Комплексная система управления качеством продукции (КС УКП)

С появлением КСУКП закончился этап стихийного развития отечественных систем управления качеством, когда отсутствовала единая теоретическая и методическая база. КСУКП является неотъемлемой частью системы управления производством и представляет собой комплекс взаимосвязанных технических, экономических, социальных организационных мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение, поддержание и восстановление необходимого уровня качества продукции на всех этапах ее жизненного цикла. Объектами управления в КСУКП являются:

· персонал;

· средства труда (оборудование, документация, энергоносители и т.д.);

· предметы труда (материалы, комплектующие, заготовки т.д.).

Если попытаться коротко и в концентрированной форме отметить характерные черты разработки, положенные в основу КС УКП, то их пять:

· во-первых, была сформулирована главная цель системы;

· во-вторых, все действия в рамках системы были сгруппированы в специальные функции;

· в-третьих, предусматривалась многоуровневая организация управления (на уровнях предприятия, службы, цеха, участка, рабочего места);

· в-четвертых, стандарты предприятия были использованы в качестве организационно-технической основы системы;

· в-пятых, при создании системы, ее внедрении и развитии использовались во взаимосвязи общая теория управления, методы системности и проблемно-целевого управления, меры поощрения и морального стимулирования повышения качества продукции.

Формулировка, определяющая главную цель КС УКП, была принята в такой редакции: обеспечение постоянного роста качества и технического уровня выпускаемой продукции в соответствии с плановыми заданиями, запросами потребителей и требованиями стандартов.

Организационно-методической базой КСУ КП являются стандарты предприятия (СТП), регламентирующие деятельность по управлению качеством всех подразделений предприятия. Комплекс СТП строится по блочному принципу и содержит шесть блоков (рисунок 6).

Первый блок включает основной СТП системы и общие СТП. Основной СТП содержит:

· общее описание КС УКП, основные цели системы и критерии эффективности;

· схему организационной структуры управления и распределение функций управления между ее звеньями;

· состав, методы и средства обеспечения функционирования системы на всех стадиях жизненного цикла продукции;

· перечень нормативной документации по управлению качеством на предприятии.

 
 

Общие СТП распространяются на все подразделения и регламентируют:

· информационное обеспечение системы;

· порядок разработки, утверждения и внедрения СТП;

· порядок проведения различных организационных мероприятий и др.

Второй блок содержит СТП, в которых устанавливаются требования к показателям качества процессов организационного и технического управления.

Третий блок составляют СТП на функционирование звеньев организационной структуры управления (включая подразделения службы управления качеством), определяющие:

· количество и общее содержание функций по управлению качеством;

· порядок их выполнения и связи по выполняемым функциям между подразделениями одного уровня управления, выше и нижестоящими.

СТП второго и третьего блоков упорядочены:

· по контурам горизонтов функционирования – стратегического, тактического и оперативного;

· по стадиям жизненного цикла продукции – разработке, изготовлению, поставке, эксплуатации;

· по фазам процесса управления – анализ информации, принятие решения, выработка управляющих воздействий.

Четвертый блок содержит СТП на функционирование звеньев производственно-исполнительской структуры основного, вспомогательного и обслуживающего производства. В указанных СТП регламентируется порядок выполнения данными звеньями специализированных функций по управлению качеством.

Пятый блок составляют СТП на показатели качества производственных процессов и их составляющих (труд исполнителей, предметы и средства труда, функционирование средств труда и др.).

Шестой блок объединяет СТП на показатели качества выпускаемой продукции и ее элементов.

Типовой состав специальных функций по управлению качеством в КС УКП представлен в таблице 1. Содержание функций, их распределение между подразделениями предприятия и порядок выполнения рассматриваются в соответствующих СТП третьего блока.

Таблица 1. Сопоставление функций КСУКП и элементов систем качества по МС ИСО 9001.

  Специальные функции управления качеством в КСУКП Элементы СК по МС ИСО 9001:94 Степень соответствия  
         
  (Планирование повышения качества) 1 Ответственность руководства +, н  
  - 2 Система качества +  
  - 3 Анализ контракта -  
  Разработка и постановка продукции на производство 4 Управление проектированием в  
  Информационное обеспечение системы 5 Управление документацией и данными 16 Управление регистрацией данных о качестве в н  
  Материально-техническое обеспечение системы 6 Закупки в  
  - 7 Управление продукцией, поставляемой потребителем -  
  - 8 Идентификация продукции -  
       
  Технологическая подготовка производства 9 Управление процессами в
  Обеспечение стабильности уровня качества продукции (14 Корректирующие и предупреждающие воздействия) н
  Ведомственный и государственный контроль качества и испытания продукции 10 Контроль и проведение испытаний 13 Управление несоответствующей продукцией в в
  Метрологическое обеспечение 11 Управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием в
  Госнадзор за соблюдением стандартов, ТУ и состоянием СИ (12 Статус контроля и испытаний) н
  Стимулирование повышения качества (18 Подготовка кадров) н
  Организация хранения, транспортирования, эксплуатации 15 Погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка, консервация и поставка 19 Техническое обслуживание в в
  - 17 Внутренние проверки качества н, +
  Специальная подготовка и обучение кадров 18 Подготовка кадров н
  - 20 Статистические методы +, в
  - Экономика качества +, н
  - Безопасность продукции -
  Прогнозирование потребностей, технического уровня и качества продукции Маркетинг н
  Нормирование требований к качеству -  
  Аттестация продукции -  
  Правовое обеспечение управления качеством -  
Обозначения: в – высокая степень соответствия; – - элемент (функция) отсутствует; н – невысокая степень соответствия; + - рассматривается в основном СТП КСУКП.  
               

Функции КС УКП в значительной степени соответствуют элементам систем качества по стандарту ИСО-9001 (см. таблицу 1). В целом основные положения КС УКП совпадают с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000 (считается, что КС УКП – это 70% СК по ИСО). Однако имеются и существенные отличия:

· КСУКП недостаточно ориентирована на требования потребителей продукции и не включала такие этапы ее жизненного цикла как маркетинг и утилизация (с другой стороны, плановая экономика этого и не требовала);

· в КСУКП недостаточно использовался такой механизм управления, как учет и анализ затрат на качество;

· в КСУКП не были предусмотрены внутренние проверки системы качества;

· КСУКП строилась на стандартах, где больше указывалось "что нужно делать" и меньше – "как делать". Стандартов было очень много и они были громоздкими.

Кроме того, многие требования стандартов ИСО 9000 ориентированы на предоставление потребителю доказательств наличия и эффективности системы качества. КС УКП разрабатывалась предприятиями "для себя", а не для демонстрации внешним сторонам и в этом ближе к системе общего руководства качеством по ИСО 9004.

Здесь сознательно не проводится сопоставление КС УКП с системами менеджмента качества по стандарту ИСО 9001 версии 2000 г., так как они построены на различных принципах [7]. Например, такие принципы современного менеджмента качества, как "ориентация на потребителя", "лидерство руководителя", "процессный подход", "постоянное улучшение" и др. либо противоречили плановому характеру экономики, либо могли реализоваться только формально.

К моменту появления стандартов ИСО серии 9000 КС УКП была внедрена более чем на 35 тыс. предприятий СССР (данные на 1985 г.) и во многих случаях оказалась неэффективной. Основные причины низкой эффективности КС УКП:

· отсутствие реальной экономической заинтересованности предприятий (внедрение "по приказу" руководства);

· отсутствие проверок внешними сторонами (формальная регистрация Госстандартом документов по КС УКП).

Тем не менее предприятия, внедрившие КС УКП не формально, без значительных затрат перестраивают свои системы качества по требованиям стандартов ИСО серии 9000.

Литература

1 Управление качеством продукции: Учебное пособие. /Г.Д. Коренев. – М.: Московский институт электронного машиностроения, 1990.

2 Аристов О. В., Богданов В. М., Зекунов А. Г. Контроль и управление качеством в радиоэлектронике и электротехнике: Учебное пособие – М.: Изд-во стандартов, 1977.

3 Таныгин В. А. Основы стандартизации и управления качеством, - 2-е изд., перераб. – М.: Изд-во стандартов, 1989.

4 Удовиченко Е. Г., Койфман Ю. И., Банин Ю. А. Комплексные автоматизированные системы управления качеством (Методы и средства проектирования). – М.: Изд-во стандартов, 1989.

5 Купряков Е. М. Стандартизация и качество промышленной продукции, - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк.,1991.

6 Гличев А. В. Основы управления качеством продукции. – М.: РИА "Стандарты и Качество", 2001.

7 ГОСТ Р ИСО 9000 - 2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: