Тут псалтирь рифмотворная 113 страница

Третие убо во свое время откроется нам, слушатели, зерцало славы, в котором мы, по Апостольским словам: узрим Бога лицем к лицу (1 Кор 13, 12), а по учению Иоаннову, узрим его, яко же есть (Ин 3, 2), то есть, несозданная и непостижимая оная красота так себя откроет, какова она сама в себе есть и сколько бренный наш ум вместить возможет. О состояние, которое желание всякое превосходит! Но чтоб о нем обстоятельнее говорить, надобно особеннаго времени: а притом, понеже еще его наше око не виде, ухо не слыша, и на сердце наше не всходило (1 Кор 2, 9), то остается молить тебе, Боже и Отче Господа нашего Иисуса Христа, да сподобимся и мы видеть свет славы Твоея в свете блаженнаго лицезрения Твоего. Аминь.

СКАЗЫВАНО В ПРИСУТСТВИИ

ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА

В ПРИДВОРНОЙ ЦЕРКВИ

1765 года, Генваря 16 дня

СЛОВО В ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЫСОЧЕСТВА БЛАГОВЕРНАГО ГОСУДАРЯ ЦЕСАРЕВИЧА И ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ ПАВЛА ПЕТРОВИЧА

Аз дам вам уста и премудрость.

Лк 21, 15

Чего нам нет дражае, и что мы должны искать, хотяб оно за последними света крылося краями; то нам дражайший Учитель наш дать обещает. Ибо может ли быть что желательнее разумной твари, как украшенной быть премудростию, состоящею в познании спасительныя истинны, да еще соединенною с дерзновенными устами, с таким, то есть дарованием, чтоб истинну небоязненно пред всеми проповедовать? И как всякая милость наипаче дорога во время нужды; то и оную премудрость в такое время обещает нам Спаситель, наш, в которое она нам наиболее будет потребна, а имянно тогда, когдаб нас представили пред мучительми за свидетельство истинны, когдаб другие нашу веру поносить стали, когдаб нашему блаженному упованию удаленные от света люди смеяться стали, когдаб истиннейшаго Божия слова основание низвергать покусилися; тогда то обещает своего подвижника против таких коварств вооружить устами и премудростию, да еще такою премудростию, которой не могут противиться надменнейшие в свете люди, и самые те, которых власть всех молчать принуждает. О сладчайшаго обещания, и дара небес достойнаго!

Но понеже мир против сей смиренной, Евангельскою простотою украшаемой, премудрости, выставляет свою высокоименитую философию, и хитросплетенныя мудрования: то какое между ими есть различие, в нынешнем моем слове показать, благочестие ваше, Слушатели, и усердная к слышанию слова Божия ревность возбуждает. Ты же предвечная премудрость, по обещанию своему, даждь мне уста и премудрость, чтоб дерзновенно проглаголать истинну Твою среди церкви Твоея!

Нет моего намерения касаться похвальной философии, или такой мудрости, которая с кротостию упражняется в познании вещей и в испытании дел Создателевых: ибо сего требует данное нам от Бога дарование разума. Но когдаж она к чувственным вещам мира сего столь себя пригвождает, что о протчем всем духовном с презрением нерадит, и в самых тайнах спасения не пленяет ум свой в послушание веры (2 Кор 10, 5); тогда уже она подпадает всей строгости слова Божия, и о ней исполняется тогда, что во Пророках писано есть: погублю премудрость премудрых и разум разумных отвергу (1 Кор 1, 19). Почему и непохвальная в святых книгах заслуживает себе имена. Называется бо мудрость человеческая, мирская, земная и плотская (Иак 3, 15). Так как напротив премудрость, которая упражняется в делах спасения нашего, называется божественная, свыше сходящая и духовная. Я первую буду называть плотскою, а сию духовною. А вы, благословленни Христиане, какое между ими есть различие, приидите послушайте.

Плотская мудрость во многих упражняется умствованиях неполезных, и в некоторыя входит тонкости, которыя настоящую истинну только что потемнять обыкли. Свидетель тому так называемая древняя философия Греческая, и, которая от нее родилась, схоластическая, которыя праздными вопросами наполнены. Там услышишь сии знатнеишия запросы: Есть ли пустое в свете? Род или вид вещей могут ли сами чрез себя стоять? Может ли быть случайность без сего подлежащего? В разделении тела в безконечное ли проходить надобно? Петровство может ли от Петра разделено быть? Такими и подобными, по видимому, громогласными вопросами упоившися человеческая мысль, высоко о себе мечтать начинает, и самую истинну как простую, в чем настоящее ея состоит украшение, презирает.

Но сколькоб такия высоко о себе ни думали; а они по истинне осуетишася помышлении своими и помрачися неразумное их сердце, глаголюще себе мудрых быти объюродеша (Рим 1, 12). И для того Божественный Павел увещевает нас, чтоб мы блюлися (Кол 2, 8), да не кто прельстит нас философиею и тщетною лестию, по стихиям мира, а не по Христе; также пишет к Тимофею, чтоб мы не внимали баснем и родословием безконечным, яже стязания творят паче, нежели Божие строение, еже в вере (Тим 1, 4).

Но премудрость духовная делами, а не словами философствует. Она тогда почитает, что наитруднейший решила вопрос, когда успокоит совести нашей смущение, и покажет дорогу из лабиринта страстей нас выводящую. Почему достойнейший у нее почитается ученик, которой все начинания относит, чтоб сыскать совесть правую. Того, ради Дух Святый называет ее словом спасения и глаголом жизни. Для лучшаго разсмотрения истинны сея, поставим себя мысленно на Афинейском ареопаге, где увидим Павла стязующагося с знатнейшими философами, Епикурами и Стоиками. Сии были вооружены Логическими софисмами и Метафизическими тонкостями; Павел в простоте слова защищал себя самою истинною. Сии думая о себе, что знали все, но Бога не ведали; Павел ясно понимал и свободно пред ними проповедовал неведомаго им Бога. Сии, оставив полезныя знания, упражнялись только в том, чтоб говорить и слышать все новое; Павел Божественныя мудрости будучи причастен, представлял им правосудие Божие, которое как добрых без награждения, так и злых без наказания оставить не может; но сие полезнейшее учение плотская мудрость называла суесловием. А отсюду видите, сколь мало одна с другою сходствует.

Плотская мудрость твердаго не имеет основания, и на подобие трости ветром движимыя колеблется. Сколько было в древности философских толков сект, которыя не только были различны, но и одна другой были противны. Где то примечания достойно, что почти ни одна из них в полной своей силе от нынешних веков не принята, а чрез то слабость их и суетное мудрование доказывается. Какимиж странными мнениями такая мудрость бывает наполнена! Между протчими было и то, чтоб сумниться обо всем, и в том, что есмь ли я, самому себе не доверивать.

Но духовная премудрость есть тверда и несумнительна, и бывает закреплена внутренним свидетельством совести, Духом Святым оправданныя: ибо она пишется не чернилом, но духом Бога живаго, не на скрижалех каменных, но на скрижалех сердца плотяных (2 Кор 3, 3). Сколько от начала мира до сего дня прошло веков; но спасительная истинна всегда согласно проповедуема была. Как от начала содержали праотцы, так Божиим духом движимый написал Моисей: все Пророки оное учение согласием своим засвидетельствовали: Апостолы не иное проповедаю своею всему свету сообщили: то же мученики кровию запечатали: но и ныне тою же истинною церковь Божия украшается. Небо и земля мимо идут; а словеса Божия не имут прейти (Лк 16, 17).

Плотская мудрость высокомерна и велеречива; но премудрость духовная смиренна и проста. Нет в ней Цицероновой пышности, Демосфенова высокоречия, Платонова велемудрия; но токмо живая простота, тем действительнее, чем больше удалена от всяких ухищрений человеческих.

Плотская мудрость имеет уста; но и духовная свои уста имеет; та высокоречием гремящыя; а сия кротчайшим глаголом Иисусовым, истинну дерзновенно проповедующыя. Вот слышим, что великий Павел пишет к Коринфянам - к Коринфянам, говорю, которые плотскою мудростию паче других возносилися. И аз пришед к вам, братие, приидох не по превосходному словеси или премудрости возвещая вам свидетельство Божие. И слово мое и проповедь моя не в препретельных человеческия премудрости словесах, но в явлении духа и силы: да вера ваша не в мудрости человечества, но в силе Божией будет (1 Кор 2, 1, 4-5). Может ли лучше описано быть, духовной и плотской мудрости различие, как сими языков Учителя словами?

Плотская мудрость бывает надменна и презрительна; и сей ея знак весьма необманчивой. Ибо есть ли кто ею довольно напоен будет, а между тем внутрь сердца своего Божественныя мудрости не приимет, то таковой простейшую братию свою презирает, и высоко свою поднимает бровь. Македонский Александр пришел некогда к бочке Диогеновой и хотел с сим философом вступить в разговор. Но он отвергши сего Монарха представление, просил, чтоб он от него отошел прочь, и не мешал бы ему на солнце греться. Какая надменная в сем философе крылася мысль! Хотя он и жил в бочке, но сия бочка гремела других презрением, и хотя он был одет в рубища; но сквозь сии рубища гордость была видна.

Но духовная премудрость кротка и человеколюбива. Ибо хотя великий Учитель наш и приказывает, чтоб мы искали мудрость змииную но притом, чтоб она растворена была простотою и кротостию голубиного (Мф 10. 16). И по сему кротчайшаго Учителя предписанию точно поступали смиренные его Ученики. Премудрый языков Учитель, некоторыми обстоятельствами приведен был, чтоб Коринфянам дать знать, сколь великия поднял он подвиги ради других и их спасения, и коликих удостоился Божиих откровений. Самую истинну писал Апостол сей. Но после как будто в некоторой признаясь погрешности, извинялся сими, кротостию исполненными словами: бых несмыслен хваляся: вы мя понудисте (2 Кор 12, 11). О Павле Божественный! се ли твоя похвала, что ты всякой почти день от окружающих тебя бед умирал? Но он те же прекрасный свои повторяет слова: бых несмыслен хваляся: вы мя понудисте. Вот живое изображение духовныя премудрости, которую надменный и высокоумный дух вместить не может, как то сам Сын Божий сие признал пред Отцем своим небесным. Исповедаютися Отче, Господи небесе и земли, яко утаил ecu сия от премудрых и разумных, и открыл ecu та младенцем (Мф 11, 25). А из сего ясно усмотреть можете, сколь малое плотской мудрости с духовною есть сообщение.

Плотская мудрость малодушна и лицемерна. Она некогда очень высоко летает разсуждениями; но как повеет ветер какой ни есть страсти, а имянно, самолюбия, или приобретения некоторой пользы, или страх стыда и наказания, то сжимает свои крылья, в подлую приходит робость, и начинает лицемерить, за большее почитая угождать своей страсти, нежели истинну откровенно во всяком случае проповедывать. Однако безчестное сие истинны скрывательство, обычай имеет прикрывать честным именем политики. Сократ, которой за самаго степеннаго из философов почитается, кажется, что не худо единаго Бога познавал. Но как перед Афинейским судом донесено было, что он протчих народом покланяемых богов презирает, то столь испугался, и столь в великое пришел малодушие, что совсем не признавал, акиб он когда учил быть единому Богу, и в истинне сей, как в некотором злодеянии пред судом извинялся. Но и, как осужден был на смерть, приказал, богу Эскуляпию петуха принести на жертву. Я догадываюсь для того, чтоб по смерти его не пронесли, акиб Сократ был презритель богов, а единаго Бога почитатель. О слабость плотской мудрости! Где премудр, где книжник, где совопросник века сего? Не обуй ли Бог премудрость мира сего? (1 Кор 1, 20).

Но такое ли действие премудрость духовная имела в своих Христианах? лицемерили ли они, когда приводимы были пред тираннов? малодушествовали ли, когда показываемы им были острейшия мечи, распаленные огни, разженныя сковороды, клокочющия оловом котлы, самых лютейших зверей зубы, и протчия мучительныя орудия, какия токмо лютость человеческая выдумать может? Убоялись ли они, чтоб умолчать истинну, которая глубоко на сердце их напечатана была? они единодушно до небес возносили сей глас: Аще праведно есть пред Богом, вас послушати паче, нежели Бога: судите, а нам умрети приобретение (Деян 4, 19). Да еще многие из таких истинны свидетелей были простыя по мнению мирскому, были жены и младенцы, были девицы, самый немощный пол. Пример нам готовый на ныне празднуем великомученике Евстафии, который духовною ободрен мудростию, лучше избрал в разженном медном воле, о воспоминания страшнаго! сожжен быть, нежели отступить от истинны; которому великодушному примеру и жена его, с произшедшими из утробы своей чадами, доблественно последовала; а чрез то, самым делом, и плотскую мудрость посрамили, и доказали Христианской философии силу. По чему исполнилось на них оное Спасителево обещание, которым обещал дать им уста и премудрость. Дал уста, которыя во всю загремели поднебесную: дал уста, которыми глаголали истинну пред Цари, и не стыдилися. Дал уста, которыми дерзновенно обличали суетное мира сего мудрование; дал и премудрость, которую не могла превозмочь ни злость, ни хитрость человеческая.

Толикое усмотри между плотскою и духовною мудростию различие, уже без сумнения заключить можем, Слушатели, во первых, сколь одна человеку полезна и потребна; сколь же напротив другая суетна и вредна. Что бо пользует человеку, ежели будет прилежный натуры испытатель, искуснейший наблюдатель течений небесных, и высоковитийствующий словесник; но со всем тем не почерпнет живой воды богопознания из источников Израилевых, и не будет знать тех тайн, которыя показывают путь к вечному щастию? тогда окаяннейший таковой всех человек, и вся мудрость его поглощена будет. Сего то бо ради, как не познал мир натуральною премудростию Бога, прогневавшись. Бог, благоволил буйством проповеди спасти верующих (1 Кор 1, 21). Второе, сколь мы блаженны, что нам верующим в Иисуса Христа, сия божественная мудрость всегда в Евангелии благовествуется, и оную дражайший наш Учитель нам дать обещает: Аз дам вам уста и премудрость (Лк 21, 15). Приступите ибо к нему и просветитеся и лица ваша не постыдятся (Пс 33, 6).

Всем нам Спаситель наш обещает; но паче Тебе, Благоверный Государь Цесаревич, Дражайший Всероссийский Наследник! ибо в самый радостный день рождения Твоего, который мы ныне торжественно, усердныя Вышнему принося о здравии Твоем молитвы, празднуем: в самый, говорю, день рождения Твоего, преблагий промыслитель Бог, Тебя в мир сей входящаго как бы привествовал сими из Евангелия словами: Аз дам Тебе уста и премудрость. Дам уста, которыми увеселишь отечество Твое; дам и премудрость, которою всегдашнее благополучие сыщешь Дому Петрову; которое обещание Божие и действительно на Тебе видим исполняемое. Ибо усерднейшим попечением Дражайшия Родительницы Твоея, Всеавгустейшия нашея Монархини, о общей пользе более, нежели о собственной пекущияся, при протчих науках, и закону Божию обучаетесь, и страхом Его младенческую свою непорочную душу наполняете; а чрез то восходите на степень духовныя премудрости, которою да напояет Тебя Дух Святый к неописанной радости Дражайшей Родительнице Твоей. Благочестивейшей Самодержице нашей, церкви же и всей России во утверждение. Аминь.

СКАЗЫВАНО

1763 года, месяца Сентября 20 дня

СЛОВО В ДЕНЬ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА И ТЕЗОИМЕНИТСТВА ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЫСОЧЕСТВА

Блажен еси Симоне, вар Иона, яко плоть и кровь

не яви тебе, но Отец Мой, иже на небесех.

Мф 16, 17

Куды ни обратим мы очи свои, везде находим радостные перемены блаженства нашего. Воззрим ли мы на святое благословленнаго Христианства общество, видим милосердо на него взирающее око Святаго Израилева. Посмотрим ли на Россию, видим в ней цветущее мудраго самодержавия древо, под тению котораго сладко все покоятся. Церковь нынешним празднованием выводит пред нас два великие святости и благочестия примера. Россия всегда пред очами своими имеет дражайшую двоицу, Благочестивейшую Монархиню с любезнейшим Ея Сыном, предмет нашея радости, вину благополучия, пример добродетели. Церковь празднует днесь своих основателей, которых трудами мир в первосозданное приведен благообразие. Россия совершает ныне торжество Тезоименитства Всероссийскаго Наследника, Августейшия Матери плода благословленнаго, почитае в Монархине исполнение своих желаний, а в Наследнике сладчайшую надежду. И так Церковь и Россия вкупе приводят нам примеры неба и земли. Небо и земля к общему нашему блаженству соглашаются. Все нам приятствует; от всех стран веет зефир благоденствия. Что воздадим Господеви за вся, яже воздаде нам? (Пс 115, 3). Слышите языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог (Ис 8, 9).

Но чтоб наша радость была не блистательна только, но и плодоносна, растворим ее духовною беседою. Посмотрим, какое блаженство Спаситель присвояет Петру, и оное относит не до явления плоти и крови, но до явления небеснаго Отца. А Ты, Боже духов и всякия плоти! наш плотию обременяемый дух подъими от земных к горним, и очистив мысленное око, даждь разумно видети Тя.

Блажен ecu Симоне, вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец Мой, иже на небесех.

В сем Евангельском тексте некоторыя слова требуют изъяснения, а именно, что означает явление, плоть и кровь, явление плоти и крови, и явление Отца небеснаго? Явление значит познание вещей. Ибо непознанныя вещи кажутся нам в глубокой темноте быть сокровенны. Да и подлинно союз вещей для слабаго поднятия нашего есть непроходимая бездна. Под именем плоти и крови разумеются те в человеке способности, который ему приличествуют не яко человеку, но яко животному, следовательно, чрез которыя он от других животных не различествует. Например: зрением или слышанием собирать воображения вещей, желать вкусу приятнаго и прочая. И так в человеке явление плоти и крови есть познание вещей общее всем животным, утверждаемое не на разуме, но на чувствах, низкое, земное, телесное. Под именем Отца небеснаго, хотя известно, кого нам воображать надобно, но здесь относительно до познания, разумеется, несозданный вечнаго ума свет, котораго некоторую искру разумная тварь получила. И потому явление тца небеснаго есть познание вещей утверждаемое на чистом разуме, который управляется не чувствами, но лучею несозданнаго света, который возвышая себя выше видимых существ, входит в невидимая, и туда вперяет око умнаго своего зрения.

По изъяснении сих Евангельских слов, изследуем, какое имянно познание относить надобно до явления плоти и крови, и какое до явления небеснаго Отца?

Явление плоти и крови во первых есть, когда что почитается за истинное и доброе по одной привычке. Многие тому последуют, то одобряют и держат, что с млеком младенчества приняли, или что видят у большей людей части во употреблении. Но как разум, да и всегдашний опыт нас уверяет, что мы привыкаем не только к доброму, но едва ли не больше и к худому; для того разсуждение утверждаемое на одной только привычке больше животным, нежели разумной твари приличествует.

Отсюду рождается невежество и суеверство. Понеже мысль привычкою как оковами связанная, и изследованию новых истин сама у себя вольность отнимает, и в скудости своей почитает себя довольною, в невежестве просвещенною, в заблуждении благочестивою. Сия болезнь тем есть опаснее, что разве с великою трудностию излечить ее можно. Понеже привычка становится другою природою, и потому обыкновенно соединенна бывает она с непобедимым упорством. Течению проповеди Апостольския сие великим было препятствием. Ибо надобно было истреблять заблуждение в таких мыслях, в коих оно долгим обычаем вкоренилось и утвердилось. Но притом сиеж самое есть доказательством, что проповедь Апостольская было дело Божие, когда ложныя мнения, многими веками и многих народов примерами укрепленныя, наконец сладкому Евангелия игу себя покорили.

Когда преславный именем и делами Государь Петр Beликий вводил в свой народ просвещение и честное нравов поправление, о сколь свирепо тогда против его вооружалась плоть и кровь! сколь много привычка препятствовала сему благословенному предприятию! Она заставляла обычаям порабощенных говорить: мы и без наук хлеб едали: сие дело небывалое. Наши отцы и без того жили. Но все сии трудности победив Великий Государь, всем векам оставил имя свое любезным. Подлинно, не надобно и обычаев переменять, но добрых; а худое и вредное переменить на доброе и полезное, есть действие разума, Духом Святым просвещеннаго. Чтоб кто худой привычки не заражен был пороком, надобно старание прилагать о добром воспитании, чтоб в младенце, которой почти только состоит из плоти и крови, плоть оживлять разсуждения духом, и чтоб кровь приобучена была течь по жилам премудрости, дабы любление истинны и добродетели стало в нем как бы привычкою.

До худой же привычки может надлежать и то, когда что нибудь почитается добрым и истинным за одну древность. Подлинно древность может быть доказательством истинны, но не есть всегда сие доказательство неоспоримо. Ибо в древности как было много хорошаго, так было же немало и худова. И потому дать свободность просвещенному разуму, чтоб изследывать и самую древность, и в ней разобрать, что подражания, и что отвращения достойно.

Но и то есть действие плоти и крови, когда что нибудь почитается справедливым и хорошим за одну новость. Как помянутый порок есть чаще старых людей, так сей по большой части молодых. Их горячая мысль поражается, когда что нибудь остро, хотя неосновательно, выдумано или написано, когда что прелестно, хотя слабо, зделано. Они тогда становятся надменны, думая, что былоб сие некоторой род порабощения, естьлиб старым мнениям последовать, думая, что их предки и вся древность была в заблуждении, которое узнать им пощастливилось. Такие люди подобны младенцам, которые на все новое свои отдают глаза, и самое разженное уголье, прельщась видом их, в руки свои брать не боятся; почему и ожигаются. Естьлиб новость была истинны основанием, то надобноб сей истинне перемениться в ложь, когда новость состарелася. Но истинна ни стареет, ни обновляется; ибо она есть вечна. И потому всякую новость с перваго раза должно почитать за подозрительную, пока здравым разумом довольно изследована не будет, и пока не будет усмотрено, что в самой той новости есть некая важность основательныя древности. Но посмотрим, нет ли еще других плотских разсуждений.

Есть также действие плоти и крови, когда только почитается то за истинное и доброе, что умножает наше имение, что приятно чувствам, что соединено с честию. Подлинно дозволительно умножать имение, но справедливым образом; безгрешны приятности чувств, но когда они не противны разуму: похвальна есть честь, толькоб она состояла не так в других о нас мнении, которое часто бывает не справедливо, как в люблении честности. Однако очень часто случается сему противное. Ибо для приобретения истинны и добродетели надобно иметь труд, и пролить не одну каплю пота, надобно иногда понести некоторую имения утрату, а некогда надобно себя подвергнуть других худому, хотя неосновательному мнению; но как все сие нежности наших чувств есть неприятно, и первому легкому воображению не вместительно; для сего часто плоть и кровь берет верх над разумом, и чувства себе дух порабощают. Один в своей должности нерадив, понеже не хочет свои изнеженные члены трудом обезпокоить; другой правду нарушает, дабы чрез то умножить свой прибыток: третей умалчивает правду, чтоб не нажить себе врагов, и чрез тоб не понести ущербу чести своея. Такия и подобныя плотския разсуждения, трудно сказать, сколь много повреждают похвальную наших дел систему.

Сие было великим помешательством Апостольским подвигам. Они проповедовали крест, или великодушное всяких противностей терпение: проповедовали нищету, или добровольное лишение всего для истинны; проповедовали, чтоб презреть все других о нас мнения, сколькоб они ни были блистательны, естьлиб иначе нельзя было записаться в книгу живота. Можете вообразить, сколь такое учение могло быть приятно человеку, плотию и кровию порабощенному.

Для чего и ныне церковь Божия в некоторых своих детях не видит таких непорочных нравов, каких бы она желала? для чего ея святое учение во многих остается безплодно? для чего не имеет она сего удовольствия, чтоб видеть страсти под ногами у добродетели? О ты плоть и кровь! ты тяжестию своею обременяешь сердца наши, и к горним вознестися не допускаешь!

Но вот еще новое и странное действие плоти и крови, когда кто в разбирании истинны единственно на свой полагается разум, и то почитает за справедливое, что разсуждению его кажется быть справедливым. Подлинно разум сам чрез себя всегда есть предводителем к истинне; но с какими он в нас соединен слабостьми, кому неизвестно? причина тому, что мы малое и не многих вещей познание имеем, да и в то весьма сокровенно вкрадываются страсти, и столь хитро нас прельщают, что мы часто, что почитаем за здравый разум, а оно есть одно чувственное воображение, что мы думали быть дух, а оно есть плоть. А хотяб кто науками и довольно просвещен был, на хитросплетенные логические софисмы, но школьные забубоны, но пустые тонкости, едва ли не большую часть отвели от истинны. Ведаете вы, каких между протчим смешных мнений были изобретатели те, коих древность за философов почитала? Есть и ныне такие мудрецы самозванцы, которые будучи надменны сами собою, и иных своими страстными мнениями поработить хотят, и удивительным каким-то образом, других повреждая и безчестя, чрез то себе славу снискивают. Послушаем Павла, Христианския мудрости учителя, что он к таковым говорит: аз, братие, не могох вам глаголати яко духовным, но яко плотяным. Для чего? понеже душевен или плотской человек не приемлет, яже духа Божия, юродство бо ему есть, и не может разумети, зане духовне востязуются (1 Кор 3, 1; 2, 14), то есть, небесныя истинны не плотию, но умом. Духом Святым просвещенным, изследываются. Но Боже! когда толикая темнота покрывает наш разум, и когда столько есть препятствий к познанию Твоея истинны, в сей нашей бедности к Тебе прибегаем Отцу светов; ибо Ты просвещавши светильник наш Господи!

Возлюбленный Богу Христианин! ты из сего выведен затруднения, и в общей всех нужде ты блажен и треблажен. Твои ум осиян лучею Евангельскаго закона: твоя совесть Духом Святым уверена о отеческой к тебе склонности всемогущего Промыслителя. Хотяб ты и не достиг до пространнаго естественных вещей познания, но тебе открыты истинны самонужныя, на которых твое вечное блаженство основано. Кто лучшее тебя имеет понятие о Боге, о мире, о самом себе? Ты воображаешь себе Бога существом благодетельным и милостивым, который снисходя к недостаткам человечества, явился под покрывалом нашея бренныя плоти, и сообщивши себе естество наше, зделал нас участниками своего божества. Ты обширную мира сего громаду почитаешь за руководство к твоему Избавителю, в соединении с которым все твое состоит совершенство. Ты самаго себя представляешь себе некою тварей частицею, содержимою в союзе вещей, котораго союза конец есть радостная вечность. В сих истиннах твое состоит спасение; которых естьлиб в прочем всех вещей знание приобрел. И для того я тебя именем Евангелия приветствую. Блажен еси Христианин, благодатиею присвоенною Богу чадо, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец, иже на небесех. Блажени есмы Израилю, яко угодная Богу нам разумна суть.

А чтоб больше нам в сем благочестия подвиге успевать, Церковь святая, как всегда, так особенно в нынешний день, представляет два знаменитые примеры, двух великих христианских подвижников, горящаго верою Петра, и славнаго мудростию Павла. Хотя они были тогоже с нами слабаго естества, но когда восхотели, зделали ум свой богописанною скрыжалиею, а сердце жилищем духа. Трудами своими победили слабости телесныя, воздержанием укротили страсти, богомыслием прогнали земныя мудрования, и дали духу торжествовать над плотию. Почему праведно на небеси увенчаны безсмертием, а на земли всем векам оставили свою жизнь к подражанию.

Сии примеры тем сильнее возбудить нас должны к подражанию своему, что мы видим в том нам предшествующую, и славный путь отверзающую, Благочестивейшую нашу Самодержицу. Ея Императорское Величество как есть глава управляющая всем Российскаго общества телом, так есть надежная руководительница ко всякому благочестия делу. Ея просвещенная мысль в стыд приводит невежество, пред Ея нелицемерным благочестием презренно суеверство; пред ногами Ея благоразумныя кротости повержена лежит жестокость и свирепость; Ея в трудах неутомимость побеждает общия слабости, Ея щедрота отъемлет нещастливый жребий, Ея матерний взор лиет радость, Ея сердобольное сердце подает отраду бедным, Ея благодетельная рука есть безопасным для всех покровом.

Благочестивейшая Государыня! несозданный свет мысль Твою озаряет, и ковчег души Твоея наполнен Святаго Духа благоуханием. Почему и праведный Бог, в награждение за Твои добродетели, все Твои намерения благословляет, всем предприятиям споспешествует, все дела славою венчает. Показал он благий промысл свой в прешедших Твоих делах, показывает в настоящих, но не оставил промыслить и о будущих, даровав Тебе любезнейшаго, любезными дарованиями украшеннаго Сына. Се пред очами Твоими цветет он, напояем из источника Твоея мудрости, яко крин, струями воды животныя.

А Ты сладчайшая надежда, Благоверный Государь Цесаревич! дражайший наш Имянинник! мужайся в подвиге мудрости и добродетели, и достигай до онаго блаженства, которое Евангелием присвояется человеку явлением Отца небеснаго просвещаемому. Да и действительно Твоя Особа сего участна есть блаженства. Ибо обогащаешь Ты, Благоверный Государь! ум свой знанием разных наук, при руководстве которых усматриваешь Божественную красоту истинны; а сия красота пленяет Твое сердце любовию добродетели. Сему поспешествует чистота Твоего духа, любовная ко всем склонность, нелицемерное к Богу усердие, которым зажженна Твоя непорочная душа. А к большему действию сии цветоносныя Твоих дарований ветьви Ея Императорское Величество, дражайшая Твоя Родительница, согревает Матернею Своею к Тебе любовию, и неусыпным о Твоем воспитании попечением. Все сие обращая в свою пользу, при руководстве всесильныя Десницы, поспешай, Пресветлейший Наследник! сим славным путем, исполняй радость Августейшия Матери, и всех нас усердныя желания: чем, веруем, яко и благословит Россию всеблагий Господь. Аминь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: