Тема 1. Понятие о педагогических технологиях

Цель изучения темы – сформировать у студентов целост­ное представление о педагогической технологии как о совре­менном инструментарии организации педагогического процесса.

Задачи изучения темы:

1) осмыслить единство теоретических и инструментальных зна­ний в педагогике;

2) усвоить суть современных подходов к определению катего­рии «педагогическая технология»;

3) раскрыть признаки и свойства педагогической технологии;

4) осознать обу­словленность педагогических технологий харак­тером педагогических задач;

5) научиться вычленять характерные признаки педагогической технологии, отличающие её от всей совокупности приклад­ных педагогических знаний.

Объем темы: 2 часа.

Содержание темы:

Понятие педагогических технологий, их обу­словлен­ность характером педагогических задач. Теоретические, исто­рические и фактологические предпосылки возникновения педа­гогической технологии как научного явления. Эволюция понятия «технология» в образовании.

Педагогическая технология как научная дисциплина и как учебный предмет. Понятия «мастерство», «техника», «техноло­гия». Их взаимосвязь и взаимоопределённость, специфические признаки и содержание. Особенности понятий «педагогическая техника» и «педагогическая технология». Соотношение понятий «методика обучения» и «образовательная технология».

Научные подходы к рассмотрению проблемы технологии в системе общепедагогических знаний. Сущность «педагогической технологии» и требования, предъявляемые к ней.

Признаки педагогической технологии (содержательность, эффективность, экономичность, воспроизводимость, корректи­руемость).

Педагогическая технология с точки зрения профессио­граммы учителя и особенностей педагогической деятельности. Педагогическая технология и педагогическое мастерство.

Прикладной характер педагогической технологии. Педаго­гические технологии и воспитание ребёнка.

Критерии «технологичности» педагогической технологии. Структура педагогической технологии.

Критерии выбора педагогических технологий. Уровень са­мостоятельности учащихся в учебной деятельности как основ­ной критерий выбора педагогической технологии. Основные ка­чества, которые должна формировать у обучаемых технология. Цель обучения как критерий выбора педагогической технологии.

Иерархия педагогических технологий: метатехнологии, от­раслевые макротехнологии, модульно-локальные мезотехноло­гии, микротехнологии.

Методы: лекция.

Литература: 1-3, 6, 14, 18, 20, 29, 30, 34, 41, 49-52, 56, 80-82.

Вопросы для самопроверки:

1) Раскройте сущность категории «педагогическая технология».

2) Каково происхождение понятия «технология»?

3) Охарактеризуйте основные этапы эволюции понятия «техно­логия» в образовании.

4) Опишите специфические признаки понятий «мастерство педа­гога», «педагогическая техника», «образовательная ме­тодика» и «педагогическая технология». Что «роднит» эти понятия?

5) Каковы причины и критерии технологизации образователь­ного процесса в школе?

6) Какова в общих чертах структура педагогической техноло­гии?

7) Какова связь между педагогической задачей и педагогиче­скими технологиями?

8) На каком критерии базируется общая иерархия педагогиче­ских технологий?

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) Выпишите в рабочую тетрадь из педагогических словарей, учебных пособий и периодических публикаций педагогиче­ского характера определения «технологии» с педагогической точки зрения. Можно ли отследить хронологию появления того или иного определения по его контексту?

2) Составьте графическую схему, соответствующую вашим пред­ставлениям о соотношении понятий «мастерство», «техника», «технология» в педагогическом контексте.

3) Подготовьте краткий обзор публикаций по 4-5 номерам жур­нала «Школьные технологии» за 2007 год. Какие выводы вы можете сделать на основании проделанной вами работы о современных тенденциях развития педагогической техноло­гии как науки?

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Реферат на тему: «Эволюция понятия “технология” в отечест­венной педагогике».

2) Эссе на тему: «Насколько соотносимы между собой для вас категория «технология» и воспитательный процесс?»

3) Эссе на тему: «Можно ли полностью алгоритмизировать педа­гогическую деятельность?»

Тема 2. Технология проектирования и организации педаго­гического процесса.

Цель изучения темы – сформировать целостное пред­ставление о сущности и логике проектирования и организации педагогического процесса.

Задачи изучения темы:

1) раскрыть сущность и специфику педагогической задачи;

2) охарактеризовать виды педагогических задач;

3) рассмотреть алгоритм проектирования и организации педаго­гического процесса.

Объем темы: 6 часов.

Содержание темы:

Педагогическая технология как разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического про­цесса в виде сис­темы действий, обеспечивающей гарантированный резуль­тат.

Сущность и специфика педагогической задачи. Педагоги­ческая задача, как конкретизированная цель и необходимое ус­ловие, указывающее педагогу путь достижения основной педа­гогической цели.

Виды педагогических задач (стратегические, тактические, оперативные) и их характеристика.

Проектирование и процесс решения педагогических за­дач. Этапы решения педагогической задачи. Понятие о техноло­гии конструирования педагогического процесса. Осознание пе­дагогической задачи, анализ исходных данных и постановка пе­дагогического диагноза. Прогнозирование и проектирование пе­дагогического процесса.

Планирование как результат конструктивной деятельности педагога. Планирование работы классного руководителя, учи­теля-предметника, социального педагога.

Этапы разработки проекта любой педагогической техноло­гии (по В.П. Беспалько): 1) анализ будущей деятельности уча­щихся; 2) определение содержания обучения на каждой ступени обучения; 3) проверка степени нагрузки учащихся и расчёт не­обходимого времени на обучение при заданном способе по­строения дидактического процесса (скорости усвоения); 4) вы­бор организационных форм обучения и воспитания, наиболее благоприятных для реализации намеченного дидактического процесса; 5) подготовка материалов для осуществления моти­вационного компонента дидактического процесса по отдельным темам и конкретным занятиям и включение их в ранее сформу­лированное содержание учебных предметов; 6) разработка сис­темы учебных упражнений на основе представлений об алго­ритме функционирования и включение их в содержательный контекст учебных пособий; 7) разработка материалов для объек­тивного контроля за качеством усвоения учащимися знаний и действий, соответственно целям обучения и критериям оценки степени усвоения; 8) разработка структуры и содержания учеб­ных занятий, нацеленных на эффективное решение образова­тельных и воспитательных задач, планирование уроков и до­машней учебной работы школьников; 9) апробация проекта на практике и проверка завершённости учебно-воспитательного процесса, коррекция проекта.

Понятие о технологии осуществления педагогического процесса. Структура организаторской деятельности и ее осо­бенности в педагогическом процессе.

Методы: лекция, семинарское занятие.

Литература: 1-3, 5, 6, 11-15, 28-32, 40, 41, 56, 57, 61, 62, 80.

Вопросы для самопроверки:

1) В чём заключается сущность и специфика педагогической задачи?

2) Охарактеризуйте типы педагогических задач.

3) Что такое технология конструирования педагогического про­цесса?

4) В чём заключается суть прогнозирования и проектирования педагогического процесса?

5) Охарактеризуйте технологии осуществления педагогиче­ского процесса.

6) Опишите этапы решения педагогических задач.

7) Какова структура организаторской деятельности и ее особен­ности в педагогическом процессе?

8) В чём заключается проявление профессионализма и мастер­ства при решении педагогических задач?

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) Подготовьте тезисный план ответа на вопрос: «Педагогиче­ская диагностика и постановка целей и задач образователь­ного процесса».

2) Подготовьте план ответа на вопрос: «Планирование как ре­зультат конструктивной деятельности педагога».

3) Опираясь на схематическое описание этапов разработки любой педагогической технологии по В.П. Беспалько (см. выше) попытайтесь предложить собственную «микротехно­логию» решения актуальной на ваш взгляд педагогической задачи в отношении вашей студенческой группы.

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Реферат на тему: «Развитие проблемы педагогического про­ектирования в современной отечественной педагогике».

2) Эссе на тему: «Можно ли курсом “Педагогические техноло­гии“ заменить весь блок педагогических дисциплин, изучае­мый в вузе?»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: