Цель изучения темы – сформировать у студентов целостное представление о педагогической технологии как о современном инструментарии организации педагогического процесса.
Задачи изучения темы:
1) осмыслить единство теоретических и инструментальных знаний в педагогике;
2) усвоить суть современных подходов к определению категории «педагогическая технология»;
3) раскрыть признаки и свойства педагогической технологии;
4) осознать обусловленность педагогических технологий характером педагогических задач;
5) научиться вычленять характерные признаки педагогической технологии, отличающие её от всей совокупности прикладных педагогических знаний.
Объем темы: 2 часа.
Содержание темы:
Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач. Теоретические, исторические и фактологические предпосылки возникновения педагогической технологии как научного явления. Эволюция понятия «технология» в образовании.
Педагогическая технология как научная дисциплина и как учебный предмет. Понятия «мастерство», «техника», «технология». Их взаимосвязь и взаимоопределённость, специфические признаки и содержание. Особенности понятий «педагогическая техника» и «педагогическая технология». Соотношение понятий «методика обучения» и «образовательная технология».
|
|
Научные подходы к рассмотрению проблемы технологии в системе общепедагогических знаний. Сущность «педагогической технологии» и требования, предъявляемые к ней.
Признаки педагогической технологии (содержательность, эффективность, экономичность, воспроизводимость, корректируемость).
Педагогическая технология с точки зрения профессиограммы учителя и особенностей педагогической деятельности. Педагогическая технология и педагогическое мастерство.
Прикладной характер педагогической технологии. Педагогические технологии и воспитание ребёнка.
Критерии «технологичности» педагогической технологии. Структура педагогической технологии.
Критерии выбора педагогических технологий. Уровень самостоятельности учащихся в учебной деятельности как основной критерий выбора педагогической технологии. Основные качества, которые должна формировать у обучаемых технология. Цель обучения как критерий выбора педагогической технологии.
Иерархия педагогических технологий: метатехнологии, отраслевые макротехнологии, модульно-локальные мезотехнологии, микротехнологии.
Методы: лекция.
Литература: 1-3, 6, 14, 18, 20, 29, 30, 34, 41, 49-52, 56, 80-82.
Вопросы для самопроверки:
1) Раскройте сущность категории «педагогическая технология».
|
|
2) Каково происхождение понятия «технология»?
3) Охарактеризуйте основные этапы эволюции понятия «технология» в образовании.
4) Опишите специфические признаки понятий «мастерство педагога», «педагогическая техника», «образовательная методика» и «педагогическая технология». Что «роднит» эти понятия?
5) Каковы причины и критерии технологизации образовательного процесса в школе?
6) Какова в общих чертах структура педагогической технологии?
7) Какова связь между педагогической задачей и педагогическими технологиями?
8) На каком критерии базируется общая иерархия педагогических технологий?
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1) Выпишите в рабочую тетрадь из педагогических словарей, учебных пособий и периодических публикаций педагогического характера определения «технологии» с педагогической точки зрения. Можно ли отследить хронологию появления того или иного определения по его контексту?
2) Составьте графическую схему, соответствующую вашим представлениям о соотношении понятий «мастерство», «техника», «технология» в педагогическом контексте.
3) Подготовьте краткий обзор публикаций по 4-5 номерам журнала «Школьные технологии» за 2007 год. Какие выводы вы можете сделать на основании проделанной вами работы о современных тенденциях развития педагогической технологии как науки?
Эссе, рефераты или доклады по теме:
1) Реферат на тему: «Эволюция понятия “технология” в отечественной педагогике».
2) Эссе на тему: «Насколько соотносимы между собой для вас категория «технология» и воспитательный процесс?»
3) Эссе на тему: «Можно ли полностью алгоритмизировать педагогическую деятельность?»
Тема 2. Технология проектирования и организации педагогического процесса.
Цель изучения темы – сформировать целостное представление о сущности и логике проектирования и организации педагогического процесса.
Задачи изучения темы:
1) раскрыть сущность и специфику педагогической задачи;
2) охарактеризовать виды педагогических задач;
3) рассмотреть алгоритм проектирования и организации педагогического процесса.
Объем темы: 6 часов.
Содержание темы:
Педагогическая технология как разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат.
Сущность и специфика педагогической задачи. Педагогическая задача, как конкретизированная цель и необходимое условие, указывающее педагогу путь достижения основной педагогической цели.
Виды педагогических задач (стратегические, тактические, оперативные) и их характеристика.
Проектирование и процесс решения педагогических задач. Этапы решения педагогической задачи. Понятие о технологии конструирования педагогического процесса. Осознание педагогической задачи, анализ исходных данных и постановка педагогического диагноза. Прогнозирование и проектирование педагогического процесса.
Планирование как результат конструктивной деятельности педагога. Планирование работы классного руководителя, учителя-предметника, социального педагога.
Этапы разработки проекта любой педагогической технологии (по В.П. Беспалько): 1) анализ будущей деятельности учащихся; 2) определение содержания обучения на каждой ступени обучения; 3) проверка степени нагрузки учащихся и расчёт необходимого времени на обучение при заданном способе построения дидактического процесса (скорости усвоения); 4) выбор организационных форм обучения и воспитания, наиболее благоприятных для реализации намеченного дидактического процесса; 5) подготовка материалов для осуществления мотивационного компонента дидактического процесса по отдельным темам и конкретным занятиям и включение их в ранее сформулированное содержание учебных предметов; 6) разработка системы учебных упражнений на основе представлений об алгоритме функционирования и включение их в содержательный контекст учебных пособий; 7) разработка материалов для объективного контроля за качеством усвоения учащимися знаний и действий, соответственно целям обучения и критериям оценки степени усвоения; 8) разработка структуры и содержания учебных занятий, нацеленных на эффективное решение образовательных и воспитательных задач, планирование уроков и домашней учебной работы школьников; 9) апробация проекта на практике и проверка завершённости учебно-воспитательного процесса, коррекция проекта.
|
|
Понятие о технологии осуществления педагогического процесса. Структура организаторской деятельности и ее особенности в педагогическом процессе.
Методы: лекция, семинарское занятие.
Литература: 1-3, 5, 6, 11-15, 28-32, 40, 41, 56, 57, 61, 62, 80.
Вопросы для самопроверки:
1) В чём заключается сущность и специфика педагогической задачи?
2) Охарактеризуйте типы педагогических задач.
3) Что такое технология конструирования педагогического процесса?
4) В чём заключается суть прогнозирования и проектирования педагогического процесса?
5) Охарактеризуйте технологии осуществления педагогического процесса.
6) Опишите этапы решения педагогических задач.
7) Какова структура организаторской деятельности и ее особенности в педагогическом процессе?
8) В чём заключается проявление профессионализма и мастерства при решении педагогических задач?
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1) Подготовьте тезисный план ответа на вопрос: «Педагогическая диагностика и постановка целей и задач образовательного процесса».
2) Подготовьте план ответа на вопрос: «Планирование как результат конструктивной деятельности педагога».
3) Опираясь на схематическое описание этапов разработки любой педагогической технологии по В.П. Беспалько (см. выше) попытайтесь предложить собственную «микротехнологию» решения актуальной на ваш взгляд педагогической задачи в отношении вашей студенческой группы.
|
|
Эссе, рефераты или доклады по теме:
1) Реферат на тему: «Развитие проблемы педагогического проектирования в современной отечественной педагогике».
2) Эссе на тему: «Можно ли курсом “Педагогические технологии“ заменить весь блок педагогических дисциплин, изучаемый в вузе?»