double arrow

Процесс воспитания в начальной школе


Младший школьный возраст не просто период детства и один из многих этапов развития человека. Это чрезвычайно значимый период человеческой жизни, очередной ее старт и одновременно вершина. Ребенок, начавший ходить в школу, осознает свое принципиальное отличие от других детей. От тех, кто младше его, он отличается тем, что учится в школе; от тех, кто старше, — тем, что находится в самом начале школьного пути. В то же время школа объединяет его со взрослым обществом: ведь все люди старшего возраста или тоже учатся, или когда-то учились в школе. Изначально ребенок ориентирован (как правило, положительно) на внешнюю, формальную сторону школьной жизни (ранец, школьные принадлежности и пр.). И лишь много позже и не без труда он овладевает ее внутренней сутью. Это особенно наглядно проявляется в отношении начинающего ученика к школьной отметке: в первые недели важно ее наличие, а затем постепенно осмысляется ее оценочное значение. Младший школьник, особенно в начале своего школьного пути, — счастливый человек. Ведь в это время одна из главных потребностей детства — стремление быть взрослым — впервые удовлетворяется «по-настоящему»: в серьезной, трудной и всех интересующей (как принято говорить у взрослых, социально значимой) учебной деятельности. Именно она начинает заполнять основное время, преобладать среди занятий ребенка, вступать в сложные взаимоотношения с уже освоенными им ранее видами деятельности (игрой, общением и др.); именно она воплощает суть его новой жизни, и овладение ею становится предметом острого интереса всех окружающих. Осваивая учебную деятельность, ребенок включается в деловые, ролевые, функциональные отношения не только с учителем, но и с родителями и со взрослыми вообще. Он становится интересен взрослому миру в первую очередь как носитель новой для себя социальной роли — ученик.




В традиционной дидактики принято считать, что воспитание это одна из составляющих образования, осуществляемого в интересах государства. Представители альтернативного образования, начиная с Л.Н.Толстого, рассматривали воспитание как насилие над ребенком, воздействие социальных институтов на его нежную душу. Другие исследователи приравнивают воспитание к процессу социализации, который помогает ребенку адаптироваться к условиям жизни современного общества. В связи с социально-экономическими изменениями в нашей стране изменился запрос государства на образование личности. Сегодня обществу нужен человек, «способный занять самостоятельную позицию по отношению к внешним условиям» (И.Франкл), т.е. способный самостоятельно ориентироваться в окружающем мире, самостоятельно делать выбор и принимать решения. Такой подход к воспитанию поможет подготовить ребенка к жизни в любом обществе.С этих позиций воспитание – это управляемая система процессов взаимодействия общества и личности, обеспечивающая, с одной стороны, саморазвитие и самореализацию этой личности, а с другой – соответствие этого саморазвития ценностям и интересам общества (А.А.Леонтьев). Главной целью образования является готовность личности ребенка к самопределению и самореализации. Цель - это идеальный образ конечного результата образования личности ученика. Образование и воспитание неразделимы по своей сущности, в переводе с английского языка edication означает воспитание, хотя в литературе распространен перевод как образование. Следовательно, цели образования и воспитания тоже едины. Воспитание – процесс двусторонний: с одной стороны – воспитательное влияние, с другой – собственная деятельность воспитанника, самовоспитание. Самовоспитание — это систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности.Самовоспитание начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного желательного мотива своей деятельности. Цели являются важным элементом воспитания. Они оказывают влияние на любую деятельность, в том числе на воспитательный процесс, на его содержание, формы и методы, что в значимой степени определяет его конечный результат. Великие педагоги прошлого Я.А. Коменский и К.Д. Ушинский придавали большое значение ясности и точности целей воспитания. Обоснование цели воспитания невозможно без учета особенностей социально-педагогической ситуации, которая ее рождает. В современных условиях идет не только демократизация и модернизация учебного процесса. Сегодня наиболее актуальным для семьи, общества является формирование общечеловеческих ценностей: совести, добра, справедливости, человеческого достоинства. Цели образования выступают не в виде суммы «знаний, умений, навыков», которыми должен владеть выпускник, а в виде характеристик сформированности познавательных и личностных способностей. Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в терминах ключевых задач и универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мир.Цель и задачи воспитания определяются педагогом, они зачастую завуалированы, скрыты от воспитанника. Это один из парадоксов воспитания. Цели педагога и цели воспитанников разнообразны и разноплановы.Задачи воспитания можно рассматривать как его цели, взятые в данных конкретных условиях. К таким условиям относятся: возраст обучаемых, специфика учебного заведения, уровень воспитанности, индивидуальные особенности и т. д. Задачи воспитания делятся на две группы: инвариантные и вариативные. Инвариантные задачи воспитания — это общие задачи, которые опреляются исходя из потребностей государства и общества. Сегодня они формулируются в виде ключевых компетенций:в гражданско-общественной сфере, в трудовой сфере, в культурно-досуговой сфере, в сфере самостоятельной познавательной деятельности, в бытовой сфере. Компетенция понимается как общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности. Компетенция – это знание в действии, способность человека использовать на практике полученные знания и навыки, принимать решения в условиях неопределенности и реализовывать их. Компетентности рассматриваются как некоторый интегральный результат образования. Они помогут осваивать все объективные социальные роли, но с учетом конкретных возрастных потенциалов и возможностей. На этом основа­нии выделяются возрастные вариативные задачи, которые должны соответство­вать уровню освоения личностью социальных ролей. педагог начальной школы должен хорошо знать психологический портрет дошкольника, младшего школьника и младшего подростка, и, прежде всего, психологические особенности мотивационной сферы. Так как управление взаимодействием предполагает, что педагог создает такие условия, которые способствуют формированию потребностей, мотивов, чтобы у ребенка возникло «внутреннее» хочу (О.С.Газман).Поэтому воспитательные задачи по формированию ключевых компетенций в начальной школе могут быть следующими:











Сейчас читают про: