Педагогика как область антропологического и гуманитарного знания

Место пед-ки в сист наук о чел-ке опред-ся тем, что она исследует законом-ти развит, формиров, воспит, образов и обуч личности.Развит чел-ка – это проц становления его личности под влиянием внеш и внутре, управл-х и неупр-х соц-х и природ-х факторов. Согласно диалектико-материалистич-й концепции развит индивида (онтогенез) предст-т собой проц количеств-х и качеств-х изменений, происход-х в анатомо-физиологич-м строении чел-го организма. Предметом пед-ой антропологии явл-ся объект пед-ки – чел-к развив-ся. Только исследуя свой объект, пед-ка в силах разработать свой предмет – целенапр-ые взаимод-вия людей, влекущие за собой желаемые изм-я в мотивационной, интел-ой, поведенческой сферах личности. Пед-ая антр-я необ-ма, чтобы снабжать теорию и практику воспит ориентирами для учета законом-го разнообр личност-х св-в. Тогда только теория сможет сказать практику, собственно в каких ситуац-х, при каком именно сочет-и обст-ств один и тот же метод вреден, в каких - полезен, а в к-х – нейтрален. Пед-ая антр-я нужна как основа жизненно важных типологий пед-их ситуац, для разработки методич-их вар-тов обуч-я и воспит-я. Это позв-ет получить простые и действенные способы индивидуализации образоват-й работы, т.е. прим-ния научн знания на практ. Она призвана предупр об опасностях или невозм-ти тех или иных усилий. Пед-ая антр-я разраб-т учение о пед-их «болезнях», об их признаках, их внеш и внутр причинах и развитии, об их терапии и профилактике. Среди болезней души и духа особенно опасны злокачест-е душевные образования типа антропофобии, экзистенц-й пустоты и властолюбия. Понятно, насколько необх-мы описания этих патологий и пед-ие выводы из них. Пед-ая антр-ия не может при этом не опираться на данные психологии и психоанализа, психиатрии. Пед-ая антр-ия выд-ся в структуре пед-ки как фундамент-ая и, вместе, вспомог-ая наука, составл-ая «цокольный этаж» в здании пед-ки, т.е. снабжающая все ее области целостным знанием об их объекте. Это знание необх-мо для реш крайне важной методологич-й проблемы –перехода с уровня на уровень в изуч чел-ка, напр, с биохим-го, молекул-го уровня – на поведенческий через многократно опосредствующие этот переход звенья. Это знание может помочь в периодизации онтогенеза чел-ка, в построении теории личности, при решении вопр о структуре, сторонах и признаках развития личности, о границах измен-й этих признаков и факторах, регулир-х эти измен-ия. Одна из важных целей пед-ки – профилактика и коррекция девиантного, разрушительного повед – в принципе недостижима вне и помимо человековедения. Пед-ая антр-я вскрывает «технологию» становления и воспит преступников. В основе ее лежит тысячелетняя практика эксплуатации низменных побуждений, коренящихся в человеческой природе.Итак, пед-ая антр-я пред-т собой фундамент, основание пед-ки. Она изучает природу ребенка, детей, их групп, а также среды, в которой взрослеют дети. В ней решаются вопр о сущности человека как воспитуемого и воспитателя. Ею исследуется сущность воспита, обуч, образов, взятых в их взаимодействии с окруж их миром.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: