Проблема цели и целеполагания в педагогике

Цель – это планируемый результат, выступающий как единство желаемого и возможного.

Функции: побудительную; направляющую и регулирующую.

Целеполагание – процесс определения целей.

ЦЕЛЬ и характер воспитания определяются: экономическим развитием общества; научно-техническим и социальным уровнем развития; развитием педагогической теории и практики; возможностями учебно-воспитательных учреждений; уровнем подготовки педагогических кадров; развитием детей и их возможностями

Уровни целеполагания:

Первый уровень (Образ конечного результата воспитательной деятельности всего общества, с оциальный воспитательный заказ)

Второй уровень (Образ социально желаемой подготовленности личности на уровне воспитательных устремлений, Реализация социального заказа в конкретных образовательно-воспитательных системах)

Третий уровень ( Уровень цели и смысла жизни человека, его потребности в самореализации)

Педагогическая цель – предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействия в форме обобщённых мысленных образований, с которыми в последствии соотносятся все остальные компоненты педпроцесса. (научить учащихся целеполаганию, совпадение целей учителя и учащегося)

Классификация целей:

По масштабу: государственные, цели образовательной систем, изучения отдельных предметов, темы и раздела, урока

По времени: стратегические, тактические

Универсальная классификация: общественные, инициативные, организационные, методические, формальные

Цель воспитания конкретизируется в задачах (эстетическое..). проблема целей вос­питания является дискуссионной. Ни одно из существующих определе­ний цели воспитания не является исчерпывающим. Современная отечественная педагогика предполагает наличие как иде­альной, так и реальной цели воспитания.

Идеальная цель воспитания отражает соответствие идеалу воспитания, под которым понимается всесторонне развитая гармоническая личность. Философы древности представляли себе человека средоточением функ­циональных добродетелей. В дальнейшем проблема всесторонне разви­той личности была сформулирована К. Марксом. Идеальная цель воспитания является ориентиром на воз­можности человека и помогает сформулировать задачи воспитания в разных направлениях многогранной личности.

Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.

Цель педагогической д-ти является учебно-воспитательной. ТДЗ



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: