Первая форма характеризуется тем, что в ходе образования постоянно существует связь «обучаемый – преподаватель». Эта связь может осуществляться в ходе непосредственного общения (при очном и очно – заочном обучении) или через контрольные работы и использование в учебном процессе информационных и телекоммуникативных технологий, при полном обеспечении студентов такими учебно – методическими материалами, которые позволяют самостоятельно изучать новые дисциплины (при заочном обучении и заочном обучении с дистанционными технологиями).
При второй форме – обучаемый только сдает экзамены по определенным частям образовательной программы. При этом преподаватели не следят за процессом его подготовки. Вся ответственность за качество освоения образовательной программы лежит на родителях ребенка и на нем самом.
Первая и вторая форма получения образования принципиально различны. Однако Закон РФ «Об образовании» разрешает сочетание этих различных форм.
Магистратура – важнейший элемент системы непрерывного образования, необходимого человеку в условиях постоянно меняющейся действительности. В повседневной работе возникают проблемы, для решения которых не хватает имеющихся знаний, и люди снова идут учиться, выбирая или магистратуру, или программы профессиональной переподготовки, или повышение квалификации. Но сейчас в России формами образования охвачено около 20% населения в год, тогда как в Европе этот показатель в два раза выше.
|
|
Бакалавр. В Росси принято решение о переходе на двухступенчатую систему высшего образования. По окончании первой ступени выпускники получают квалификацию «бакалавр», по окончании второй – «магистр»
Таким образом, любой ребенок, обучающийся в школе, из любого класса может быть переведен на вторую форму обучения сроком на один, два и более лет. Для этого необходимо только желание родителей и оформление соответствующих документов.
3. Образовательные учреждения. К числу образовательных учреждений относятся детские сады. Главной задачей является обеспечение содержания в воспитании. Если в школе главной задачей выступает обучение, то в детском саду основная задача – воспитание.
Образовательным учреждением можно назвать только то учреждение, которое решает эти две задачи одновременно. Образовательным называется учреждение, осуществляющее процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и обеспечивающее содержание, и воспитание обучающихся, воспитанников.
По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частным, учреждениями общественных и религиозных организаций).
|
|
К образовательным относятся учреждения следующих типов:
1. дошкольные
2. общеобразовательные (начального, основного и среднего общего образования)
3. профессиональные (начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования)
4. дополнительного образования (детей, взрослых)
5. специальные (коррекционные) для обучающихся с отклонениями в развитии
6. учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
7. другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс
Сегодня, выбирая для своего ребенка школу, родители часто сталкиваются с проблемой, куда его отдать учиться: в гимназию, лицей, а может, в колледж? Все эти многообещающие названия обозначают вид общеобразовательного учреждения. Поступая в учебное заведение среднего профессионального образования, мы можем оказаться перед аналогичным выбором. Куда лучше поступать – в педучилище или в педколледж.
В Москве кроме обычного общеобразовательного учреждения (школы) официально утверждены еще три вида общеобразовательных учреждений (распоряжение премьера Правительства Москвы от 19 февраля 1996 года №151 – РП). К ним относятся гимназия, лицей и школа с углубленным изучением отдельных предметов.
Гимназия – вид общеобразовательного учреждения, ориентированного на формирование широко образованной интеллигентной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельностях в различных областях фундаментальных наук. Она функционирует в составе V – XI классов. Образование с гимназии дается на широкой гуманитарной базе и с обязательным изучением нескольких иностранных языков.
Лицей может открываться только на базе профильного высшего учебного заведения. Совместно с вузом лицей образует учебный комплекс. Обучаются в нем учащиеся старших классов. Лицей предназначен для проведения повышенной подготовке по отдельным предметам, осуществления ранней профилизации учащихся и подготовке выпускников к осознанному выбору профессии, самостоятельному творческому обучения в вузе.
Общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов дает расширенное, углубленное образование по отдельному или нескольк5им предметам одной, выбранной области знаний и осуществляет раннюю профилизацию в соответствующей области знаний. Такая школа включает в себя все три ступени с XI класс.
В России образуются и действуют и другие виды общеобразовательных учреждений. Широкое распространение получили такие виды, как воскресные школы, авторские школы, учебные комплексы «детский сад – школа» и др.
4. Органы управления образованием. РФ состоит из различных субъектов Федерации и поэтому управление всей хозяйственной деятельностью в стране осуществляется на двух уровнях: общегосударственном и на уровне конкретного субъекта Федерации. Кроме того, управление на местах – в городе, районе – осуществляется органами местно управления (третий уровень).
Также и построена система образования. Она включает в себя органы управления трех уровней.
Первый, федеральный, уровень включает в себя органы управления образованием (Министерство общего и профессионального образования РФ и другие федеральные органы, имеющие отношение к системе образования).
Второй уровень органов управления образованием – это уровень субъектов РФ
К третьему уровню, местному, уровню относятся районные и городские органы управления образованием (управление образованием при местных администрациях).
К ведению федеральных органов управления образованием относятся вопросы стратегического характера. Основными являются следующие:
|
|
1. формирование и осуществление федеральной политики в области образования
2. разработка и реализация федеральных и международных программ развития образования
3. установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов
4. разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях, установление порядка их создания, реорганизации и ликвидации
5. установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная программа и образование
6. установление порядка лицензирования. Аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений
7. установление порядка аттестации педагогических работников государственных муниципальных общеобразовательных учреждений.
Органы управления образованием субъектов Федерации определяют
особенности реализации федеральных законов и нормативов в своих регионах. В их ведении находятся:
1. формирование законодательства субъектов РФ в области образования
2. разработка и реализация региональных программ развития образования
3. установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов
4. определение особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений
5. формирование бюджетов субъектов РФ в части расходов на образование, установление местных налогов на образование и т.д.