Объект и предмет, основные категории педагогики. Отрасли педагогических знаний. Связь педагогики с другими науками. Общекультурное значение педагогики

Цель курса «Основы педагогики» состоит в усвоении сущности, закономерностей, принципов, условий и факторов формирования у человека качеств активного и компетентного социального субъекта культуры и труда, гражданской и семейной жизнедеятельности, в подготовке личности к выполнению задач и функций в социальном контексте будущей профессиональной деятельности, а также в формировании готовности к постоянному самообразованию, личностному и профессиональному саморазвитию.

Задачи данного курса:

· освоение студентами на основе междисциплинарного подхода системных знаний об образовании как социокультурном феномене; педагогических объектах, явлениях, процессах, системах, которые оказывают значительное влияние на обучение, воспитание, образование и развитие личности; формирование компетентности применять психолого-педагогические знания, принципы, методы для решения социально-личностных и профессиональных задач, обеспечения полноценного развития и гуманистического воспитания детей в семье;

· формирование у студентов отношения к образованию как общечеловеческой ценности, сознательного и ответственного отношения к социально-педагогической действительности, готовности будущих специалистов к участию в государственно-общественном управлении системой образования, культуры социального взаимодействия и коммуникации; развитие способности к постоянному самообразованию и самовоспитанию;

· освоение студентами способов системного и сравнительного анализа, форм продуктивного, критического мышления; развитие умений рефлексии собственной деятельности; формирование способности к непрерывному саморазвитию и эффективной самореализации в сфере профессии.

Задачи изучения дисциплины

Студент, изучающий данную дисциплину, должен знать:

· понятия и категории, общекультурное значение и место психологии и педагогики в системе наук о человеке и обществе;

· положения современных концепций образования и развития личности, педагогические методы и технологии личностного и профессионального развития и самосовершенствования;

· индивидуально-психологические качества и особенности личности, способы мотивации и регуляции поведения и деятельности;

· социально-психологические механизмы и закономерности поведения личности и группы;

· образовательные тенденции, функции и модели образования;

· структуру и направления развития национальной системы образования;

· подходы и принципы применения психолого-педагогических знаний для решения личных, социальных, профессиональных задач;

· основы семейной педагогики.

Студент, изучающий данную дисциплину, должен уметь:

· учитывать социокультурные тенденции, закономерности и принципы обучения и воспитания при анализе социально-образовательной практики;

· организовывать продуктивное межличностное и профессиональное взаимодействие и общение, в том числе в условиях поликультурной среды;

· определять и учитывать при взаимодействии и коммуникации в социальной и профессиональной сферах индивидуально-психологические и личностные особенности людей с учетом возрастных и гендерных различий;

· использовать психолого-педагогические знания, методы и технологии обучения и воспитания в профессиональной деятельности, при проведении обучающих занятий с персоналом;

· осуществлять адекватную самооценку, разрабатывать и реализовывать проекты самообразования, самовоспитания и профессионального самосовершенствования;

· обеспечивать полноценное развитие и воспитание детей в семье, взаимосвязь поколений.

Педагогика – наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.

Педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

Педагогика - слово греческого происхождения, буквально переводится как «детовождение» или искусство воспитания.

Термин «Педагогика» имеет разные значения:

- «бытовое»; к аждый человек на протяжении жизни выступает в роли «педагога», то есть обучает и воспитывает своих детей, членов семьи, сотрудников по работе;

- практическое; п едагогику рассматривают как одну из сфер человеческой деятельности, связанную с передачей жизненного опыта от старшего поколения к младшему;

- педагогика как наука; познает и совершенствует способы влияния на развитие человека в единстве природного, общественного и индивидуального. Поэтому педагогические учения строятся на фундаменте целостного и системного знания о развивающемся человеке; оно добывается психологией, философией, историей, социологией и другими науками;

- педагогика как отрасль гуманитарного знания; входит в общекультурный контекст современной жизни. Выявляется в качестве педагогической культуры человека.

Педагогика тесно связана с разными областями человекознания. Обнаруживается взаимосвязь с философией и такими ее разновидностями, как этика и эстетика. Философские науки помогают определить смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления, снабжают оперативной информацией о происходящих в науке и обществе переменах, тем самым помогая корректировать направленность воспитания. Этика дает представления о путях нравственного формирования человека. Эстетика раскрывает принципы ценностного отношения к миру. Социология помогает педагогике найти пути перевода общих результатов социологических исследований в конкретные задачи воспитания. Педагогика связана с экономикой, решая проблемы экономики образования и организации экономического образования современного человека. Анатомия и физиология составляют базу для понимания биологической сущности человека – развития высшей нервной деятельности, первой и второй сигнальных систем, развития и функционирования органов чувств. Взаимосвязь педагогики и психологии является уже традиционной. Результаты психологических исследований позволяют педагогам организовать процессы обучения и воспитания, опираясь на эти законы. Каждый раздел педагогики находит опору в соответствующем разделе психологии: дидактика, например, опирается на теорию познавательных процессов; теория воспитания базируется на психологии личности и т.д. Интеграция наук привела к возникновению пограничных отраслей: педагогической психологии и психопедагогики.

Для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными естественными и гуманитарными науками. Однако влияние философии, психологии и антропологии остаются доминирующими.

Предметом педагогики как науки является педагогический процесс, т. е. процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях тех или иных педагогических систем.

Объект педагогики – это развивающийся человек, его формирующаяся личность в течение всей жизни.

Задачи педагогики подразделяются на постоянные и временные.

Постоянные задачи педагогики:

- вскрытие закономерностей воспитания, обучения и управления этими процессами;

- изучение, обобщение практики, опыта педагогической деятельности;

- разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами;

- прогнозирование развития образовательных систем;

- внедрение результатов педагогических исследований в практику.

Временные задачи педагогики возникают в ходе удовлетворения текущих потребностей науки и практики и решаются посредством временных творческих коллективов и групп (разработка стандартов, учебников, программ).

Научные понятия передают педагогический опыт и знания в обобщенной форме. К ним относятся категории педагогики. Категория – предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки и отношения. Основными категориями педагогики являются: образование, обучение, воспитание, развитие (рисунок 1).

Знание основных категорий педагогики дает возможность понимать педагогику как научную область знания. Основные понятия педагогики глубоко взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга.

К числу основных педагогических категорий некоторые исследователи предлагают отнести и такие достаточно общие понятия как «самовоспитание», «самообразование», «саморазвитие», «педагогический процесс», «социальное формирование», «продукты педагогической деятельности» и другие.

Методы педагогического исследования – это способы изучения педагогической деятельности, педагогических факторов и явлений, установления между ними закономерных связей и отношений с целью дальнейшей научной разработки теории воспитания и совершенствования его практик (рисунок 2).


 
 


Рисунок 1 - Основные категории педагогики

Педагогические процессы характеризуются своей неповторимостью. Вот почему «чистый» эксперимент в педагогике невозможен. Учитывая это обстоятельство, педагоги формулируют свои выводы корректно и осторожно, понимая относительность условий, в которых они были получены.

Педагогические исследования должны быть спланированы, организованы и проведены так, чтобы не нанести ни малейшего вреда здоровью и развитию испытуемых. Желательно, чтобы они давали положительный учебно-воспитательный эффект. Эксперименты, противоречащие нравственным и этическим нормам, запрещены.



Рисунок 2 – Методы педагогических исследований


Отрасли педагогических знаний.

Современная педагогика сегодня представлена целым рядом отраслей: дошкольная педагогика, педагогика школы,педагогика профессионального образования, производственная педагогика, специальная педагогика, военная педагогика, сравнительная педагогика, социальная педагогика, история педагогики, валеология, исправительно-трудовая педагогика, педагогика «третьего возраста», театральная педагогика и другие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: