Причины: принятие решения потребителем об использовании предназначенной для оплаты суммы на другие цели; отсутствие необходимой суммы у потребителя.
Факторы риска: кризисное состояние взаимных платежей; неравномерное и неожиданное повышение цен отдельными предприятиями; низкая правовая культура руководителей; слабость хозяйственного арбитража.
Рекомендуемые методы минимизации: наиболее распространенный – предварительная (до получения товара или услуги) оплата. Этот достаточно примитивный способ снижения риска является, по нашему мнению, вредным как для экономики страны в целом, так и для отдельных товаропроизводителей в частности. Экономике в целом он принес кризис неплатежей, увеличение числа экономических преступлений, разрыв иди снижение интенсивности хозяйственных связей, техническое ухудшение системы взаимных платежей, способствовал снижению объемов производства и реализации продукции. Для отдельного предприятия необходимость предоплаты существенно ограничивает возможность приобретения необходимых исходных материалов, сужает поле хозяйственного маневра, по существу искажает нормальные пропорции между производственной и финансовой деятельностью предприятия, способствует снижению качества продукции. Поэтому более целесообразным представляется использование в различных сочетаниях и группировках мер некоммерческой вертикальной и диагональной интеграции, перекрестного владения акциями, страхования сделок у третьих лиц, залогов и, наконец, средств систематического информирования общественности о предприятиях, традиционно нарушающих (или, наоборот, соблюдающих) условия договоров.
|
|
6. Риск отказа покупателя от полученной и оплаченной им продукции (возврат).
Причины: несоответствие продукции требованиям к её качеству; невозможность использования потребителем продукции данного качества; решение потребителя о переключении на другой вид продукции или на другого поставщика.
Факторы риска: нестабильность общей социально-экономической обстановки; излишняя концентрированность выходных потоков предприятия на малом числе потребителей; низкая степень культуры и правового сознания руководителей.
Рекомендуемые методы минимизации: в целом те же методы, что и при компенсации риска неоплаты. Дополнительно следует принять меры к созданию барьеров на пути переключения потребителей на другие виды продукции, удовлетворяющие тот же вид потребности и в особенности на других поставщиков. В числе этих мер могут быть применены отдельные виды горизонтальной интеграции, т.е. договоры с конкурентами о своеобразном разделе сфер влияния. Здесь уместно еще раз подчеркнуть необходимость создания и ведения максимально полной базы данных о субъектах и процессах рынка. В состав этой базы должны входить данные: о реальных и возможных потребителях продукции; о профильных технологиях, используемых на предприятиях-потребителях; о продукции, производимой на этих предприятиях, и ее потребителях (для товаров конечного потребления - типологию потребителей, структура сегментов рынка, ее динамика и т.д.); о поставщиках необходимых материалов и оборудования; об освоенных на предприятиях-поставщиках технологиях; об остальных видах продукции этих предприятий, потребителях этой продукции, а также о необходимых исходных материалах. Таким образом, в базе данных предусматривается анализ информации как на две ступеньки вперед (по вертикали товарных переделов), так и на две ступеньки назад. Для сбора необходимых данных целесообразно либо поддерживать постоянную связь со специализированными в области бизнес информации фирмами, либо содержать (возможно, на паях с другими предприятиями) сеть информаторов.
|
|
7. Риск неверного прогнозирования ситуации и получения неправильных исходных данных.
Причины: отсутствие на предприятии необходимых традиций и системы непрерывного прогнозирования рыночной среды; неумение осуществлять рыночный мониторинг; отсутствие эффективной методики прогнозирования поведения рыночных субъектов, а также мезо- и макроэкономических факторов.
Факторы риска: низкий уровень управления предприятием; отсутствие квалифицированных менеджеров
Рекомендуемые методы минимизации: резкое повышение внимания к стратегическому и перспективному планированию; создание сквозной системы сбора и анализа исходной информации, прогнозирования и принятия стратегических решений; выделение средств на эти цели в составе статей распределения прибыли или кредитных средств; приглашение профессиональных консультантов по маркетингу и управлению; повышение квалификации административно-управленческого персонала предприятия.