double arrow

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе

1. Метод - способ действия воспитателя. Воспитатель может действовать по-разному:

1. воздействовать на ребенка

2. противодействовать, т.е. искоренять что-то дурное

3. содействовать или помогать

4. взаимодействовать или сотрудничество.

Метод воспитания несет в себе содержание, средство (явление окружающей действительности). Большая часть методов – словесные. Древнейшим средством воспитания является природа. Методы воспитания всегда зависят от конкретных особенностей ребенка и его – социальной ситуации развития (Л.С. Выготский).

Метод воспитания всегда определяется личными и профессиональными качествами самого воспитателя.

Прием воспитания - составная часть метода, один из его «кирпичиков».

2. Педагогика как наука всегда стремилась теоретически упорядочить огромное множество методов воспитания. эта проблема в теории воспитания именуется классификация методов воспитания. все методы воспитания делились на то, на что они направлены (в 60-е гг): сознание и поведение.

В 70-е года теоретики педагоги приняли классификацию методов воспитания по трем главным направлениям деятельности воспитателя:

1. методы целенаправленного формирования качеств личности:

2. методы стимулирования естественного самообразования;

3. методы коррекции развития личности.

Самая уязвимая область этой классификации – три напрвления деятельности воспитателя.

В конце 70- начало 80-х г. сформировалась в педагогике концепция деятельностного подхода к воспитанию. Т.Е. Конникова и Г.И. Щукина предложили классификацию методов воспитания, где главный критерий – функция метода по отношению к деятельности ребенка, ибо воспитание – это организация деятельности. Их классификация:

1. методы формирования положительного опыта поведения в процессы деятельности,

2. методы формирования общественного сознания.

3. методы стимулирования деятельности.

Московский педагог - новатор, ученый Караковский В.А. предложил несложную классификацию методов воспитания, которую приняли воспитатели – практики (6 групп методов воспитания):

1. воспитание словом,

2. воспитание делом,

3. воспитание ситуацией,

4. воспитание игрой,

5. воспитание общением,

6. воспитание отношением.

В учебнике педагогики Фридриха Пауэльсена (1913) классификация методов воспитания не обсуждалась. Он описывал, как воспитать дисциплину, правдивость, настойчивость, качеств личности и т.д. и для каждого определяет свой метод воспитания. но в «Словаре по этике» описано 1500 черт, качеств личности. Выходит по Ф. Пауэльсену, каждому из них следует подобрать свой выбор методов воспитания.

Предмет воспитания – социальный опыт детей, их деятельность и отношения к миру и с миром, к себе, то можно огромное множество методов воспитания сгруппировать и выстроить в систему:

1 гр. методы формирования социального опыта детей,

2 гр. методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения,

3 гр. методы самоопределения личности ребенка,

4 гр. методы стимулирования и коррекции действий и отношения детей в воспитательном процессе.

3. Социальный опыт приобретается ребенком в свободном общении со сверстниками и взрослыми, в телепередачах, фильмах, книг и т.д.

Классическим методом этой группы является педагогическое требование. Оно бывает индивидуальное (предъявляемое отдельным воспитателем) и коллективное (идущие от коллектива, сообщества).

В качестве коллективного требования в воспитании «работают», например: заповеди дежурного, устав в школе.

Индивидуальное педагогическое требование используется в воспитательном процессе и по форме разнообразно: прямые, краткие, категоричные команды, указания, запрещения и обличенные в юмористическую форму, намеки и советы, и искренне высказанное доверие, которое ребенок воспринимает как указание действовать именно так.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: