом, и эта многочисленная администрация сосредоточена в меньших административных округах. При обилии новых учреждений замечаем, что они стараются выдержать модный в XVIII в. принцип разделения ведомств и властей: администрация в них отделена от суда, суд - от финансового управления. Местные общества получили на сословном принципе широкое участие в делах местного управления: и дворянство, и горожане, и даже люди низших классов наполняли своими представителями большинство новых учреждений. Местная администрация приняла вид земского самоуправления, действовавшего, впрочем, в чувствительной зависимости и под контролем немногих правительственных лиц и бюрократических органов. Екатерина думала, что она достигла своих целей: усилила состав администрации, правильно распределила ведомства между органами управления и дала широкое участие земству в новых учреждениях. Местное управление вышло очень систематично и либерально. Оно отвечало до некоторой степени и отвлеченным теориям Екатерины, потому что отразило на себе либеральные учения европейских публицистов, и желаниям сословий, потому что имело несомненную связь с депутатскими желаниями. О самоуправлении говорили в комиссии 1767--1768.
Однако, будучи очень систематичны сами по себе, местные учреждения 1775 г. не привели в систему всего государственного управления. Они не затронули форм центрального управления, но имели на него косвенное влияние. Центр тяжести всего управления был перенесен в области, и в центре оставалась лишь обязанность руководства и общего наблюдения. Екатерина сознавала это. Но она не тронула первоначально ничего в центральном управлении, а между тем перемены в нем должны были произойти, потому что Петр именно на петербургские коллегии возложил главную тяжесть управления. Перемены и произошли скоро: за неимением дел, коллегии мало-помалу стали уничтожаться. За водворением стройной системы в местном управлении следовало падение прежней системы в управлении центральном. Оно... стало требовать реформы и, пережив окончательное расстройство при императоре Павле, получило ее уже при императоре Александре I (когда учреждены были министерства).
Таковы были главные меры Екатерины относительно управления. Новые учреждения, притягивая к себе силы местных обществ, вносили нечто новое в жизнь и отношения сословий. Легко заметить, что, за исключением двух учреждений (совестного суда и приказа общественного призрения), все остальные были органами какого-нибудь одного сословия. Самоуправление получило строго сословный характер: оно не было новостью для горожан, зато громадной новостью было для дворянства.
Учреждение 1775г. открыло дворянству широкое и влиятельное участие в местном управлении и суде. Жалованная грамота дворянству 1785г., образовав из дворян каждой губернии дворянское общество, точно определило и закрепило сословные права дворянства как личные, так и общественные.
Екатерина II для обсуждения важнейших государственных вопросов созывала совет из доверенных лиц, не имевший ни определенного круга дел, ни установленного порядка их производства. Главное его предназначение - подача мнений и советов. Императрица не всегда присутствовала на заседаниях, через секретарей передавала записки и вопросы для обсуждения. Крупные указы она всегда выносила на заседание Совета, как он должен был быть на практике. В 1787г. она издала указ, который часто называют "конституцией просвещенного абсолютизма". В нем определялось, что Совет является постоянным органом государственной власти при императрице, а главные его задачи - "иметь рассуждение и бдение" по вопросам обороны, государственной безопасности и целости государства. В условии государственной политики, которую проводила императрица, роль Сената не могла быть неизменной. Он терял сове значение, превращаясь постепенно в судебно-контрольный орган.
Бюрократия в екатерининское время выросла в числе и усилила свое влияние. Злоупотребления властью, коррупция являлись приметами того времени. Екатерина II сказала об этом: "Меня обворовывают также как и других, но это хороший знак и показывает, что есть что воровать".
Жалованная грамота городам, изданная в одно время с дворянской, установила состав, управление и состав "градского общества". Она разделила городских обывателей на шесть классов: то были
1) настоящие городские обыватели, лица без всякого звания, владевшие какой-либо недвижимой собственностью в городе
2) купцы трех гильдий
3) ремесленники вписавшиеся в цехи
4) иногородние и иностранные гости, приписавшиеся к городу для промышленных занятий,
5) именитые горожане, лица занимавшие должности по городским выборам, ученые с академическими или университетскими аттестатами, художники и артисты, капиталисты с объявленным капиталом не менее 50тыс.руб. и т.п.
6) посадские, живущие каким-либо промыслом или работающие в городе, но не вошедшие в состав никакой другой группы городских обывателей.
Раз в три года городские обыватели всех шести классов созывались на общее городское собрание для выбора членов сословного суда (магистрата), городского головы и других должностных лиц городского выборного управления, а также для представления губернатору всех общественных нужд и пользах города. Но дворянского права "делать представления и жалобы" верховной власти городского общества не получили.
Хозяйство и благоустройство города ведали две городские думы, общая, состоящая из выборных гласных от всех званий городского населения, от каждой гильдии, каждого цеха и т.д., и шестигласная, состоявшая из 6 гласных, которых избирала общая дума из своей среды по одному от каждого из шести раз