Психология как наука. Основные задачи психологической науки на современном этапе. Объект и предмет психологии. Понятие о психике. Психологическая наука и психологическая практика

Тема 1. Введение в курс «Основы психологии и педагогики».

С древнейших времён потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психологического склада людей. По-видимому, люди начали задумываться над существованием духовного начала, направляющего их поведение в очень далекие доисторические времена. Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку, которые считались ответственными за все действия людей. Позднее греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни. Аристотель в трактате “О душе” заложил основы психологии как самостоятельной области знаний. Первоначально психология выступала как наука о душе, наличием которой пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Так начался первый этап в развитии психологии, продолжавшийся в течение более двух тысяч лет.

Второй этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

Третий этап — психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задачи психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

Четвёртый этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний, т.е. психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.

Для чего изучают психологию? Все мы живём среди людей и волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы её дополним научными знаниями.

Объект и предмет, методы психологии. Объект характеризует психический уровень взаимодействия человека с миром; физиологический его уровень определяется через взаимосвязь реакций с раздражителями. Предмет психологии — факты, закономерности, механизмы психики.

Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.

Наблюдение — древнейший метод познания. Его примитивной формой — житейскими наблюдениями — пользуется каждый человек в своей повседневной практике. Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение); лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет); выборочное, сплошное и особый вид — включённое наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы).

Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: непринуждённая беседа, интервью, вопросники и психологические анкеты.

Главным методом психологического исследования является эксперимент активное вмешательство в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. При лабораторном эксперименте, протекаещем в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла может и не знать. Естественный эксперимент проводят в естественных условиях жизни, учёбы, труда людей, причём люди не подозревают, что над ними проводят эксперимент. Естественные эксперименты позволяют выявить более достоверную информацию, но не могут проводиться многократно, поскольку теряют свою естественность и скрытность от испытуемых.

Метод тестов — метод испытаний, установления определённых психических качеств человека. Тест — кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяют наличие и уровень развития определённых психических качеств человека. Тесты могут быть прогностические и диагностирующие. Тесты должны быть научно обоснованы, надёжны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики.

Место психологии в системе наук. Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, знание строения и функционирования его центральной нервной системы. Психология тесно связана с историей общества и его культуры, поскольку в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации — орудия труда и знаковые системы. Человек — биосоциальное существо, только в обществе формируется человеческая психика, поэтому специфика конкретного общества, в котором живёт человек, взаимоопределяет особенности его психики, поведения, мировосприятия, социальных взаимодействий с другими людьми. Поэтому углубленному пониманию психики человека способствует знание социологии. Сознание, мышление и многие другие психологические явления не даны человеку от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе его воспитания и образования. Отсюда связь психологии человека с педагогикой. Наконец, психология находится в родственных отношениях с философией, поскольку зародилась как особая научная дисциплина в её недрах.

Категории психологии: психика, сознание, деятельность.

Понятие психики. Традиционно дают определение понятию психики как свойству живой высокоорганизованной материи, заключающемуся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях.

Этимологически слово психика (от греческого “душа”) имеет двойственное значение. Одно значение несёт смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Отсюда психика — это сущность, где многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях. Психическое отражение, в свою очередь, — это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика в этом смысле — это субъективный образ объективного мира, это совокупность субъективных переживаний и элементов внутреннего опыта субъекта.

Но в этимологии слова “психика” содержится и другой смысл. Проблема может ставиться так: психика — это свойство нервной системы, специфическое отражение её работы, или психика имеет также свой специфический субстрат? Психику нельзя свести просто к нервной системе. Действительно, нервная система является органом (по крайней мере, одним из органов) психики. При нарушении деятельности нервной системы нарушается психика человека. Но понять психику только через исследования нервной системы нельзя. Тесная связь психики и деятельности мозга не подлежит сомнению, повреждения или физиологическая неполноценность мозга однозначно приводят к неполноценности и психики. Хотя головной мозг — это орган, деятельностью которого обусловлена психика, но содержание этой психики производится не самим мозгом, её источником является внешний мир.

Но человеческая психика не дана в готовом виде человеку с момента рождения и не развивается сама по себе, если человек изолирован от других людей. Только в процессе общения и взаимодействия ребёнка с другими людьми у него формируется человеческая психика. Специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя, по меньшей мере, три составляющих: внешний мир, природа, её отражение — полноценная деятельность мозга — взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

Функции психики: отражение окружающего мира и регуляция поведения и деятельности живого существа в целях его выживания

Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза. У животных психика возникает и развивается потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать. Самые простые формы поведения появились вместе с первыми одноклеточными существами — это таксисы, которые проявляются в общей механической реакции организма на тот или иной источник раздражения. С развитием нервной системы появились рефлексы, определяемые как более специфичные и более точные реакции на раздражение тех или иных рецепторов или органов чувств. Инстинктивное поведение гораздо сложнее и специфично для каждого данного вида; структура и цели его формы закреплены генетически. Инстинкт — это врожденные, неизменяемые формы поведения, одинаковые у особей определённого вида, это врожденная последовательность, алгоритм реакций на строго определённые раздражители. Импринтинг — особое явление, присущее некоторым видам животных, запечатлевание первой встречной информации после рождения. В результате импринтинга у детёнышей (птенцов) с первых часов жизни возникает глубокая привязанность к первому движущемуся объекту, с которым они встречаются.

Рост сложности поведения обусловлен развитием психики животных, которое проходит ряд этапов. На стадии элементарной чувствительности животное реагирует только на отдельное свойства предмета внешнего мира и его поведение определяется врождёнными инстинктами (питание, самосохранение, размножение и т.п.). На стадии предметного восприятия отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться, появление интеллектуальной психики характеризуется способностью животного отражать индивидуально приобретённые навыки поведения. Третья стадия интеллектуальной психики характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствие, “изобретать” новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Но интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.

Психика человека — качественно более высокий уровень, чем психика животных. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Трудовая деятельность имеет продуктивный характер; труд, осуществляя процесс производства, запечатлевается в своем продукте, т.е. происходит процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и потребностей. Таким образом, материальная и духовная культура человечества — это объективная форма достижений психического развития человечества.

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приёмы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции — специфически человеческие, общественно- исторические обусловленные формы памяти, мышления восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Мозг и психика. Центральная нервная система состоит из спинного мозга и различных структур головного мозга. Наиболее сильно на психику влияет характер полноценности и адекватности функционирования головного мозга, особенно коры головного мозга. В коре головного мозга выделяются сенсорные зоны, куда поступает и обрабатывается информация от органов чувств и рецепторов, моторные зоны, которые управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека, и ассоциативные зоны, которые служат для переработки информации. Например, примыкающие к сенсорным областям гностические зоны ответственны за процесс восприятия, а соседние с моторно-двигательной областью практические зоны обеспечивают тонкую моторику и автоматические движения. Ассоциативные зоны, расположенные в лобной части мозга, особенно тесно связаны с мыслительной деятельностью, речью, памятью и осознанием тела в пространстве.

Специализация мозговых полушарий достигает наивысшего развития у человека. Известно, что примерно у 90 % людей доминирует левое полушарие мозга, в котором расположены центры речи. В зависимости от того, какое полушарие у человека лучше развито, более активно функционирует, появляются свои отличительные различия в психике человека, его способностях. Современные исследования подтвердили, что правое и левое полушарии имеют специфические функции и преобладание активности того или иного полушария оказывает существенное влияние на индивидуальные особенности личности человека. Функции левого полушария: хронологический порядок; чтение карт, схем; запоминание имён, слов, символов; речевая активность, чувствительность к смыслу; видение мира весёлым, легким; детальное восприятие. Функции правого полушария: текущее время; конкретное пространство; запоминание образов, конкретных событий, узнавание лиц людей; восприятие эмоционального состояния; видение мира мрачным; целостное, образное восприятие. Но следует подчеркнуть, что в норме осуществление любой функции — это результат работы всего мозга, и левого, и правого полушарий.

Структура психики человека. Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно: 1) психические процессы; 2) психические состояния, 3) психические свойства.

Психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс — это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности, состояния бодрствования человека. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма. Все психические процессы подразделяются на познавательные — к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение, эмоциональные — активные и пассивные переживания, волевые — решение, исполнение, волевое усилие и т.д. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека. В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществления различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Психические состояния. Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом — трудно и неэффективно. Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т.п.). Наиболее изученными являются: 1) общее психологическое состояние, например, внимание, появляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности; 2) эмоциональное состояние, или настроение(жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражённое и т.д.).

Психические свойства. Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности. Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определённый качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности. Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. Например, интеллектуальные свойства — наблюдательность, гибкость ума; волевые — решительность настойчивость; эмоциональные — чуткость, нежность, страстность, аффективность и т.п. Психические свойства не сосуществуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести жизненную позицию личности, темперамент, способности, характер.

Схема 1 Формы проявления психики человека

Психика и организм. Организм — это такое целое, которое включено в более широкое целое, из которого оно происходит; наш человеческий организм есть дитя природы и обязательно удерживает в себе и интенсивно использует физические закономерности природы, т.е. организм существует только в природной среде, в процессе систематического обмена продуктами с природной средой и существует глубинная, фундаментальная связь нашего органического существования с природой. Функция психики состоит в отображении, удержании, воспроизведении и развитии этого единства всех существенных сил природы.

Тот факт, что наше тело и его психика включены во всеобщую связность мировых процессов и как-то удерживают в себе природу вообще как целое, предполагает существенное непосредственное влияние этого целого на нашу психику, влияние природных пульсаций на наш организм и наши психические состояния. Все эти влияния природы на нашу психику можно представить в виде некоторых кругов влияния: круг космической жизни, жизнь солнечной системы, жизнь земли (климат, части света, соответствие географических условий среды обитания расовым биопсихическим особенностям, условия производственной деятельности), природные ритмы (смена времён года, времени суток, метеорологические изменения). Развитие психики в этом смысле не должно идти в разрез с природными процессами, не должно противоречить закономерностям природы.

Человеческая, сложно организованная психика может сформироваться и успешно функционировать лишь при определённых биологических условиях: уровень содержания кислорода в крови и клетках мозга, температура тела, обмен веществ и т.п. Существует огромное количество подобных органических параметров, без которых нормально функционировать наша психика не будет.

Особое значение для психической деятельности имеют следующие особенности человеческого организма: возраст, пол, строение нервной системы и мозга, тип телосложения, генетические аномалии и уровень гормональной активности.

Основные психические процессы. Ощущения, восприятие, мышление служат неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира есть исходное. Однако, ощущая, воспринимая, наглядно представляя любой предмет, любое явление человек должен как-то анализировать обобщать, конкретизировать, другими словами, мыслить о том, что отражается в ощущениях и восприятиях. Ощущения, восприятия, представления, мышление, память составляют основные психические процессы.

Психика, поведение и деятельность. Важнейшая функция психики — регуляция, управление поведением и деятельностью живого существа.

Деятельность — активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определённой потребности, мотива. Деятельность — мотивы, т. е. то, что побуждает человека к деятельности; действия — относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчинённые общему замыслу; это цели, т.е. то, на что направлена непосредственно деятельность.

Главной характеристикой деятельности является её предметность. Другая её характеристика — социальная, общественно-историческая природа.

Деятельность всегда носит опосредованный характер. В роли средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы и общение с другими людьми. Осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем определенные отношения к другим людям, если они даже реально и не присутствуют в момент совершения деятельности.

Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует её ход.

Деятельность — не совокупность реакций, а система действий, сцементированных в единое целое побуждающим её мотивом. Мотив — это, то ради чего осуществляется деятельность, он определяет смысл того, что делает человек.

Схема 2 Структура деятельности

Наконец, деятельность всегда носит продуктивный характер, т.е. её результатом является преобразование как во внешнем мире, так и в самом человеке, его знаниях, мотивах, способностях и т.д. В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяются разные типы деятельности: трудовая, познавательная, коммуникативная и т. п.

Деятельность человека имеет сложное и иерархическое строение. Она состоит из нескольких уровней: верхний уровень — уровень особых видов деятельности, затем уровень действий, следующий - уровень операций, и, наконец, самый низкий — уровень психофизиологической функции.

Действия — основная единица анализа деятельности. Действие — это процесс, направленный на достижение цели. Действие имеет подобную деятельности структуру: цель — мотив, способ — результат. Различают действия: сенсорные (действия по восприятию объекта), моторные (двигательные действия), волевые, мыслительные, мнемические (действия памяти), внешние предметные (действия направлены на изменения состояния или свойств предметов внешнего мира), и умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания). Выделяют следующие компоненты действия: сенсорные (чувственные), центральные (мыслительные) и моторные (двигательные). Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности, — это общение, игра, учение и труд.

Схема 3 Компоненты действия и их функция

Под поведением в психологии принято понимать внешнее проявление психической деятельности человека. К фактам поведения можно отнести: 1) отдельные движения и жесты (например, поклон, кивок, сжимание руки); 2) внешнее проявление психологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей (например, поза, мимика, взгляды, покраснение лица, дрожь и т.п.); 3) действия, которые имеют определённый смысл, и, наконец, 4) поступки, которые имеют социальное значение и связаны с нормами поведения.

Сознание как высшая форма отражения внешних и внутренних явлений.

Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщенного отра-жения объективных свойств и закономерностей окружающего мира, формирование у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функция сознания заключается в формировании цели деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определённое отношение к окружающей среде и к другим людям.

Схема 4 Функции, свойства сознания

Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией - эмоций формирования субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающих одновременно с сознанием в процессе труда.

Выделяют два слоя сознания: 1) бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя биодинамические свойства движений, опыт действий и чувственные образы; 2) рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя значение и смысл. Значение — содержание общественного сознания, усваиваемое человеком; это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения — понятия. Смысл — объективное понимание и отношение к ситуации, информации.

Эпицентром сознания является сознание собственного «Я». Сознание: 1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит в бытии. Функции сознания: 1) отражательная, 2) порождающая (творчески-креативная), 3) регулятивно-оценочная, 4) рефлексивная — основная функция, характеризующая сущность сознания.


Тема 2. Биологическая и психологическая подструктуры личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: