1. Метод - способ действия воспитателя. Воспитатель может действовать по-разному:
1. воздействовать на ребенка
2. противодействовать, т.е. искоренять что-то дурное
3. содействовать или помогать
4. взаимодействовать или сотрудничество.
Метод воспитания несет в себе содержание, средство (явление окружающей действительности). Большая часть методов – словесные. Древнейшим средством воспитания является природа. Методы воспитания всегда зависят от конкретных особенностей ребенка и его – социальной ситуации развития (Л.С. Выготский).
Метод воспитания всегда определяется личными и профессиональными качествами самого воспитателя.
Прием воспитания - составная часть метода, один из его «кирпичиков».
2. Педагогика как наука всегда стремилась теоретически упорядочить огромное множество методов воспитания. эта проблема в теории воспитания именуется классификация методов воспитания. все методы воспитания делились на то, на что они направлены (в 60-е гг): сознание и поведение.
|
|
В 70-е года теоретики педагоги приняли классификацию методов воспитания по трем главным направлениям деятельности воспитателя:
1. методы целенаправленного формирования качеств личности:
2. методы стимулирования естественного самообразования;
3. методы коррекции развития личности.
Самая уязвимая область этой классификации – три напрвления деятельности воспитателя.
В конце 70- начало 80-х г. сформировалась в педагогике концепция деятельностного подхода к воспитанию. Т.Е. Конникова и Г.И. Щукина предложили классификацию методов воспитания, где главный критерий – функция метода по отношению к деятельности ребенка, ибо воспитание – это организация деятельности. Их классификация:
1. методы формирования положительного опыта поведения в процессы деятельности,
2. методы формирования общественного сознания.
3. методы стимулирования деятельности.
Московский педагог - новатор, ученый Караковский В.А. предложил несложную классификацию методов воспитания, которую приняли воспитатели – практики (6 групп методов воспитания):
1. воспитание словом,
2. воспитание делом,
3. воспитание ситуацией,
4. воспитание игрой,
5. воспитание общением,
6. воспитание отношением.
В учебнике педагогики Фридриха Пауэльсена (1913) классификация методов воспитания не обсуждалась. Он описывал, как воспитать дисциплину, правдивость, настойчивость, качеств личности и т.д. и для каждого определяет свой метод воспитания. но в «Словаре по этике» описано 1500 черт, качеств личности. Выходит по Ф. Пауэльсену, каждому из них следует подобрать свой выбор методов воспитания.
Предмет воспитания – социальный опыт детей, их деятельность и отношения к миру и с миром, к себе, то можно огромное множество методов воспитания сгруппировать и выстроить в систему:
|
|
1 гр. методы формирования социального опыта детей,
2 гр. методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения,
3 гр. методы самоопределения личности ребенка,
4 гр. методы стимулирования и коррекции действий и отношения детей в воспитательном процессе.
3. Социальный опыт приобретается ребенком в свободном общении со сверстниками и взрослыми, в телепередачах, фильмах, книг и т.д.
Классическим методом этой группы является педагогическое требование. Оно бывает индивидуальное (предъявляемое отдельным воспитателем) и коллективное (идущие от коллектива, сообщества).
В качестве коллективного требования в воспитании «работают», например: заповеди дежурного, устав в школе.
Индивидуальное педагогическое требование используется в воспитательном процессе и по форме разнообразно: прямые, краткие, категоричные команды, указания, запрещения и обличенные в юмористическую форму, намеки и советы, и искренне высказанное доверие, которое ребенок воспринимает как указание действовать именно так.