ПЛАН:
1. 1. Понятие экспертизы в образовании, специфика экспертных процедур в образовании.
2. Метод экспертных оценок. Алгоритм экспертизы.
3. Экспертиза инновационных проектов в образовании.
4. Экспертный лист. Паспорт зрелости инновационного проекта.
5. Экспертное заключение.
Вопросы и задания к семинару:
1.Выпишите в свою терминологическую карту понятия: экспертизы в образовании; структура экспертизы; типы экспертизы и их характеристика; форма представления результатов экспертизы.Установите взаимосвязь между ними.
2. Выберите самостоятельно(можно воспользоваться материалами Интернет) инновационный проект (программу развития ОУ) или программу опытно- экспериментальной работы конкретного ОУ и разработайте аппарат экспертизы. Результаты представьте в таблице.
Аппарат экспертизы | Инновационный проект |
Объект | |
Предмет | |
Цель | |
Процедура | |
Средства | |
Продукт |
3. Экспертизу проектов в области гуманитарных и общественных наук проводят Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ)[3] и Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ)[4]. В РГНФ экспертная оценка формализуется в виде ответов на вопросы экспертной анкеты и предусматривает следующие варианты итогового заключения эксперта:
|
|
5 — проект заслуживает безусловной поддержки;
4 — проект заслуживает поддержки;
3 — проект может быть поддержан;
2 — проект не заслуживает поддержки;
1 — проект не заслуживает рассмотрения экспертным советом.
Задание: В соответствии с данной шкалой вам предлагается экспертный лист по оценке инновационных образовательных проектов ( см.[1] Приложение 1).
A. Обсудите его в группе и договоритесь, будете ли вы использовать его в данном виде или он нуждается в некоторой переработке. О своем решении сообщите другим группам экспертов и обсудите с ними количество критериев, которые вы будете использовать для оценки инновационных проектных предложений на получение статуса ФИП (можете использовать критерии, предложенные в экспертном листе).
B. Проведите процедуру экспертизы каждого проектного предложения и определите уровень его зрелости ( см.[1] Приложение1 Профиль зрелости проекта)
C. На основе профиля зрелости лучшего проектного предложения составьте обобщенное экспертное заключение (мнение о лучшем проектном предложении у разных групп экспертов может не совпасть). В экспертном заключении (итоговой оценке) необходимо обобщить результаты анализа проекта:
- Особенности проекта (НИР, программа развития, программа эксперимента и т.д.)
- Потенциал проекта
- Профиль зрелости проекта с комментариями
|
|
- Обобщенная оценка
- Преимущества, слабые стороны и риски проекта.
D. Представьте экспертное заключение в письменном виде.
Источники и литература:
1. Дука Н.А. Дроботенко Ю.Б. и др.инновационные процессы в образовании:практикум для студентов магистратуры.-Омск: Изд-во ОмГПУ, 2012.
2. Иванов Д.А. Экспертиза экспериментальной и инновационной деятельности в образовании. – М.: Изд - во УЦ «Перспектива», 2011.
3. Междисциплинарная стратегия выбора гуманитарных технологий в магистратуре современного университета: научно-методические материалы/ под общей ред. Н.В. Чекалевой.- СПб.: ООО «Книжный Дом», 2009;
4. Новикова Т. Г. Проектирование и экспертиза инновационной деятельности в образовании. Вып. 12. - М.: ЦРСДОД, 2001. - 64 с.
5. Новикова Т.Г. Эксперт по инновационной деятельности в образовании: качества, способы отбора//Педдиагностика.-2006.-№3.-С.26-43.
6. Новикова, Т.Г. Экспертиза инноваций в образовании. Подготовка экс-пертов гражданских институтов / Т. Новикова // Народное образование: рос. обществен.-пед. журн. - М., 2006. - № 4. - C. 104-109.
7. Шургина, С.А. Организация экспертизы инновационной деятельности в образовании / С. А. Шургина // Справочник руководителя образовательного учреждения: журнал. - М., 2006. – N 8. - C. 22-30.