1. На основании приведенных ниже данных:
Вид продукции | Прошлый год | Отчетный год | ||
объем реализации, тыс. шт. | цена, руб. / шт. | объем реализации, тыс. шт. | цена, руб. / шт. | |
А | ||||
Б | ||||
В |
а) рассчитайте удельный вес каждого вида продукции в выручке предприятия в каждом периоде;
б) постройте структурные диаграммы выручки за оба года.
11. Рабочий изготавливает на станке 520 деталей за дневную смену. В ночную смену его выработка составляет 450 деталей. Какова среднесменная выработка рабочего, если ночная смена на два часа короче дневной?
12. Известно, что курсовая стоимость акций определяется как средняя цена торгов. В течение дня на бирже совершались сделки с акциями компании «Коллапс». В таблице приведены цены и объемы сделок.
Цена за одну акцию, руб. | ||||||
Объем сделки, сотен шт. |
Рассчитайте, какой была в среднем цена акций компании на этих биржевых торгах.
13. Молокозавод выпускает сметану различной жирности, реализуя ее по разной цене. Данные о реализации сметаны за неделю приведены в таблице. Рассчитайте среднюю цену реализации сметаны.
Показатель | Значения показателей жирности, % | |||
Цена, руб. / кг | 30,6 | 32,0 | 33,1 | 35,2 |
Объем реализации, кг |
14. Известно, что 15 % работников предприятия имеют 11-й разряд, 17 % – 12-й, 12 % – 13-й, 33 % – 14-й, 7 % – 15-й, остальные – 16-й. Определите средний разряд рабочих на данном предприятии. Отобразите структуру персонала секторной диаграммой.
15. Известно, что курсовая стоимость акций определяется как средняя цена торгов. В течение дня на бирже совершались сделки с акциями компании «Альфа». По приведенным данным определите курсовую стоимость акций в этот день.
Объем сделок, шт. | |||||
Цена акций, у. е. / шт. |
16. Темпы роста цен на сырье, используемое в производстве продукции, в течение четырех кварталов были различными. Найдите среднеквартальный темп роста цен.
Квартал | I | II | III | IV |
Темп роста, % |
17. Численность студенческой группы – 20 человек. По контрольной работе студентами получены оценки, перечисленные в таблице. Определите средний балл по контрольной работе в группе. Сгруппируйте приведенные данные (группировочный признак – оценка), оцените количество студентов в каждой подгруппе и удельный вес подгруппы. Результаты группировки оформите таблицей и круговой диаграммой.
№ студента | ||||||||||
оценка |
№ студента | ||||||||||
оценка |
18. Компания «Фарма» владеет сетью стационарных аптек, аптечных киосков и фармацевтических отделов в различных магазинах города. Выручка 35 торговых точек, принадлежащих компании, за июль в
тыс. руб. представлена ниже в таблице. Составьте группировку по полученной торговыми точками выручке, определив количество и интервал групп. Определите удельный вес каждой группы в общем количестве торговых точек. Постройте по результатам группировки секторную диаграмму.
№ п/п | |||||||
Выручка | |||||||
№ п/п | |||||||
Выручка | |||||||
№ п/п | |||||||
Выручка | |||||||
№ п/п | |||||||
Выручка | |||||||
№ п/п | |||||||
Выручка |
19. В цехе установлено 20 станков. Ниже приведены результаты замеров времени простоя каждого из станков в течение часа. Составьте группировку, используя в качестве группировочного признака время простоя. Интервал времени простоя в группе – 5 минут. В первую группу отберите данные о станках с простоем от 0 до 5 мин. / час. Подумайте, в какую из групп должны войти пограничные данные (5, 10 и т. д. мин.) Определите удельный вес каждой группы станков и среднее время простоя в каждой группе. Оформите результаты таблицей. Постройте по результатам группировки секторную диаграмму.
№ станка | ||||||||||
Время простоя, мин. / ч | 5,5 | 21,5 |
№ станка | ||||||||||
Время простоя, мин. / ч | 3,5 |
20. В цехе установлено 20 станков. Ниже приведены результаты подсчетов частоты отказов станков в течение месяца.
№ станка | |||||||||||
Частота отказов |
№ станка | ||||||||||
Частота отказов |
Составьте группировку станков по частоте отказов. В первую группу отнесите станки с частотой отказов от 0 до 4 включительно. Формируйте группы с равными интервалами. Определите удельный вес каждой группы станков. Определите частоту отказов в среднем по каждой группе и по всем 20 станкам. Оформите результаты таблицей. Постройте секторную диаграмму, отражающую удельные веса каждой группы в общей совокупности.
21. Проведите опрос среди своих знакомых (или в своей студенческой группе). Выясните, сколько родителей опрошенных имеет высшее образование, сколько – среднее (и, возможно, сколько родителей имеет два высших образования). Результаты опроса сгруппируйте в виде таблицы, в которой должны быть приведены данные об общем числе опрошенных, о числе лиц с тем или иным уровнем образования и об удельном весе каждой группы опрошенных. По данным об удельных весах групп постройте круговую диаграмму.
22. Проведите опрос в группе. Соберите данные о возрасте родителей одногруппников и о том, какое образование: высшее или среднее, - они имеют. Проведите группировку собранных сведений по признаку возраста, а внутри каждой возрастной группы – по уровню образования. Подсчитайте, сколько человек в каждой возрастной группе имеют среднее, а сколько – высшее образование; каков удельный вес этих подгрупп в каждой возрастной группе. Результаты группировки оформите таблицей.
23. На основании приведенных ниже данных рассчитайте:
а) базисные и цепные темпы роста объемов производства продукции;
б) среднегодовой темп роста продукции.
Постройте линейный график динамики объемов производства продукции.
Год | ||||||
Объем производства, т |
24. В таблице приведена динамика объемов продаж торговой компанией в течение ряда лет (в тыс. т).
2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. |
а) рассчитайте цепные и базисные темпы роста и прироста объемов продаж, приняв 2003-й год в качестве базисного;
б) используя данные о цепных темпах роста, оцените средний за рассматриваемый период темп роста объемов продаж;
в) отобразите динамику объемов продаж столбиковой диаграммой;
г) начертите линейный график цепных темпов прироста объемов производства.
25. В таблице ниже приведена динамика объемов производства мороженого в России в течение ряда лет (в тыс. т).
а) рассчитайте цепные и базисные темпы роста и прироста объемов производства, приняв 2003-й год в качестве базисного;
б) оцените средний за рассматриваемый период темп роста объемов производства;
в) отобразите динамику объемов производства мороженого полосовой диаграммой.
1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. |
26. В таблице приведена динамика объемов производства продукции предприятием в течение ряда лет (в тыс. т).
1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. |
а) рассчитайте цепные и базисные темпы роста и прироста объемов производства, приняв 2008-й год в качестве базисного;
б) оцените средний за рассматриваемый период темп роста объемов производства;
в) начертите линейные графики базисных темпов роста и темпов прироста объемов производства.
27. Известно, что объем производства арахиса в Сенегале в 2002 г. составил 500 млн т. По приведенным данным найдите объемы производства арахиса в 2003–2008 гг.
Год | ||||||
Темпы роста объемов производства цепные, % | 96,6 | 103,8 | 99,1 | 100,2 | 103,7 | 102,5 |
Определите средний темп роста объемов производства за этот период. Цепные темпы роста изобразите с помощью линейного графика.
28. Ниже приведены данные о динамике объемов продаж продукции компании «Сигма» на экспорт. Известно также, что в 2003 г. на экспорт было отгружено 365 тонн продукции.
а) рассчитайте, сколько продукции отгружалось на экспорт в 2004-2008 гг.;
б) постройте столбиковую диаграмму объемов экспорта продукции «Сигма»;
в) приняв 2004 г. за базисный, рассчитайте базисные темпы роста объемов экспорта;
г) постройте линейный график базисных темпов роста объемов экспорта.
Год | |||||
Темп прироста цепной, % | 5,56 | 5,96 | 20,65 | 27,0 | 28,16 |
29. Известно, что объем валового внутреннего продукта (ВВП) в Таиланде в 2002 г. составил 2146 млн у. е. По приведенным в таблице данным найдите объемы ВВП в 2003–2008 гг. Определите средний темп роста ВВП за весь период и базисные темпы роста, приняв 2003 г. за базисный. Объемы валового внутреннего продукта изобразите с помощью полосовой диаграммы.
Год | ||||||
Темпы роста ВВП цепные, % | 96,6 | 103,8 | 99,1 | 103,2 | 106,7 | 100,5 |
30. Ниже приведены данные о динамике объемов продаж продукции компании «Экстра» на экспорт. Известно также, что в 2003 г. на экспорт было отгружено 365 тонн продукции. Считая этот год базисным:
а) рассчитайте, сколько продукции отгружалось на экспорт в 2004–2008 гг.;
б) рассчитайте цепные темпы роста объемов экспорта;
в) постройте фигурную диаграмму объемов экспорта продукции «Экстра»;
г) постройте линейный график цепных темпов роста объемов экспорта.
Год | |||||
Темп прироста базисный, % | 5,5 | 28,9 | 20,5 | 27,0 | 38,16 |
Тесты
Выберите один правильный ответ.
1. Для расчета средних темпов роста используется:
а) средняя арифметическая;
б) средняя геометрическая;
в) средняя хронологическая.
2. Цена на продукцию в прошлом году составляла 4 руб. / шт., а в отчетном – 7 руб. / шт. В отчетном году уровень цены по отношению к прошлогоднему составил:
а) 175 %;
б) 75 %;
в) 57,1 %;
г) (– 42,9 %).
3. Формула для расчета средней геометрической величины имеет вид:
а) ;
б) ;
в) .
4. Какие из методов экономического анализа не относятся к формализованным:
а) методы сравнений;
б) методы расчета средних величин;
в) методы экспертных оценок;
г) методы теории принятия решений;
д) методы построения дерева решений.
7. В экономическом анализе не используются относительные величины:
а) интенсивности;
б) экстенсивности;
в) эффективности;
г) структуры;
д) координации.
8. Объем продаж фирмы в отчетном году составил 35 млн руб., а в предыдущем – 25 млн руб. Темп прироста объема продаж составил:
а) 140 %;
б) 40 %;
в) б71,4 %;
г) (– 40 %).
11. Группировки не бывают:
а) типовые;
б) типологические;
в) аналитические;
г) структурные.
12. Объем продаж фирмы в отчетном году составил 35 млн руб., а в предыдущем – 25 млн руб. Темп роста объема продаж составил:
а) 140 %;
б) 40 %;
в) 71,4 %;
г) (– 40 %).
13. Метод расчета средних величин – это:
а) элементарный метод экономического анализа;
б) метод статистики;
в) метод сравнения;
г) коэффициентный метод.
15. Экономический анализ заимствует методы:
а) статистики;
б) социологии;
в) статики;
г) бухгалтерского учета;
д) макроэкономики.
17. Сравнения бывают:
а) одномерные;
б) безразмерные;
в) поэтапные;
г) цепные;
д) базисные.
19. По форме различают следующие относительные величины:
а) показатели, коэффициенты;
б) коэффициенты, индексы, процентные соотношения;
в) динамики, структуры, эффективности;
г) динамики, статики, структуры, экстенсивности.
20. Цена на продукцию в прошлом году составляла 4 руб. / шт., а в отчетном – 7 руб. / шт. В отчетном году цена выросла:
а) на 175 %;
б) 75 %;
в) 57,1 %;
г) (– 42,9 %).
22. 10 акций компании «Софт» были проданы по 120 руб. / шт., а 100 акций – по 90 руб. / шт. Средняя цена на акции компании «Софт»:
а) 48,57 руб. / шт.;
б) 1.91 руб. / шт.;
в) 92,73 руб. / шт.
23. Группировка – это:
а) неформализованный метод;
б) метод экономической статистики;
в) метод математической статистики;
г) метод построения аналитических таблиц.
25. По содержанию различают следующие относительные величины:
а) показатели, коэффициенты;
б) коэффициенты, индексы, процентные соотношения;
в) динамики, структуры, эффективности;
г) динамики, статики, структуры, экстенсивности.
26. Формула для расчета простой средней арифметической величины имеет вид:
а) ;
б) ;
в) .
30. В экономическом анализе реже других используют следующую форму средних величин:
а) средняя арифметическая;
б) средняя гармоническая;
в) средняя геометрическая;
г) средняя хронологическая.
31. Метод группировки предполагает:
а) прием детализации;
б) расчленение совокупности данных на группы с целью изучения ее структуры или взаимосвязей между компонентами;
в) изучение соотношения двух групп взаимосвязанных показателей, итоги которых должны быть равны;
г) обобщение оценок экспертов, касающихся перспектив развития того или иного экономического субъекта.
34. Формула для расчета средней хронологической величины имеет вид:
а) ;
б) ;
в) .
36. Какие из методов экономического анализа не относятся к формализованным:
а) методы сравнений;
б) методы расчета средних величин;
в) методы экспертных оценок;
г) методы теории принятия решений;
д) методы построения дерева решений.