Основные отрасли педагогики

   
 
 
 


               
   
 
   
 
   
 
   
 
   
 
   
 
 
 
   
 
   

Тема 7. Образование как социокультурный феномен и движущая сила социально-экономического развития

Повышение роли образования на современном этапе социально-экономического развития. Социокультурные тенденции, оказывающие влияние на развитие образования, науки, культуры. Образование как педагогический процесс. Две основные функции образования в обществе (воспроизводство и развитие) и соответствующие им модели образования.

Образование – это уникальный механизм передачи и усвоения научной информации знаний и умений социального и профессионального опыта от поколения к поколению, формирования личности, ее мировоззрения, различных качеств, культуры.

Понятие «образование» было впервые введено в педагогическую науку И. Г. Пестолоцци и понималось им как формирование образа. Долгое время понятие «образование» употреблялось как синоним понятия «воспитание» в широком общепедагогическом значении. Затем это понятие стало рассматриваться как процесс вооружения обучающихся системой научных знаний, практических умений и навыков. В настоящее время оно трактуется значительно шире. В «Законе об образовании в Республике Беларусь» образование определяется как «процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, умножение, передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, эстетическом, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики». Но образование имеет не только социальную ценность, но и личностную значимость. Поэтому под образованием следует понимать общественно организованный педагогический процесс, направленный на усвоение человеком социального опыта, вследствие чего происходит его подготовка к жизни в обществе (социализация и личностное формирование и развитие (индивидуализация)).

История свидетельствует о том, что во все времена образование было основным фактором развития человеческой цивилизации. Но именно XX в. стал веком образования, принесшим ощутимые плоды в различных сферах общественной жизни. Образование имеет более чем тысячелетнюю историю, свои традиции. Многие из них уходят корнями в глубь веков. Каждая из культур прошлого внесла свой вклад в сокровищницу знаний, в систему образования.

В первобытном обществе в первоначальном виде передача и сохранение важнейших, жизненно необходимых сведений, знаний, навыков осуществлялись примитивно: использовались знаки, жесты, узлы, шнуры, зарубки; материалом служила глина, камень, дерево, позднее появился папирус. Древние народы Египта, Месопотамии, Сирии изобрели пиктограммы и идеограммы (ІІІ тыс. до н. э.), Ливана слоговое письмо (І тыс. до н. э.). Обучение стало более надежным, а сам процесс несколько ускорился. У древних народов обучение носило культовый характер, в процессе обучения передавались заповеди предков и богов, восхвалялась их мудрость. По мере развития письменности сокращалось количество букв и знаков, границы грамотности расширялись. Статус знаний в те времена был достаточно высоким.

Древняя Греция славилась своими философскими форумами – школами Сократа, Платона, Аристотеля, где блистали красноречием учителя и обучались дети знатных патрициев. Обучение было нелегким делом, нередко детей и молодежь принуждали учиться прилежно. Управители занимались улучшением школьного дела, а мыслители – философы – обоснованием законов образования. Жестких программ обучения не было, учителям было дано право создавать их самим.

Ценился результат – успехи в воспитании и образовании, а экспериментом выступало общество. Свобода учителя не была безграничной, учителя находились на государственной службе, и если общество низко оценивало работу учителя, его могли уволить и нередко преследовали.

Знания в Древней Греции ценились высоко, но еще более ценилось воспитание, считалось, что от воспитанности молодежи зависит будущее страны. Значительное внимание уделялось физическому развитию и воспитанию, почиталась гимнастика, особенно в Спарте. Многие философы рассуждали о гармонии духа и тела, о совершенной и идеальной жизни.

Высокий статус образования был в Китае и Индии. Здесь уже во II тыс. до н. э. возникла письменность, была изобретена бумага, а книгопечатание появилось раньше, чем в Европе. Ученость и эрудиция на востоке с древних времен были в большем почете. Считая образование важнейшей целью жизни, многие следовали призыву Конфуция: «Учиться без пресыщения, просвещать без устали».

Несмотря на своеобразный культ образования, доступ к нему был ограничен, так как стоило оно дорого. Подавляющее большинство населения античности были неграмотны. Высокий статус образования был далеко не у всех стран. Кроме того, население не очень охотно стремилось к просвещению даже в странах с высокой культурой, невежество обладало демонической силой. Так, например, персы приписывали буквы дьявольскому наваждению; в Древнем Риме грамматика не получила должного развития; гунны были совершенно неграмотны, безразличны к наукам; древние германцы, населявшие Восточно-Римскую империю в VII в.н.э., по свидетельству очевидцев-путешественников, находились на ступени варварства.

Античный мир был противоречив: с одной стороны просвещение, искусство, литература в Египте, Греции, Риме, Индии, Китае достигли достаточно высокого развития, с другой – были страны, не ведавшие письма. Нам известны имена великих мыслителей – философов, зодчих, писателей, но в то же время большинство населения было безграмотно. И все-таки образование – важнейший рубеж, отделяющий цивилизованный мир от дикости.

Противоречивая эпоха средневековья чаще вспоминается окрашенной в мрачные тона, однако она, получив прекрасное наследие античной культуры, развивает древние образовательные традиции. Систематизируются научные знания, расширяется курс школьного обучения, создаются учебники, по которым «школяры» будут учиться несколько веков, расширяется школьное образование.

В этот период в ряде стран появляются первые высшие учебные заведения – университеты (Византия, Марокко, Италия, Франция, Болгария, Великобритания).

В сохранении и развитии античных классических традиций в образовании, укреплении славянского образования особую роль сыграли Византия и Болгария. Болгарию по праву называют третьим культурным центром Европы: она дала миру плеяду энциклопедистов, просветителей, учителей. Широко известна деятельность солунских братьев Кирилла и Мефодия по созданию славянской письменности (кириллицы и глаголицы). Они бросили вызов догмату триязычия – латыни, древнегреческому и древнееврейскому, языкам, на которых долгое время осуществлялась церковная, литературная и образовательная деятельность. Это был шаг вперед, освободивший от оков развитие национальной культуры, просвещения, образования многих стран.

Эпоха Возрождения, а затем эпоха Просвещения дали новый толчок развитию культуры, науки, образования, нового мышления. Данте, Леонардо да Винчи, Т. Мор, Ф. Петрарка, А. Коменский – стоят в числе первых среди титанов образования и культуры. Основные события этого времени: создание Л. Медичи первой в Европе публичной библиотеки; принятие парламентом Англии (1496 г.) Акта об образовании; требование идеолога немецкого протестантизма М. Лютера открыть во всех городах, местечках и селах школы для обучения юношества обоего пола (1525 г.); закон о всеобщей грамотности, принятый в Швеции (1686 г.); создание и научное обоснование классно-урочной системы Л. А. Коменским (VIII в.), а также ряд других начинаний способствовали прогрессу в области образования, открытию школ, колледжей, университетов, академий. Школьное дело развивалось и на территории русских, украинских, белорусских земель, чему во многом способствовала культурно-образовательная деятельность Я. Мудрого, В. Мономаха, Е. Полоцкой, С. Будного, Е. Суздальской, позднее Ф. Скорины, И. Вишневского, В. Бурцева и многих других просветителей, педагогов.

Постепенно образование обретает статус закона в жизни народов. Т. Мор в своей «Утопии» призывает всех граждан уделять время «для духовной свободы и образования». Именно образование помогало осмыслить новый девиз «Твори самого себя!». XIX и XX вв. характеризуются глубокими научно-техническими преобразованиями, бурным ростом культуры и образования на всех континентах. Несмотря на многочисленные поиски и творческие находки, среднее и высшее образование сохраняет многие черты эпохи Ренессанса, но становится более фундаментальным, профессионально направленным, прагматичным, приобретает обязательный и непрерывный характер. Общественный прогресс давал импульс к прогрессу в сфере образования. Возможности образования велики. Оно прокладывает путь к социальным переменам, но ему никогда не удавалось изменить мир без структурных изменений в политическом и экономическом фундаменте общества.

В современной научной литературе встречаются различные попытки классификации образовательных реформ. Опыт реформирования мировых образовательных систем позволяет выделить следующие критерии: масштаб реформы, характер и способ ее проведения, степень оригинальности, направленность, сферы реализации и др.

Основные функции образования.

Основные функции образования (Рисунок 1):

1 Оптимальный и интенсивный способ вхождения человека в мир

культуры.

2 Среда общения.

3 Средства развития и становления человека как личности и

профессионала.

4 Способ социализации личности, процесс ее самоутверждения.

5 Средство обеспечения преемственности поколений.

6 Фактор социального прогресса.

7 Ускоритель культурных перемен и преобразований.

В целом все эти функции можно свести к двум: воспроизводства (культуры, опыта, деятельности людей) и развития (общества, личности).

Первая функция осуществляется посредством теоретической (знаниевой) модели образования, вторая – универсальной (способностной или деятельностной).

Рисунок 1 Основные функции образования в обществе

Основные модели образования. Образование в современных условиях как механизм развития личности, общественного сознания, общества в целом.

История зафиксировала различные модели образования, каждая из которых имеет свои положительные тенденции и сыграла определенную роль. Кратко перечислим основные.

1 Модель образования как государственно-ведомственной организации. Здесь система образования рассматривается структурами государственной власти как самостоятельное направление в ряду других отраслей народного хозяйства. Строится она по ведомственному принципу с жестким определением целей, содержанием образования, номенклатурой учебных заведений и учебных дисциплин. При этом, учебные заведения подчиняются и контролируются специальными органами.

2 Модель развивающего образования предполагает организацию образования через широкую кооперацию образовательных систем разного типа и уровня. Такое построение позволяет обеспечивать и удовлетворять потребности различных слоев населения страны в образовательных услугах.

3 Традиционная модель образования. Основную роль образования традиционалисты видят в том, чтобы сохранять и передавать молодому поколению культурное наследие человеческой цивилизации. Прежде всего, под этим подразумевается многообразие знаний, умений и навыков, способствующих как индивидуальному развитию человека, так и сохранению социального порядка.

4 Рационалистическая модель образования предполагает такую организацию, которая обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков и практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу. В рамках этой модели обеспечивается передача — усвоение только таких культурных ценностей, которые позволяют безболезненно вписываться в существующие общественные структуры. В рационалистической модели отсутствует творчество, самостоятельность, индивидуальность. Идеалом становится точное следование предписанному шаблону.

5 Феноменологическая модель образования предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, бережное и уважи­тельное отношение к их интересам и потребностям. Его пред­ставители отвергают взгляд на школу как на образовательный конвейер. Образование они рассматривают как гуманистичес­кое в том смысле, чтобы оно наиболее полно и адекватно соот­ветствовало подлинной природе человека, помогало ему обна­руживать то, что в нем уже заложено природой.

6 Неинституционная модель образования ориентирована на организацию образования вне социальных институтов, в час­ти школ и вузов. Это образование на "природе", с помощью Интер­нета, в условиях открытых школ, дистанционное обучение и др. К настоящему времени в мире сложились следующие обра­зовательные модели:

Американская модель: младшая средняя школа — средняя школа — старшая средняя школа — колледж двухгодичный — колледж четырехгодичный в структуре университета — магист­ратура — аспирантура. Американская модель характеризуется тем, что обеспечивает приобретение опыта, необходимого для успешной практической деятельности, ориентирует обучаемых на индивидуальные запросы, предоставляет свободу широкого выбора учебных предметов и варьирования содержания обра­зования.

Французская модель: единый колледж — технологичес­кий, профессиональный и общеобразовательный лицей — уни­верситет — магистратура — аспирантура.

Немецкая модель: общая школа — реальное училище, гимна­зия, основная школа — институт — университет — аспирантура.

Английская модель: объединенная школа — грамматиче­ская и современная школа-колледж — университет — магистра­тура — аспирантура.

Для западно-европейских моделей характерен значительный удельный вес учебных заведений, ориентированных на элитар­ный уровень академического образования. В то же время суще­ствуют и школы, дающие ограниченную общеобразовательную подготовку.

Особенность азиатской модели в том, что в обучении в ней органично сочетаются старые традиции с новейшими потреб­ностями технического прогресса, обеспечивается союз иерогли­фов с электроникой.

Российская модель: общеобразовательная школа — полная средняя школа-лицей — колледж — институт, университет, академия — аспирантура — докторантура.

В исследовании проблем образования важно также учитывать его основные парадигмы. Это понятие введено в науку Т.Куном. В отношении образования оно интерпретируется следующим образом.

Образовательная парадигма – это совокупность научных взглядов на образовательный процесс, идеалов и ценностей образованности, способов организации образования.

В мировой и отечественной педагогической практике парадигмы образования складывались и разрабатывались на протяжении веков.Они являются культурным достоянием общества, отражают уровень его культуры в целом. Выделяют следующие парадигмы:

1) знаниевая и культурологическая;

2) технократическая и гуманистическая;

3) социетарная и человекоориентированная;

4) педоцентрическая и детоцентрическая.

Каждая парадигма обучения и воспитания формировалась в зависимости от доминирования определенного элемента в системе основных параметров образования как социального феномена.

Основным элементом знаниевой парадигмы является система «готовых», «завершенных» знаний, умений и навыков, которая транслируется учащимся, при этом сам ученик – лишь пассивный объект в учебно-познавательной деятельности.

Культурологическая парадигма ориентирует образовательный процесс на освоение элементов культуры, способов обучения, поведения, общения.

Сущность технократической парадигмы образования – в организации обучения и воспитания на основе репродуктивной деятельности обучающихся, направленной на эффективное достижение или четко фиксированных эталонов усвоения знаний и опыта. При этом формируется мировоззрение, при котором наблюдается преобладание средств над целью, технологий цивилизации над общечеловеческими интересами, техники над ценностями.

Для гуманистической парадигмы человек является высшей ценностью; она ориентирована на изменение образа мышления человека, руководствуясь принципом «все во имя человека».

Педоцентрическая парадигма рассматривает воспитание и обучение как главные факторы развития ребенка, где основная роль отводится педагогу.

Детоцентрическая парадигма ориентирует на создание благоприятных условий для развития всех детей, учет и развитие индивидуально- личностных особенностей. и интересов.

В основе ситуационной парадигмы лежат принципы государственного управления обществом.

В рамках же человекоориентированной парадигмы человек является непреходящей ценностью. Поэтому в процессе обучения и воспитания учитываются, прежде всего, интересы и индивидуальные особенности как ребенка и его родителей, так и педагога.

Основными положениями новой образовательной парадигмы могут выступать:

- ориентация учебных планов и программ, содержания обучения на формирование современной функциональной грамотности. Развитие умений к поиску новых знаний, их критическому анализу и интеграции;

- изменение роли педагога в образовательном процессе (от транслятора знаний, умений, навыков к посреднику между учеником (студентом) и учебным предметом как элементом культуры, консультанту, помощнику в самостоятельном, активном освоении нового содержания образования);

- ориентация образования на развитие у обучающихся мыследеятельностных (аналитических, рефлексивных, самоопределектических и др.) способностей, составляющих основу теоретического мышления;

- установка на детоцентризм как направленность педагогического процесса, на утверждение в обществе идеологии самобытности и самооценки детства (ребенок- ключ к познанию человека, отношение к ребенку в социуме- как показатель культуры общества).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: