Риск неполучения или несвоевременного получения оплаты за реализованную без предоплаты продукцию

Причины: принятие решения потребителем об использовании пред­назначенной для оплаты суммы на другие цели; отсутствие необходимой суммы у потребителя.

Факторы риска: кризисное состояние взаимных платежей; неравно­мерное и неожиданное повышение цен отдельными предприятиями; низкая правовая культура руководителей; слабость хозяйственного арби­тража.

Рекомендуемые методы минимизации: наиболее распространенный – предварительная (до получения товара или услуги) оплата. Этот доста­точно примитивный способ снижения риска является, по нашему мне­нию, вредным как для экономики страны в целом, так и для отдельных товаропроизводителей в частности. Экономике в целом он принес кри­зис неплатежей, увеличение числа экономических преступлений, разрыв иди снижение интенсивности хозяйственных связей, техническое ухуд­шение системы взаимных платежей, способствовал снижению объемов производства и реализации продукции. Для отдельного предприятия не­обходимость предоплаты существенно ограничивает возможность при­обретения необходимых исходных материалов, сужает поле хозяйствен­ного маневра, по существу искажает нормальные пропорции между про­изводственной и финансовой деятельностью предприятия, способствует снижению качества продукции. Поэтому более целесообразным пред­ставляется использование в различных сочетаниях и группировках мер некоммерческой вертикальной и диагональной интеграции, перекрест­ного владения акциями, страхования сделок у третьих лиц, залогов и, на­конец, средств систематического информирования общественности о предприятиях, традиционно нарушающих (или, наоборот, соблюдаю­щих) условия договоров.

6. Риск отказа покупателя от полученной и оплаченной им про­дукции (возврат).

Причины: несоответствие продукции требованиям к её качеству; не­возможность использования потребителем продукции данного качества; решение потребителя о переключении на другой вид продукции или на другого поставщика.

Факторы риска: нестабильность общей социально-экономической обстановки; излишняя концентрированность выходных потоков пред­приятия на малом числе потребителей; низкая степень культуры и пра­вового сознания руководителей.

Рекомендуемые методы минимизации: в целом те же методы, что и при компенсации риска неоплаты. Дополнительно следует принять меры к созданию барьеров на пути переключения потребителей на другие виды продукции, удовлетворяющие тот же вид потребности и в особенно­сти на других поставщиков. В числе этих мер могут быть применены от­дельные виды горизонтальной интеграции, т.е. договоры с конкурентами о своеобразном разделе сфер влияния. Здесь уместно еще раз подчерк­нуть необходимость создания и ведения максимально полной базы дан­ных о субъектах и процессах рынка. В состав этой базы должны входить данные: о реальных и возможных потребителях продукции; о профиль­ных технологиях, используемых на предприятиях-потребителях; о про­дукции, производимой на этих предприятиях, и ее потребителях (для то­варов конечного потребления - типологию потребителей, структура сег­ментов рынка, ее динамика и т.д.); о поставщиках необходимых матери­алов и оборудования; об освоенных на предприятиях-поставщиках тех­нологиях; об остальных видах продукции этих предприятий, потребите­лях этой продукции, а также о необходимых исходных материалах. Та­ким образом, в базе данных предусматривается анализ информации как на две ступеньки вперед (по вертикали товарных переделов), так и на две ступеньки назад. Для сбора необходимых данных целесообразно либо поддерживать постоянную связь со специализированными в области бизнес информации фирмами, либо содержать (возможно, на паях с дру­гими предприятиями) сеть информаторов.

7. Риск неверного прогнозирования ситуации и получения не­правильных исходных данных.

Причины: отсутствие на предприятии необходимых традиций и сис­темы непрерывного прогнозирования рыночной среды; неумение осуще­ствлять рыночный мониторинг; отсутствие эффективной методики про­гнозирования поведения рыночных субъектов, а также мезо- и макроэко­номических факторов.

Факторы риска: низкий уровень управления предприятием; отсутствие квалифицированных менеджеров

Рекомендуемые методы минимизации: резкое повышение внимания к стратегическому и перспективному планированию; создание сквозной системы сбора и анализа исходной информации, прогнозирования и при­нятия стратегических решений; выделение средств на эти цели в соста­ве статей распределения прибыли или кредитных средств; приглашение профессиональных консультантов по маркетингу и управлению; повы­шение квалификации административно-управленческого персонала предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: