double arrow

Заключительный этап. На подготовительном этапе создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью


На подготовительном этапе создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. Решаются следующие задачи:

1) выделение и постановка конкретных задач ( преобразуется общая педагогическая цель, стоящая перед системой народного образования в конкретные задачи, достижимые на заданном отрезке педагогического процесса в имеющихся условиях; выявляются противоречия между требованиями общей педагогической цели и возможностями учеников).

2) изучение (диагностика условий) развития процесса ( педагогическая диагностика – это исследовательская процедура, направленная на «прояснение» условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс; главная цель – получить явное представление о причинах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов; первоначально намеченные задачи корректируются по результатам диагноза).

3) прогнозирование достижений (сущность – заранее, предварительно, еще до начала процесса, оценить возможную результативность в имеющихся конкретных условиях; оно осуществляется по сложным методикам, но затраты окупаются, т.к. педагоги могут вмешаться в ход педагогического процесса).

4) проектирование и планирование развития процесса (окончательная доработка воплощается в план, в педагогической практике применяются различные планы – воспитательные работы в классе, планы проведения досуговых мероприятий и т.п.). план – это итоговый документ, в котором точно определено, кому и когда, и что нужно делать.

5) сущность целеполагания – это и есть 1)

На основном этапе осуществление педагогического процесса рассматривается как относительно обособленная система, включающая в себя важные взаимосвязанные элементы:

1) постановка и разъяснение цели и задач предстоящей деятельности,

2) взаимодействие педагога и ученика,

3) использование намеченных средств, методов, форм педагогического процесса,

4) создание благоприятных условий,

5) обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами,

6) осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности учеников, обратная связь.

Эффективность процесса зависит от рациональной связи этих элементов между собой. Важную роль на основном этапе педагогического процесса играют обратные связи, служащие фундаментом для принятия оперативных управленческих решений.

Обратная связь – основа качественного управления процессом, его развитие и укрепление каждый педагог придает приоритетное значение.

Оперативная обратная связь способствует своевременному введению корректирующих поправок, придающих педагогическому взаимодействию необходимую гибкость.

Заключительный этап завершается анализом достигнутых результатов, самоанализом.

Важно еще раз внимательно проанализировать ход и результаты педагогического процесса, чтобы в будущем не повторить ошибок, неизбежно возникающих в любом случае, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего. Анализируя – обучаемся. Растет то педагог, который извлекает пользу из допущенных ошибок.

Взыскательный анализ и самоанализ – верный путь к вершинам педагогического мастерства.

Практика подтверждает, что больше всего ошибок появляется тогда, когда педагог игнорирует диагностику и прогнозирование процесса и работает «впотьмах», «на ощупь», надеясь достичь положительного эффекта, но кроме разочарования, неудовлетворения, потери времени и интереса такой процесс ученикам ничего дать не может.


Сейчас читают про: