План:
Понятие «классный руководитель».
Типы классного руководителя.
План работы классного руководителя.
Классный руководитель - организующий учебно- воспитательную работу в порученном ему классе.
В России до 1917 года, педагоги назывались классными наставниками, классными дамами. Их права и обязанности определялись Уставом учебного заведения- основополагающим документом в деятельности любой школы.
Педагоги- наставники подбирались очень тщательно, Классным руководителем назначается один учитель, на которого возлагается ответственность за воспитательную работу в данном классе.
Типы классного руководителя:
1. учитель- предметник;
2. классный руководитель с минимальной нагрузкой;
3. просто классный руководитель;
4. классный руководитель= классный наставник+ тьютер(опекун, защитник).
Классный руководитель выполняет ряд функций:
1. аналитическая, включает в себя:
- изучение и анализ индивидуальных особенностей учителя с помощью психолога;
- изучение и анализ количества учащихся в его развитии;
|
|
-анализ и оценка семейного воспитания учащихся, также данные есть и у психолога, социального педагога.
2. организационно-координирующая:
-работа с учителями данного класса;
-индивидуально- педагогическая работа с каждым учащимся;
- организация внеурочной деятельности;
- установление и поддержка связи школы и семьи;
3. коммуникативная:
-формирование позитивных и оптимальных отношений;
- установление положительных взаимоотношений.
Классный руководитель - административное лицо, которое имеет право:
1. получать информацию о психическом и физическом состоянии ученика,
2. контролировать успеваемость и посещаемость ученика,
3. координировать и направлять в единое русло работу учителя,
4. приглашать родителей,
5. организовать воспитательную работу,
6. получать помощь от педагогического коллектива,
7. определять индивидуальный режим работы с детьми,
8. отказываться от поручений, не касающихся его работы.
Обязанности классного руководителя: организация в классе учебно-воспитательного процесса в рамках деятельности общешкольного коллектива, установление контакта с родителями, оказание помощи в воспитании детей.
Таким образом, эффективность работы классного руководителя заключается в том, чтобы он хорошо знал психолого-педагогические основы работы с детьми, быть информированным о новейших технологиях.
Основное в работе классного руководителя- воспитание коллектива учащихся: деловые отношения, положительные межличностные отношения, традиции коллектива, педагогическая поддержка, превентивная помощь, оперативная помощь, воспитание у детей положительных привычек, чувства собственного достоинства, профилактика педагогической и социокультурной запущенности (адекватность, гибкость, прогностичность).
|
|
Для решения вопроса целесообразности продолжения обучения в школе решается ПМПК (психолого - медико-педагогическая помощь).
План работы классного руководителя
План работы- важный документ, в котором отражаются цели, задачи, способы и формы воспитательной деятельности. Перед началом учебного года проводится августовское педагогическое собрание, т. е. педагогический совет, совещания директоров, школьных психологов, семинары для учителей. Администрация знакомит педагогический коллектив с задачами на учебный год.
Примерный план учебно-воспитательной работы для учителей начальных классов:
Раздел 1. Сведения о классе: количество учащихся, краткие сведения о здоровье, поведении, успеваемости, о занятиях в кружках,, сведенья о семье(количество полных, неполных, место работы, телефон, адрес).
Раздел 2.Цель и задачи учебно- воспитательной работы: работа с учащимися, «памятка» руководителя (всегда сохраняй спокойствие, уважай ребенка и др.).
Раздел 3. Организационно- воспитательная работа: выбор внеклассных мероприятий, опираясь на интересы и потребности детей, работа с документами.
Раздел 4. Учебно-воспитательная работа: организация дополнительных, факультативных занятий с неуспевающими, разработка конспектов, программ по предметам, работа с учителями.
Раздел 5. Внеклассная работа: участие класса в общешкольных мероприятиях.
Раздел 6. Работа с родителями: проведение родительских собраний, работа с активом родителей, собеседование и консультации для родителей, посещение семей учащихся, психолого-педагогическое просвещение родителей.
Раздел 7.Работа с психологом, социальным педагогом: разработать единый подход в воспитании ребенка.
Раздел 8. Повышение квалификации: поступление в институт, аспирантуру, участие в семинарах, подготовка педагогических статей, учеба на курсах повышения квалификации.
Таким образом, для успешной работы классной руководитель должен уметь достигать поставленной цели, т. е. видеть результат своей работы, оценивать его и с учетом оценки результата корректировать свою профессиональную деятельность.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятию «классный руководитель».
2. Перечислите типы классного руководителя.
3. Раскройте план работы классного руководителя (разработайте свой план).