Компетентность в бытовой сфере

- формирование ценностного отношения к здоровью;

- формирование привычки здорового образа жизни.

В одном и том же возрасте воспитательные задачи варьируются в зависимости от типа учебного заведения: они по-своему специфичны, например, в общеобразова­тельной школе и учреждении дополнительного образования. В общеобразовательной школе формируется общая базовая культура личности.

Решение воспитательных задач оставляет воспитательный процесс, который состоит из цепи непрекращающихся воспитательных дел. Воспитательные дела имеют коллективный, творческий характер и называются коллективными воспитательными делами. Если рассматривать воспитательные дела конструируются поэтапно: 1) целеполагание (анализ ситуации, формирование доминирующей и сопутствующих воспитательных целей); 2) планирование; 3) организация и подготовка; 4) осуществление дела; 5) анализ достигнутых результатов.Воспитательные дела могут проектироваться с использованием современных технологий воспитания. Цель воспитательного дела определяет в свою очередь технологии, которые помогут учителю воспитывать и развивать ребенка в соответствии с его потребностями и потребностями общества. Технологии являются основным инструментом деятельности учителя. Именно учитель определяет, какие технологии помогут ему решить воспитательные задачи. Технологии воспитания — это воспитательная деятельность педагогов, связан­ная с планированием предполагаемого ими результата и способов его достиже­ния, с моделированием этих способов, осуществлением разработанных планов и моделей, управлением деятельностью и поведением людей (детей, родителей и других заинтересованных лиц), реализующих эти планы. Современные образовательные технологии предполагают построение образовательного процесса на деятельностной, проблемной, личностно-смысловой, альтернативной, диалоговой, взаимной, ситуативной основах. Реализация современных технологий предполагает единство обучения и учения, воспитания и самовоспитания обучающихся.

Цель Этапы урока Творческие звенья деятельности учащихся
Знание Введение 1. Постановка проблемы – формулирование вопроса, учебной проблемы или темы урока. 2. Поиск решения – открытие субъективно нового знания
Воспроизведение 1. Выражение решения – выражение нового знания в доступной форме 2. Реализация продукта – представление продукта учителю и классу

19. Процесс обучения в начальной школе. Процессы обучения и воспитания сами по себе непосредственно не развивают человека, а развивают лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы. Учебная ситуация - особая структурная единица учебной деятельности, содержащей ее полный замкнутый цикл. В УС дети с помощью учителя: обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. Проектируя образование, т. е. предопределяя, выбирая одно из возможных направлений психического развития детей, мы стремимся сознательно ориентироваться на культивирование фундаментальной человеческой способности самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, быть ее подлинным субъектом. Именно эта способность позволяет человеку самоопределяться в жизненном мире, включаться в существующие и творить новые виды деятельности и формы общения с другими людьми. отсутствие умения учиться, неспособность быть субъектом собственной учебной деятельности вызывает справедливое неудовольствие и беспокойство взрослых ребенок, который к концу начальной школы не обретает этого умения, в средней школе перестает учиться, порождая массу подростковых проблем школьного негативизма и невротизма, а, получив аттестат зрелости, обнаруживает свою глубокую незрелость, неготовность жить в стремительно меняющемся мире. Современное требование учить детей учиться не покажется столь очевидным и естественным, если посмотреть на него не из сегодняшнего дня, а, скажем, из 60-х гг когда никого не смущало, что четвероклассник не умеет учиться. Тогда считалось, что ему еще рано быть самостоятельным в этой области, а достаточно быть послушным и прилежным исполнителем школьных требований. За этим житейским представлением стоял совсем иной нежели сегодня взгляд на так называемую природу детства, на возрастные возможности развития ребенка 7 11 лет. Дело в том, что умение учиться резко выделяется в списке общешкольных умений читать, писать, считать. В самом широком смысле этого слова умение учить себя означает способность преодолевать собственную ограниченность не только в области конкретных знаний и навыков, но и в любой сфере деятельности и человеческих отношений, в частности в отношениях с самим собой неумелым или ленивым, невнимательным или безграмотным, но способным меняться, становиться делать себя другим.

Основы современного понимания деятельностного подхода к обучению: – теория учебной деятельности Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова: способ организации учебной деятельности, управление педагогом учебной деятельностью ученика при решении им специально организованных учебных задач разной сложности. - работы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна - учение рассматривается как приобретение знаний, умений, навыков (тогда как развитие — приобретение способностей, новых качеств). Основные положения деятельностной теории учения: 1.Конечной целью обучения является формирование способа действий. 2.Способ действий может быть сформирован только в результате деятельности, которую, если она специально организуется, называют учебной деятельностью. 3.Механизмом обучения является не передача знаний, а управление учебной деятельностью. Деятельностный подход к обучению -способ организации учебного процесса, в котором системообразующим элементом являются различные виды деятельности и субъект обучения занимает активную позицию, а деятельность является основой, средством и условием развития личности. Положения деятельностного подхода в ГОС второго поколения: Первое, определение целей образования как требования к результатам среднего образования. Результаты обучения и воспитания сформулированы в терминах учебных задач и универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира: предметные, метапредметные и личностные результаты

Предметные - усвоение обучаемыми знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей, в рамках отдельного учебного предмета. Метапредметные – усвоение способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Личностные - система ценностных отношений обучающихся — к себе, другим участникам ОП, самому образовательному процессу и его результатам. Универсальные учебные действия представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей. Они создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей. Универсальные учебные действия - это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях.

Второе положение ДП: требования к содержанию учебных программ. Учебные программы должны предусматривать такую систему задач и средств их решения, которые обеспечили бы высокую мотивацию учеников и их интерес к предмету, формирование универсальных учебных действий, и - как следствие - усвоение системы знаний и формирование компетентностей. Давыдов В.В. - содержание учебных предметов необходимо разрабатывать в соответствии с особенностями и структурой учебной деятельности: Компоненты уд(учебные мотивы, учебная задача, учебные действия, результат), элементы со (мотивация, постановка уз, уд для решения уз и её контроля и оцнки), этапы обучения. Третье положение: требования к организации обучения: - организацию учебной деятельности учащихся, включая развитие учебно-познавательных мотивов; - выбор конкретных методов и приемов обучения, обеспечивающих полную и адекватную ориентировку ученика в задании; - организацию таких форм учебного сотрудничества, где была бы востребована активность и инициатива ученика. Такая организация обучения обеспечит управление обучением и достижение поставленных образовательных целей.

Проектирование учебного процесса предполагает: определение педагогических задач, решаемых на данном этапе учебного процесса, например, формирование навыков устной или письменной речи; отбор учебного материала; определение способов организации учебных ситуаций (методических средств, дидактического обеспечения, порядка действий учителя. порядка взаимодействия учащихся); прогнозирование возможных действий детей.

Комплекс образовательных технологий: Проблемный диалог - вместо объяснения темы– постановка проблем и самостоятельное открытие новых знаний учениками. Продуктивное чтение: вместо скорости прочтения и воспроизведения фактуальной информации- вычитывание всех видов текстовой информации – глубокое понимание текста. Оценивание учебных успехов: вместо внешнего контроля за учениками с помощью отметок… - обучение их комфортному и адекватному самооцениванию своих достижений.

Технологический аспект деятельностного подхода к обучению – решение учебной задачи в виде системы действий, направленных на получение продукта и определяющих направление учебной деятельности. В ОС «Школа 2100» Е.Л.Мельникова - технология проблемно-диалогического обучения: Цель – получить новое знание (понятие, правило, закономерности) Логика УД - деятельность ученого - постановка проблемы, формулирование проблемы, поиск ее решения, воспроизведение нового знания. Результаты: осознает проблемную ситуацию, затруднения, формулирует проблему на основе анализа ситуаций, решает проблему, выдвигает гипотезу, проверяет гипотезу, проверяет правильность решения, воспроизводит знания в процессе выполнения продуктивных заданий.

Структура проблемного урока:

Структура урока в начальной школе: Структура процесса обучения – это его строение, основные элементы и связи между ними. Первый подход – деятельность преподавателя;

– деятельность ученика; – содержание образования. Второй: целевой; – стимулирующе–мотивационный; – содержательный; – операционно–деятельный- совместная работа учителя и ученика; – контрольно–регулировочный – обратная связь; – оценочно–результативный - оценкой результатов обучения. Третий:структура зависит от этапов технологии обучения.

Проектирование технологической карты урока: Проектирование целей, Выбор технологии, Выбор заданий для мотивации, формулирования УЗ, ее решения, закрепления во внешней речи по алгоритму, самостоятельной работы, рефлексии., Проектирование диалога, Логика деятельности учителя и уч-ся, Критерии оценки решения УЗ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: