Начальное образование в системе непрерывного образования

Общая стратегия всего современного Российского образования – обеспечение высокого уровня развития личности ребёнка, что повлекло за собой серьёзные изменения содержания начального и дошкольного образования. Важнейшие особенности Концепции непрерывного образования: I. Преемственность между дошкольным и начальным образованием определена на уровне целей и задач образования. Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом рассматривается на современном этапе

v как одно из условий непрерывного образования ребёнка

v и определяется степенью готовности ребенка самостоятельно добывать и применять знания.

Преемственность - объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Непрерывное образование понимается как согласованность и перспективность всех компонентов системы целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка. Таким образом, преемственность - это не только подготовка к новому, но и сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития. Общие цели непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста сформулированы в Концепции как

воспитание нравственного человека; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей; развитие мыслящей деятельной личности.

В Концепции даны: -краткая характеристика каждого направления развития; краткое описание образовательных областей по содержательным линиям возрастные портреты ребёнка на рубеже каждого этапа образования.

Цель современной образовательной политики- развитие личности каждого ребенка. Задача начальной ступениразвитие творческих возможностей через сохранение здоровья, развитие интеллекта и эмоционально-чувственной сферы, социально-личностная адаптация каждого учащегося. Основные направления реформ начальной ступени образования: - обновление содержания, его вариативность - изменение существующей дидактической системы - преемственность ступеней образования - создание новой нормативно-правовой базы.

Непрерывность и преемственность образования (дошкольники – начальная школа – основная школа). Непрерывность – постоянная потребность человека в образовании и самообразовании в течение всей жизни. Преемственность – дидактическое согласование содержания, методов, и организационных форм на всех ступенях образования в сочетании с максимальной психологической комфортностью. Нормативные документы

1. Решение Коллегии МО РФ от 11.12.96 г. «О проблемах и перспективах развития начального образования в Российской Федерации»

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-Р (п.2))

3. «Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста» (Пр. МОиПО РФ № 2000 от 8.10.97 г.)

Дидактические условия реализации преемственности дошкольной и начальной ступеней образования: 1. Реализация общей цели образования – развитие личности. 2. Гармоничное сочетание трех направлений развития: физическое, интеллектуальное, личностное. 3. Знание и опора на возрастные особенности и возможности детей. 4. Использование приемов и методов, соответствующих возрастным особенностям детей. 5. Поддержание природной потребности детей в познании, формирование положительного отношения к учебному процессу. 6. Чуткое, внимательное отношение взрослых к детям, педагогическое сотрудничество (воспитателей, учителей, детей и родителей).

Готовность к школе – это единство и взаимосвязь физической, интеллектуальной и личностной готовности. Физическая готовность - Наличие или отсутствие хронических заболеваний, интеллектуальных нарушений, приведших к некоторому отставанию в общем развитии ребенка. Личностная готовность - развитость коммуникативных качеств, ориентировка в окружающей действительности, Запас знаний о мире, степень самостоятельности. активности, инициативности. Интеллектуальная готовность -Степень развития психических качеств: внимание, восприятие, воображение, память, мышление, речь

Диагностика готовности к школе: Готовность к школе определяется уровнем физического, интеллектуального и личностного развития в их совокупности (а не количеством знаний об окружающей действительности). Диагностируется уровень развития ребенка (с согласия родителей, после записи ребенка в школу). Результаты диагностики позволяют выстроить программу индивидуального доразвития ребенка, его отдельных качеств, необходимых для успешного обучения в школе.

Некоторые особенности систем и комплектов учебников: Система Л.В.Занкова Основная направленность системы – достижение оптимального общего развития младших школьников. В связи с этим для всестороннего развития одинаково важны все учебные предметы. Результат достигается использованием новой, по сравнению с традиционной школой, развивающей методикой – открытие нового знания через проблемную ситуацию (коллизию), использование многообразия методов. Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова Основное в концепции данной системы – ученик рассматривается как субъект учения, как учащий себя. В результате чего ученик должен стать заинтересованной в самоизменении личностью, готовой к этому самоизменению. Методика данной системы не допускает объяснительного подхода, она максимально продуктивная, исследовательская по характеру. Образовательная модель “Школа- 2100” Главная особенность данной модели – решение проблемы преемственности ступеней образования от дошкольной до выхода в вуз, и реализация методики развивающего обучения – идея“педагогики здравого смысла”. Образовательная модель “Гармония” (науч.рук. Н.Б.Истомина) Создана объединением авторов во главе с Н.Б.Истоминой, разделяющих общую образовательную цель – развитие личности ребенка. Образовательная модель “Начальная школа ХХ1 века” (науч.рук.. Н.Ф.Виноградова) Учебные издания реализуют концепцию “Начальная школа ХХ1 век”, разработанную под редакцией Н.Ф.Виноградовой. Она отражающей наиболее передовые педагогические идеи развития личности, деятельностный подход в обучении. Направлена на формирование учебной деятельности у младших школьников. Комплект учебников “Школа России” (под ред. А.А.Плешакова) Авторы почти всех учебных предметов комплекта хорошо известны учителям со времен советской школы. Их переработанные учебники сохраняют лучшие традиции начальной школы (формирование знаний и умений) и дополнены заданиями, развивающего характера. Комплект учебников “Классическая начальная школа” В комплект объединились авторы, зарекомендовавшие себя долгими годами апробации своих учебников и методик, отражающих требования новой школы в сочетании с классическими наработками. Комплект учебников “Перспективная начальная школа” Концептуально новый комплект, создаваемый при поддержке РАН РФ. Попытка разработать учебники нового поколения, позволяющие организовать максимально самостоятельную деятельность учащихся в условиях специально организованной педагогической поддержки, особенно в условиях сельских школ. Поэтому каждый предмет обеспечен учебником и тетрадью для самостоятельных работ. На сегодня изданы учебники и учебные пособия для 1 класса. Комплект учебников “Планета знаний” (под ред. Петровой И.А.) Новый комплект, который пока не обеспечен по всем предметам и классам начальной школы. Это попытка сочетать лучшие наработки традиционной начальной школы и потребности современной школы. Система учебников «Перспектива». (2006, издательство «Просвещение»), новая линия УМК для начальной школы. Этот комплект, входящий в серию «Академический школьный учебник», появился в результате тесного сотрудничества коллектива ученых и педагогов РАН. «Перспектива» стала одним из самых интересных и значимых проектов издательства, предвестником новых, продиктованных временем принципов и стандартов обучения, основанных на всестороннем физическом, психическом, культурном и социальном развитии личности ребенка, сохранении его индивидуальности, воспитании нравственности. Изучение каждого из предметов, помимо получения знаний, умений, навыков, позволяет освоить универсальные учебные действия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: