Педагогические идеи К.Д. Ушинского. 1. Антропологическое обоснование педагогического знания

1. Антропологическое обоснование педагогического знания

Оригинальность и безусловное новаторство подхода К.Д. Ушинского состоит в том, что он философские, психологические и другие знания направил в русло воспитания и обучения человека. Особенно это было важно для отечественной педагогики, не имевшей к тому времени прочных научных основ.

Антропологические науки
«Такими науками для педагогики, из которых она почерпает знание средств, необходимых ей для достижения её целей, являются все те науки, в которых изучается телесная или душевная природа человека, и изучается притом не в мечтательных, но в действительных явлениях». Физиология, психология, анатомия, логика, экономика, география, филология, история, статистика.

«Но неужели мы хотим, спросят нас, чтобы педагог изучал такое множество и таких обширных наук, прежде чем приступить к изучению педагогики в тесном смысле как собрания правил педагогической деятельности? Мы отвечаем на этот вопрос положительным утверждением. Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

— «… не можем мы назвать педагогом того, кто изучил только несколько учебников педагогики и руководствуется в своей воспитательной деятельности правилами и наставлениями, помещёнными в этих «педагогиках», не изучив тех явлений природы и души человеческой, на которых, быть может, основаны эти правила и наставления»

— «Но конечно, психология, в отношении своей приложимости к педагогике и своей необходимости для педагога, занимает первое место между всеми науками»

— К.Д. Ушинский считал необходимым глубоко проникнуть в физиологическую, психологическую и социальную природу человека, поскольку там, по его мнению, имеются огромные неиспользованные возможности для воспитания. «Пересматривая психические факторы, добытые в разных теориях, мы поражаемся едва ли ещё не более обширною возможностью иметь громадное влияние на развитие ума, чувства и воли в человеке и точно также поражаемся ничтожностью той доли из этой возможности, которою уже воспользовалось воспитание».

— Закон детской природы. «Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью».

2. Народность в воспитании. «Не педагогика и не педагоги, - писал он, - но сам народ и его великие люди прокладывают дорогу в будущее: воспитание только идёт по этой дороге и, действуя заодно с другими общественными силами, помогает идти отдельным личностям и новым поколениям»

— «… позаботимся о том, чтобы дерево росло лучше, но не дерзнём коснуться его вековых корней! – писал К.Д. Ушинский. – Дерево сильно – оно выдержит много новых прививок, сколько-нибудь ему свойственных: но, благодаря богу, корни этого дерева уходят глубоко в землю, так, что мы до сих пор, не успели их докопаться. Нет, русское воспитание не поддаётся и не поддастся нашим усилиям до тех пор, пока мы сами в себе не примирим европейского образования с живущими в нас элементами народности».

— «Но может быть, возможно, заимствуя из каждой народной системы воспитания то, что достойно в ней подражания, составить одну, общую, совершенную? – На этот вопрос он отвечает так. – Смело можно утверждать, что такая составная система воспитания, если бы она была возможной, оказалась бы бессильнее всех исключительных народных систем, и её влияние на общественное развитие народа было бы в высшей степени ничтожно».

— К.Д. Ушинский видит следующее соотношение общемирового педагогического процесса и конкретного педагогического процесса в данной стране: «Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыты всемирной истории принадлежат всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно также нельзя воспитываться по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен пытать собственные свои силы».

3. Общественный характер образования.

— «Общественное воспитание только тогда оказывается действительным, когда его вопросы становятся общественными вопросами для всех и семейными вопросами для каждого. Система общественного воспитания, вышедшая не из общественного убеждения, как бы хитро она ни была обдумана, окажется бессильной, и не будет действовать ни на личный характер человека, ни на характер общества. Она может приготовлять техников, но никогда не будет воспитывать полезных и деятельных членов общества, и если они будут появляться, то независимо от воспитания.

— Возбуждение общественного мнения в деле воспитания есть единственно прочная основа всяких улучшений по этой части: где нет общественного мнения о воспитании, там нет и общественного воспитания, хотя может быть множество общественных учебных заведений».

Вопрос 15.

— Предмет и объект педагогической науки.

(Педагогика в качестве своего объекта имеет систему педагогических явлений, связанных с развитием индивида.

Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования. Объект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.)

Вопрос 19. Воспитание как общественное явление — процесс передачи общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к обще­ственной жизни и к труду, осуществляемый обществом в целом и во всех сферах общественной жизни и деятельности.Воспитательное воздействие направлено на всех.

Воспитание осуществляется через:

• влияние макрофакторов — страна, госу­дарство, общество (уровень развития про­изводства, общественные отношения, иде­ология, политика), космос, планета, мир;

• влияние мезофакторов — этнос, регио­нальные условия, тип поселения, средства массовой информации (СМИ);

• влияние микрофакторов — семья, свер­стники, субкультура, институты воспита­ния, религиозные и другие объединения.

Вопрос 21. Воспитание как педагогическое явление — целенаправленное и плано­мерное создание условий для освоения человеком культуры, перевода ее в личный опыт через организованное длительное взаимодействие с ним и воздействие на развитие индивида со стороны окружающих воспитатель­ных институтов с учетом его потенциальных возможностей с целью сти­мулирования его саморазвития, самостоятельности и формирования сво-бодоспособной личности.Воспитательное воздейст­вие направлено на конкрет­ную личность или опреде­ленную группу.

Воспитание осуществляется через:

• специальные учебно-воспитательные уч­реждения;

организации и объединения:

( • семья, школа (разных типов),

• учреждения социальной защитьк под­держки и коррекции;

• учреждения дополнительного образова­ния;

• детские и юношеские объединения, клу­бы и объединения по месту жительства.

Вопрос 23.К настоящему времени в западном мире сложились следующие образователь­ные модели:

Американская: младшая средняя школа — средняя школа — старшая сред­няя школа — колледж двухгодичный — колледж четырехгодичный в струк­туре университета, а далее магистратура, аспирантура.

Французская: единый коллеж — технологический, профессиональный и об­щеобразовательный лицей — университет, магистратура, аспирантура.

Немецкая: общая школа — реальное училище, гимназия — институт и уни­верситет, аспирантура.

Английская: объединенная школа — грамматическая и современная шко­ла — колледж — университет, магистратура, аспирантура.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: