Предмет педагогики, ее основные категории и задачи

Образование - процесс поиска и усвоение человеком определенной системы
знаний,навыков и умений; результат этого усвоения, выражен в определенном уровне
развития познавательных сил, а также теоретической и практической подготовки
человека.
Обучение - целенаправленный процесс овладения умениями, знаниями,
навыками с
учетом требований современной жизни и деятельности.
Предметом педагогики являются условия и факторы, влияющие на развитие
личности.
Интериоризация - глубокое усвоение знаний.

Развитие - организованный процесс функционального совершенства умственной
и физической деятельности людей.

Задачи педагогики:
1. Научное обоснование, развитие систем образования, содержания,
обучения,
воспитания.
2. Исследование сущности структур, функций педагогического процесса.
3. Выявление закономерностей и формулирование принципов процесса
обучения и воспитания.
4. Разработка эффективных форм, организации педагогического процесса.
5. Разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания.
6. Исследование деятельности педагога и формирование пути повышения квалификации.
7. Разработка методологических основ

Выдающиеся педагоги-новаторы.История становления педагогической мысли

1. Ян Амос Коменский (1592-1670) - чешский мыслитель-гуманист, педагог,
писатель. Основоположник дидактики (теории обучения). Разработал
дидактические
принципы всеобщего обучения на родном языке и единой школьной системы.

Основные произведения: 1) "Великая дидактика"(1633-38гг); 2)
"Открытая дверь к языкам"(1632г); 3) "Мир чувственных
вещей в картинках"(1658г)(учебник переиздавался на протяжении нескольких
столетий).
Впервые разработал классно-урочную систему:
1) Разделял четко детей на классы(с учетом возраста)
2) Ввел четверти
3) Ввел оценки
4) Ввел каникулы
5) У учителя теперь был четкий план урока
6) Прием в школу производился один раз в год
7) Ввел переводные экзамены
2. Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) - швейцарский педагог,
основоположник теории начального обучения. Воспитание по Песталоцци, призвано развивать присущее человеческой природе духовные и физические способности.
Сторонник соединения учения и трудовой активности.

Основные произведения: 1) "Лингард и Гертруда"(1781-87гг); 2)
"Как Гертруда учит своих детей"(1801г); 3) "Письмо к другу о
пребывании в Станце" (1799г).
Он разработал методику первоначального обучения детей счёту, измерению и
речи, значительно расширил содержание начального обучения, включив в него
элементарные сведения из геометрии, географии, рисование, пение,
гимнастику.

3. Жан Жак Руссо (1712-78гг) - французский философ. Педагогические
взгляды Руссо выражены в романе-трактате - "Эмиль, или о воспитании"(1762г),
"Исповедь"(1782-89гг), ставящие в центр повествования "частную" душевную жизнь, способствовали становлению психологизма в
европейской литературе.

4. Фридрих Адольф Вильгельм Дистерверг (1790-1866г) - немецкий педагог.
Выдвинул и обосновал принципы создания массовой народной школы.
Разрабатывал идею развивающего обучения, которое должно соответствовать природным
склонностям учащегося и требованиям культуры. Автор школьных учебников и
книг для учителей.

Основные методы исследования педагогики
1) наблюдение
2) опрос
3) работа с документацией
4) тесты
5) эксперимент
6) моделирование

Основные категории педагогики

1) Образование
2) Воспитание
3) Обучение
4) Развитие
5) Формирование
6) Социализация
7) Педагогический процесс
8) Педагогическое взаимодействие

Объект педагогики - явления действительности, которые обуславливают
развитие человеческого индивида.
Предмет педагогики - явление образования, как реальный, целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах.

Функции педагогики
Методологические основы педагогики
Методология - это учение о принципах постижения, формах и способах научно-познавательной деятельности.
Любая методология выполняет регулятивные функции.
Выделяют три основных метода, которыми пользуется педагогика:
1. описательный метод - служит ориентиром в процессе исследования
структуры научного познания.
2. перспективный метод - направлен на регуляцию и регламентацию деятельности.
3. ретроспективный метод - строится на прошлом опыте, обращение к предыдущему опыту.

Пользуясь этими методами, выделяют четыре уровня методологического знания.
(авт. Юдин)
1 уровень - Философский - его содержание составляют общие принципы познания словарно-категориального строя науки.
2 уровень - Общенаучная методология - представляет собой теоретические концепции, применимые к большинству научных дисциплин.
3 уровень - Конкретно научная методология - совокупность методов принципов исследования и процедур, применяемых в научных дисциплинах.
4 уровень - Технологическая методология - метафизика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного материала и его первичной обработки.

Развитие личности как педагогическая проблема
Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для формирования личности в процессе воспитания.
Направления: 1) Биологическое; 2) Социальное; 3) Биосоциальное.
Современный подход: личность - это единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального.
Решающую роль играют те мотивы, интересы и цели которые определяют облик личности, придает ей силы и особенности развития характера. Личность-это продукт общественной жизни и живое существо, относящееся к социальному и биологическому формированию. Характеристика личности - это социальный облик человека.
Развитие - процесс количественных накоплений, как простое накопление, повторение, уменьшение или увеличение явления.
Основные движущие силы развития личности
1. противоречие между новыми потребностями
2. противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видов деятельности
3. противоречие между растущими требованиями со стороны общества, группы
взрослых и количественным уровнем развития личности. (В.А. Крутецкий)
Противоречия характерны всем возрастам, но они приобретают специфику в
зависимости от возраста, в котором проявляются. Возрастные противоречия проходят через формирование более высоких уровней деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень своего развития. Потребность
удовлетворяется - противоречие снимается, но удовлетворенная потребность порождает новую, побуждая тем самым человека к дальнейшему развитию. В
процессе обучения и воспитания общие противоречия конкретизируются, приобретая
более яркие и четкие формы.

Влияние среды на личность
Среда - это окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организмов; это окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей,связанных общностью этих условий.
Первый фактор развития личности, среда, влияющая на этот процесс - семья.
В семье, в первые годы жизни ребенка, в эту складывающуюся личность закладываются культура, знания и т.д.

Окружающая среда и общество всегда влияют на личность. Общество складывается
из личностей.

Возрастные, индивидуальные особенности развития
Возрастная периодизация(ВП). В основу любой ВП положено физическое, психическое и социальное развитие.
Возрастные особенности сочетают в себе конкретный возраст,
анатомо-физиологические и психические качества.
Для педагогики наибольший интерес представляет периодизация, охватывающая
жизнь и развитие человека школьного возраста.

Педагогический процесс - процесс образования.
Компоненты процесса:
1. целевой
2. содержательный
3. деятельностный
4. результативный


Процесс обучения
Обучение - специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс
взаимодействия учителей и учеников, направленный на формирование ЗУН(знания,
умения, навыки).
Признаки ПО:
1. двусторонний характер

2. совместная деятельность учителя и учащихся
3. руководство со стороны учителя
4. специальная организация и управление
5. целостность и единство
6. соответствие закономерностям возрастного развития учащегося
7. развитие учащегося

Учение - процесс, в ходе которого на основе познания и приобретенного
опыта возникают новые формы поведения и деятельности, заменяя ранее приобретенные.

Процесс воспитания - целенаправленный и организованный процесс формирования
личности. Это передача накопленного опыта старшего поколения младшему.
ПВ- это исторический процесс, общая и личная категория.
Принципы воспитания:
1. общественная направленность воспитания
2. связь воспитания с жизнью и трудом
3. опора на положительное
4. гуманизация воспитания

Предмет педагогики и ее основные задачи
Предмет и объект педагогики, ее основные категории

1. Предметом педагогики как области научного познания является особая функция
общества - воспитание. Поэтому педагогику можно назвать наукой о воспитании.
2. Объектом исследования в педагогике является "человек, развивающийся в
результате воспитательных отношений"
3. Педагогика - это наука о воспитательных отношениях. Воспитательные
отношения возникают "в процессе взаимосвязи воспитания, образования и
обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением".

Еще педагогику можно определить как науку о том, как воспитывать человека, как
помочь ему стать духовно богатым и творчески активным.

4. Педагогика изучает следующие проблемы:
изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их
влияния на воспитание;
определение целей восприятия;
разработка содержания воспитания;
исследование и разработка методов воспитания.
5. К категориям любой науки относят наиболее емкие понятия, отражающие, ее
сущность и наиболее часто ею использующиеся. Основные категории педагогики:
воспитание;

развитие;

образование;
обучение.
Воспитание - социальное, целенаправленное создание условий для усвоения новым
поколением общественно-исторического опыта. Целью воспитания является

подготовка нового поколения к общественной жизни и производительному труду.
Развитие - это объективный процесс изменения духовных и физических
сил человека.
Образование - это система внешнихусловий, специально организуемая обществом для развития человека.

Обучение - процесс передачи знаний от педагога ученику.

Задачи и методы педагогики

1.Следует различать теоретические и практические задачи педагогики. Педагогика
как наука-решает несколько важных теоретических задач:
выяснение закономерностей процесса воспитания, образования;
изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;
разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания,

управления образовательными структурами;
внедрение результатов исследований в практику преподавания;
планирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.

Практическое же воплощение теории лежит на отдельных образовательных
учреждениях.

2. В настоящее время педагогика располагает множеством разнообразных
на-учныхметодов. Основными из них являются:
педагогическое наблюдение;
исследовательская беседа;
изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся;
педагогический эксперимент;

изучение и обобщение передового педагогического опыта.

Педагогическое наблюдение применяется в любой исследовательской деятельности.
Наблюдение - основной источник накопления фактов и сведений.
Педагогический эксперимент - это метод исследования, ориентированный на
подтверждение или отрицание. Каких-либо теоретических выкладок опытным путем.
В зависимости от имеющихся целей различают следующие виды экспериментов:

- констатирующий;
созидательно-преобразующий;

контрольный;
естественный.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: