double arrow

Тут псалтирь рифмотворная 109 страница

НРАВОУЧЕНИЕ

Сказали мы, что должна быть, и есть в свете церковь. Но сие очень мало для нас казаться должно. Чтобы было пользы? Какая утеха, какая отрада, ежели бы другие тою честию наслаждалися, а не мы бы тем преславным церкве именем почтены были? Иные бы, говорю, сию милость Божию, которую Он к церкви имеет, принимали; а мы бы в тяжчайшем у Бога были гневе, которого никакая тварь снести не может: другие в скорби присно бы радовалися; будучи нищими, а многих бы богатили, ничто же имуще, а все бы содержали; мы бы напротив в радости присно скорбели, будучи богатыми, а всего бы требовали, все бы имели, а ни чем бы не владели, чтобы сие было за странное и пребедное наше состояние? Ты бы в церкви считался, а я бы в лукавом мире; ты бы работал Господу; а я бы злому века сего миродержцу; ты бы жил в доме Господни, и посещал бы храм святый Его, а я бы курил во храмах идольских, я бы их скверны за тайны почитал? А теперь наше такое ли состояние? Боже мой! быхом иногда тьма, ныне же свет о Господе (Ефес. гл. 5, ст. 8); теперь нам небо служить, воздух покоряется, повинуется земля, небо есть наше наследие, воздух есть, по которому нам на небо итти должно; земля, из которой нам в славу воскресения востать надобно; ибо и мы, как я толковал, находимся в церкви или и есьмы церковь: и об нас уже сие сказать можно: вы есте церкви Бога живаго (Кор. гл. 6, ст. 16). Мы-то та церковь, о которой много говорили Пророки, много Апостоли, много сам Христос: мы-то от язык собранная церковь, которую Павел насадил, Аполлос напоил, Бог же возрастил; были мы некогда безбожными в мире, и такими, которых за то, что мы Его не знали, Бог не знал; а ныне как только повелел Бог из тьмы свету воссияти, иже воссия в сердцах наших; то рушилася первородная темнота, мрак греховный исчез, пропасть соблазнов погибла, рыдание адское утихло, ловитель изнемог, сеть сокрушися, и мы избавлены быхом. Мы только теперь весело смотрим, куды бы глаза наши ни возвели: на небо ли? Тут я весь лиюся радостию, понеже оно мне есть отечество, в котором я после здешних сует и бед вечно покоиться буду. Оно есть пристанище, где я по мирским волнованиям пристать должен: на землю ли? Я тут дознаю, что она храмину мою телесную в себе скроет за тем точно, чтоб в последний день, как вострубит труба, ее в целости возвратить, чтоб уже весилилася в храмине нерукотворенной вечной на небесах. На солнце ли? Оно мне знать дает будущего моего прославления светлость. Праведницы, говорит сам Спаситель наш, просветятся яко солнце (Матф. гл. 13, ст. 43). На звезды ли? И он также есть некотораго моего возвышения знак. Я не один сие дознаю; Павел сам, описывая имущую быть в воскресение славу, уподобляет оную не только солнцу, не только лун, но и звездам (Кор. гл. 15, ст. 41). А что говорить о Богословии, то есть, о учении, которое нам с сею церковию пришло, и которое учение мы Христиане содержим? Веруем мы, а не умишком нашим хвастаем; веруем мы во Единого Бога, а многобожие отвергаем; веруем в ходатайство Иисуса Христа, а не отвергаем спасение; хвалимся смертию Христовою, а не распинанием Христа: крещение приемлем, а не остаемся во грехах. Ожидаем на облацех имущего приити Судию, а не думаем, чтоб все наши дела без разбору осталися; чаем воскресения мертвых, а не принимаем то, что будто бы мы в смерти совсем пропадаем, чаем и жизни будущего века, а не держимся того, что будто бы в сей жизни содержится все. Мы такими мудрованиями различаемся от всех; мы такою только верою спастися уповаем. Да откуда ж бы было, что мы так преобразились? От Бога. Сия, говорю, измена десницы вышняго (Псал. 76, ст. 11). Сие все справедливо, только каким нам в таком случае быть надобно? Какое Богу приносить благодарение, что нам свою волю открыл, нас от потопа греховного в спасительный принял ковчег? Не попустил Он нам родиться Татарами; не попустил такими, которые Бога не знают; не попустил и такими, которые Его и знают, да худо; он все то, что до него касалося, исправил; мы, чтоб так милостивого своего благодетеля не разгневать, весьма опасаться должны. Не буди нам когда того, чтоб мы воли его противниками были. Нет! Бог поругаем не бывает: не за тем нам Он волю открыл, и тайны свои сообщил, чтоб мы только звуком уши полнили, а самою вещию презирали; устнами бы чли Его, а сердце наше далеко отстояло от него; так верует и диавол, так же слушает и Язычник. Ты стал быть в благодати Христовой, да и изнемог, да и расслаб. Ты слушаешь Евангелие, но не по Евангельски живешь: Столько же дивишься злату, сколько и тот, которой то за Бога почитает; ты столько же гонишься за прибытками, сколько и язычник; ты столько же затворяешь утробу свою от нищего, сколько и безбожник; ты столько же стараешься о душе, сколько и тот, которой ей думает вместе с телом пропасть. Что ж сие за вера? Что сие за христианство? Такая вера Богу посаждает, такой человек в церкви почесться едва ли может. Я знаю, что ты по высокоумию своему думаешь себе стоять как кедру, которой не подвижется во век. Но как на такую вышину дыхнет бурный ярости Божия ветер: то едва ли устоит такая вершина; чуть ли не потрясется и самый корень. Бог знает и из неверного делать верным, и верного осудит за нечестие. Ты верою стоити, не высокомудрствуй, но бойся. Истинный Христианин есть подобен светилу в мире. Его вера пред Богом чиста; Его дела и под спудом не скрыты; Его делами прославляется Бог. Такой человек когда бы замешался в десяти тысячах неверных; Он бы и тут себя отличил; он бы и там виден был, как Ной в тех грешниках, которые в водах погибли, как Авраам между идолопоклонниками, как Лот между Содомлянами; как Иосиф между Египтянами; как Иов между Аравлянами; как Моисей между Израильтянами. Такой Христианин куда бы ни пошел, с собою носит церковь, или за ним всюду ходит церковь: таких Божиих людей когда будет целое собрание, то сделается церковь, о которой мы ныне толковали, которое толкование да будет в вашу пользу, в славу же Божию, Ему же да будет от нас честь и слава во веки. Аминь.

Сказывано Октября 26

КАТИХИЗИС ВТОРОЙ

Сказали мы в прошедшую неделю, что не только должна быть, и есть истинная и спасительная в свете церковь, но такая церковь вместе и учение должна иметь истинное: тут же доводами подтверждали, что и сия церковь есть наша, и такое учение мы содержим. Сие все хорошо, а наипаче потому, что не надеюся, чтоб то мое учение без своего было плода; чтоб не было ни одного такого, которой бы сказанное слово охотно приняв в свое сердце, не ожидал вскоре спасительного произращения. Нельзя, говорю, статься, чтоб всей пшенице, все были плевелы. Кто сему поверит, чтоб все те классы, которые Христос возрастил, диавол смел исторгнуть? Но не напрасно кузнец серебро кует: не совсем и мы в дырявый черпаем сосуд: ходяще ходим и плачемся мешающе семена своя; грядуще же приидем, радо-стию вземлюще рукояти своя (Псал. 125, ст. 6). Почему надежною такою ободрившись, иду в путь свой радуяся.

От чего ж бы теперь зачать? Только вспомните, Слушатели Благоразумные! Прошу, мое учение, про которое мы сказали, что надобно церкви иметь: то учение не может не быть истинное, только мы его еще не видали. Мы его на части не разбирали: мы его подтверждений не слыхали: не знаем, говорю, мы еще ни писания, ни силы Божия. И так понеже неотменно всякому надобно знать, как ниже там докажется, пойдем по вопросам вдаль.

Вопрос. Одинаковым ли церковь во учении поступает образом, или, так сказать, один ли учения образец имеет церковь такой, по которому во обучении или наставлении всякого состояния людей поступать обыкла; или разные образцы? Отвечаю, не одним образом, да разными. Вопрос. Для чего ж бы разными? Отвечаю. Смотря по разности состояния людей: не всем людям дано, чтоб равную имели к понятию учения способность. Матф. 13. 11, да к тому ж и не всем надобно, чтоб были богословами. 1. Кор. 12, то есть, такими людьми, которые бы все просто богословские задачи умели разбирать: иными довольно знать некоторые самонужные ко спасению догматы. 1. Кор. 2. 20. Рим. 10. 9. Вопрос. Как же бы те были разные учения образцы? Отв. Первой такой и необходимо свякому нужной, есть Катихизис, или учение Катехизическое; а второй, учение богословское, или Богословия, через Богословию разумея то Христианское учение, коему пространно и подробно учат в школах. Вопр. Откуда сие можно доказать? Отвеч. и резонами, и от свидетельств С. Писания: 1) Учения Христианского не могут все догматы за равные почесться, но иные или самые высокие, или самые нужные, как рассуждение о С. Троице, воплощение, оправдание, призывание язык, и надежда о будущих: а иные и нижшие, и меньше нужные. Как, напр.: где будет ад? С какими обрядами какая тайна совершается? Такое в учительстве различие делает, чтоб и разным учение Христианское преподаваемо было образом: иным бы, говорю, образом высокие и нужные догматы: а иным нисшие и меньше нужные, высокие и самонужные составляют Катихизис, а оба вместе Богословию. 2) Христианское учение имеет некоторые, так сказать, возрасты, 1. Кор. 13. 11, по которым всегда верный человек ростет, и приходит от силы в силу; пока вси, как Павел Еф. 4. 13 говорит, достигнем в меру возраста Христова: как, напр. не может человек в веру приходящий статься таким, которой уже в христианстве через много лет в высоких богомыслиях себе углублял: но надлежит такому так расти, как растет младенец. 3) Сие разделение признает Священное Писание: 1. Кор. 3. 1. Гал. 6. 6. Деян. 18. 25, а наипаче из посл. к Евреям гл. 5. 11. 12. 13. 14, где точно описыается Катехизическое учение, и Богословия, из которых сия называется твердая пища, а то, млеко, не само по себе, но по рассуждению учащихся. А отсюда доводится Катехизическое учение, что оно есть в Христианском учении первое.

Вопрос. А когда так, то что убо есть Катихизис? Отвеч. Катихизис, ежели имя его рассуждать, есть Греческое, и обыкновенно от наших церковных учителей переводится оглашение, что по имени ничто иное есть, как живым голосом чьи-нибудь уши оглашать, то есть какого-нибудь учения самым первым обучать начаткам; откуда сделалось, что учение Христианское, за которое человек в христианство приходящий сперва должен приниматься, или Христианин уже сперва чему должен учиться, названо Катехизисом, или по-русски оглашением. А тот, которой так учится, оглашенным, или Катихименом; а тот, которой так учит, Катихистою, или Катализатором. И так Катихизис ничто иное есть, как краткое и ясное начальных Христианские веры догматов учение из Апостольских и Пророческих книг выбранное, и определенное для простейших наипаче: то есть для отроков, и простого народа. Вопрос: Всегда ли учение Катехизическое в церкви было? Отвеч. Всячески, потому, что когда церковь всегда должна иметь учение, как уж выше толковано, то какое наипаче прилично иметь учение, как не Катехизическое, яко простейшее, и вразумительнейшее, и нужнейшее. Второе: Сам Бог приказывал Израильтянам, чтоб они детей своих научали тому, что един есть Бог: и как любить Его. Втор. 6. 4. слыши Израилю, Господь Бог вой, Господь един есть, и возлюбити Господа Бога твоего от всего сердца твоего: и проч. 6, ст. 7 и да накажете ими сыны твоя, и да возглаголети о них седяй в дому, и идый путем и лежа и востая. А в Новом Завете доводится Гал. 6. 6. и примером Тимофея, о котором Павел свидетельствует, что из млада Священная Писания умел. Вопрос. Чему в Катихизис учатся, или что наипаче в Катихизис толковать надобно? Отвеч. Символ веры, и десятословие: иные говорят, что закон и Евангелие, но все одно, потому что десятословие есть сокращение закона: а Символ веры есть сокращение Евангелия. Вопрос. Для чего так? Отвеч. Для того, что церковь одолжается или право веровать, или добродетельно и благочестно жить. Правая вера содержится в Символе, а как благочестно жить, тому учить десятословие. Вопрос. Для чего ж бы ты не обещал нам толковать десятословие? Отвеч. Я не совсем отказываюсь, и ежели от нынешнего года время останется, то обещаюсь, ежели Бог похочет, и то толковать; а теперь наперед неотменно надобно толковать Символ веры; понеже должно прежде веровать, Евр. 11. 6. и потом уже творити добро. Вопрос. Какая нужда и польза учиться Катехизису? Отвеч. и превеликая нужда, и премногая польза. Первое: для того, чтоб твердо стоять в церкви, и не бояться, дабы другими какими учениями обольщен был; Кол. 2. 4, то есть известно знать истину своей церкви, 1. Кор. 9. 26 и причину своего в тую церковь призывания. Кол. 1. 12. Второе: ради своего утешения, и спасения. Понеже без познания Бога и Сына Его Иисуса Христа, то есть, без веры спастись невозможно. Иоан. 17. 3, да и никто в того не верует, которого не знает, и про которого не знает, и про которого никогда не слыхал. Рим. 10. 17. И так которые спастись хотят, те известно должны знать фундамент Христианской веры. Третье: Всем и простым и малым надобно иметь нечто такое, чем бы себя разделить от неверного и поганого. 2. Кор. 6. 17. Евр. 8. 11. А как отличиться, когда будет столько же знать о своей вере, сколько и неверной? Четверное, того требует конец нашего создания и искупления. Пятое. Наипаче обучающимся в школах надобно учиться Катихизису, для того, чтоб, когда имеют быть других учителями и путеводителями, то могли бы простому народу кратко и ясно протолковать Христианское учение. 2. Тим. 2. 2; второе понеже Катихизис есть краткая Богословия, то которые прилежными будут в слушании Катихизиса, те лучше поймут и самую Богословию. Вопр. Учение Катехизическое, как сказано, неотменно ли должно быть из Апостольских и Пророческих книг выбранное? Отвеч. Неотменно 1) потому, что когда в Катихизисе, как сказано, учатся самым начальным Христианские веры догматам: то неотменно такому учению должно содержаться в книгах не человеческих, но Божиих, понеже человек не может новые в церкви определить догматы. Матф. 16. 17. 1. Кор. 2. 9. разве сам только Бог через писания, которые нам дал через Апостол и Пророк. Второе, что нет таких книг, в которых бы самоначально Катихизические члены находились, разве в слове Божием. Вопрос: Что разуметь чрез слово Божие? Отвеч. Писания Пророческие и Апостольские, Еф. 2.20, гл. 3. 5. или Новой и Ветхий Завет, или кратко, Библию. Вопрос. Чем можно доказать, что Священное Писание, которое содержится в книгах Апостольских и Пророческих, есть несомненно слово Божие, то есть такое, которое и все истинное содержит, и которому нам не верить нельзя? Отвеч. Премного таких доводов, только замечай следующее: Первое, что писания только Пророческие и Апостольские написаны такою речью, и таким порядком, и такою живою простотою, 1. Кор. 2. 4, что совсем показуют свое начало быть не человеческое, но Божие. В них только начитаешь такие слова, и такой разум, которой приводит или в великое умиление, или в живую чувствительность. Тут нет ухищрения в словах. Нет человеческих прикрас, да только есть в силе состоящая благодать. Напр., в явлениях тех, которыми являлся Аврааму Бог, нет высоких слов, да только ж высокой довод Божиего к человеку снисхождения, и человеческого к Богу дерзновения, и прочая премоногая. Второе удивления достойное во всяких частях учения Пророческого и Апостольского сходство и согласие: понеже все такое учение, и с малейшею своего учения частицею не разногласует, и малейшая частица с целым учением схода. 1. Кор. 15. 11. что, напр., в сем месте сказано кратко, о том на другом месте пространстве, что здесь несколько темно, о том инд изъяснительнее, что тут таинственно, там просто и самою вещию. Третье подтверждается наипаче от внутреннего в верных сердцах чувствуемого свидетельства, которое Лук. 24. 32. Деян. 16. 14. Дух Святый писания сего Автор верующим подает. Читаемое бо, слушаемое и приемлемое сие слово делает то, чтоб человек живою к Богу возжигался верою, по которой вере знает, что Бог до него милостив чрез Христа, что имеет надежду о будущем покое; и так здесь еще о Боге Спасе своем радуется. Будет ли и нищ кто, тому ж слову Божию веря, своим состоянием довольствуется, фил. 4. 11. которой до нынешнего часа и алчет, и жаждет, и проч. Но из слова Божия слыша, что таким мзда многа на небесах, в скорби радуется, в нищете веселится. И сия-то причина была святым мученикам те горькие проходит мучения со всякою почти нечувствительностию потому, что Духа Святого в Писании Святом открытое в сердцах своих содержали свидетельство. Четвертое, оот непрерывного всея церкве и всех верных согласия; почему во всей поднебесной такое писание принято и содержано. И сих доводов довольно кажется для тех, которые внутреннее Духа Святого о слоове Божием имеют свидетельство. Вопрос: словом Божием все ли наши должно подтверждать догматы? Отвеч. всячески, первое потому, что когда учение наше должно быть не ложное и непреложное: то чтоб таким было, требует подтверждения от слова Божия, которое по глаголу Христову есть не ложно. Второе примером самого Христа: Он диавола писания превращающа, Матф. 4. 7. Садукеев воскресения мертвых неприемлющих, Матф. 22. 29. уличает из С. Писания; третьим примером соборов вселенских, которые всякие ереси писанием только низвергали. Имея убо Христа путеводителя, Овнов Апостолов, какой за ними Агнец не последует? И так, что касалось до толкования, кажется быть довольно; а что ж в нашу пользу вывеет можно, то мало поучимся.

НРАВОУЧЕНИЕ ВТОРОЕ

Павел, как уже слышали вы, некоторых порицает за то, что, когда было, смотря по их летам, должно им быть учителями другим, но они сами первыми Христианского учения начаткам нужду имели учиться; а из нас уже некоторые поседели, некоторые от дряхлости ничем не владеют, некоторые одною ногою на земле, а другою во гробе; однако мало еще знают: столько же их должно учить, сколько и младенцев. Но как таких учит, которые не хотят учиться, которые будучи Христианами, Христианского учения бегают? И сия-то настоящая причина, для которой люди более пленяются любовию мирскою, нежели Христовою; и то для того, что в учении Христианском не только не искусны, но и не хотят быть искусны, но и не хотят быть искусны, или премного ленятся быть искусными. Скажи, пожалуй, сколько теперь людей на улицах шатающихся, на кабаках пьянствующих, на торгу, или обманывающих, или бесполезно бродящих? Без числа: а чтоб кому посидеть при ногу Иисусову, и послушать слово Его, то или одна Мария, или мало с нею кто другой: теперь, говорю, на месте семь в семь училищ меньше для слушания Катихизиса Христианского собралось народа, нежели сколько теперь есть на торжище. В сладость бы я тех спросил, почто бы они лучше хотели миру служить, нежели Богу? Телу, а не душе? Или скажут, что в мире все легче достается? Люди мои, обманываетеся, весь мир возле лежит: люди мои, увещевает вас святой Исай Пророок, хвалящий вас, льстят вы, и стези ног ваших возмущают (Гл. 3, ст. 12). Все такие люди ходят на самых крутых морских брегах, с которых весьма удобно могут упасть в морскую вод бездну. Все такие люди ступают по зубцам стен городовых, с которых мало покривись, должно в прахе расшибиться. Ты благодатию Божиею Христианин! а никакого о христианстве не имеешь понятия. Ты от сего времени все силы употреби, чтоб не только называться, но и быть Христианином; ты не преставай Бога молить, чтоб тебе открыл хотя мало понять Христианское учение, денно и нощно говоря. Господи! скажи ми путь, вон же пойду (Псад. 142, ст. 8). Владыко! дух Твой истинный да наставит мя на святу истину. Боже! ущедри ны и благослови ны, просвети лице твое на ны и помилуй ны! познати на земли путь, во всех языцех спасение твое. Такая молитва поведет тя в дом премудрых, такое прошение прикажет тебе тереть пороги разумных; такая просьба к Богу посланная заведет тебя и в сии училища, которые, ежели кто назовет училищем благочестия, не погрешит. А ежели ты в сем будешь противушествовать, то время тебе и Христианского имени отказаться. Когда ты Христианин, то ни на что тебе так спешить не надобно, как на Христианское учение: а когда отвращаешься, то не называйся Христианин, но Язычник, но Мытарь. Что сие за чудовище! и быть Христианином, и Христианского учения или совсем не слушать, или неохотно слушать: будь или горяч, или студен; а когда ни горяч, ни студен, то изблевати мя имам, глаголет Господь Вседержитель (Апок. гл. 3, ст. 16). Считаться за тварь Божию, а не знать своего Творца; быть искупленным от работы диавольская, и не знать чрез кого; вменяться праведником, а не знать у кого, и чрез кого; веровать, а не знать в кого; подвизатися, а не знать, для чего, есть знак пренеблагодарнейшего человека. Ужаснися небо! говорю, и говорит не престану, что малую такие люди имеют надежду ко спасению, или едва ли такие спасутся. Христианин всякой должен неотменно знать Творца своего Бога, и Искупителя Христа, то есть знать причину воплощения Христова, не выпускать из мысли страдания Христовы, как такую, за которую его Бог должен миловать, приятствовать, благодать дарствовать, и живот вечный обещавать; без такого мудрования спастися не можно. В подтверждение сего приношу вместо неразрушимых печатей слово одно Христово, а другое Павлово. Христос говорит: Се есть живот вечный, да знают Тебе Единого истинного Бога, и Его же послал еси Иисус Христа (Иоан. гл. 17, ст. 3.) Павел же: не судах ино что ведети вам, точию Иисуса Христа, и сего распята (Кор. гл. 2, ст. 2.) Сии слова заметьте, и хотя ими возбудитеся прилежать о Христианском учении. Христианское учение, вкратце подаваемое, и довольное ко спасению человека, называется, как сказано, Катихизис; а определено особливо для ленивых и простых, снисходя их немощи, чтоб, когда одни за свою леность, а другие за свою простоту не могут понять высокие Богословские рассуждения, то хотя б вкратце тому учились в Катихизис, которой Катихизис как с благодатию Божиею здесь начался, так с тою же будет и продолжаться в пользу нашу, в славу же имени Божиего. Аминь.

КАТИХИЗИС ТРЕТИЙ

Держась моего намерения, по которому постпать в Катихизис надобно, хочу искать таких вопросов, которые бы с первыми от нас толкованными вопросами вязались, и приличным некоторым, да к тому ж и непрерывным шли бы порядком. Здесь не прововедническая, но учительская кафедра, то есть здесь не надобно иметь такого обыкновения, чтоб некоторые только знатнейшие выбравши места, изъяснять их и растолковывать, как обыкновенно делают проповедники: но целое Христианское учение, от самого его подняв начала и основания: и до последнего приведши окончания и заключения, всю Христианскую вкратце показывают истину и делают, чтоб всякой человек из млада Священная Писания умел, яже могут всех умудрити во спасение. И так теперь можем изыскивать самую человеческого естества подробность и корень, то есть станем учиться теперь, откуда человек зачался быть, каков был, и какой ныне есть, или, простее сказать, сколько человек имел на свете состояний? И когда много, то именно какие, и в каком теперь? Сей вопрос для того, во-первых, надобен, что как церковь состоит из одних только людей, так и учение церковное до одного только человека надлежит, с таким концем, чтоб его совершенным и блаженным сделать: во-вторых, для того, что Символ веры начинается от веры; а вера не бывает без оправдания: оправдание надлежит до человека: то, понеже оправдаться должно человеку грешнику, не отменно следует человеку быть в другом состоянии, и различном от теперешнего, в котором оправдается. Почему неотменно надобно вопрос учинить о человеческих состояниях.

Вопрос. Одно ли имел и имеет человек состояние? Отвеч. не одно, но различные. Вопр. чем доводишь? Отвеч. из самого збытия: мы теперь как живем, то сами чувствуем быть себе не совершенными. Рим. 3. 10. 17. 23. мы очень склонны ко злу, мало к добру; к любви мирской, нежели Божией; к настоящим, а не к будущим; а есть из нас, кои и Бога не знают: но не вероятно, чтоб нас Бог такими создал. И так мы теперь не отменно в другом каком-нибудь состоянии, а не в том, в каком от Бога созданы: да к тому ж хотя б были и совершенными; то не следует, чтоб Бог нам хотел здесь вечно жить; но куда-нибудь преселить. И так вот еще другое состояние. Второе из С. Писания Еф. 5. 8. Бесте иногда тьма, ныне же сеет о Господь. Рим. 3. 9, гл. 5. 18. 1. Пет. 1. 3. Гал. 3. 23. Еф. 4. 24. Сии свидетельства протолковав покажут, что не одно есть человеческое состояние. Вопр. сколько и какие бы те были состояния человеческие? Отвеч. четыре наипаче начальные состояния: 1) прежде падения; 2) по падении; 3) восстановления или искупления; и 4) прославления, или инако: Сотворения, падения, исправления, и ублажения. Сии еще состояния делятся на другие некоторые, но то надлежит до Богословов. Сей ответ те же имеет доводы, какие и первый ответ. В что только четыре, то тем подтвердить можно, что других состояний ни рассудок наш, ни С. Писание не показывает; а ежели другие и сыщутся состояния, то они в сих будут заключаться. Вопр. для чего о сих состояниях в Катихизисе говорить надобно? Отвеч. о первом состоянии говорить надобно для того, чтоб показать, как тяжек и мучителен есть грех, который нас такого добра лишил, Рим. 13. 23. и какому человек чрез тот грех подпал Божиему гневу, Рим. 1. 18. тут же представить и пребедное человеческое состояние, Еф. 2. 14. А о втором для того, чтоб доказать пребезмерную, безконечную и неизглаголанную Божию благость. Тим. 3. 4. которая нас премилостиво от того избавила, а и объявить Христовых заслуг важность, Евр. 14: 12. 10. а о третьем и четвертом и Символе не умолчит. Вопр. В чем бы заключалось первое человеческое состояние прежде падения? Отвеч. в том, что человек будучи от Бога создан во всяком совершенстве и достоинстве, как не имел ничего в себе богопротивного, так и от Бога был любимым и в милостивой Божией содержался любви, следовательно, такое состояние за блаженное не почесть нельзя. Вопр. чем сие подтвердить? Отвеч. Из Бытия гл. 1, где описывается человеческое сотворение: а именно, что человек создан от Бога не так как небо, и прочие бездушные вещи или скоты, но по образу и по подобию Божию, то есть создан святым и непорочным по образу святости Божия, премудрым по образу премудрости Божия, праведным по образу праведного Бога; да еще силы в создании получил такие, которыми бы ему творить все доброе, подобясь самому Богу: быть милостивым, как Отцу Небесному; любить ближнего, как самому Господу: стараться о других пользе, как самому Творцу; уклоняться от зла, чтоб подобным быть Богу, которой со всех сторон есть самое добро, или вкратце: совершенство и достоинство, которое имели первосозданные человеки, и которым образ на себе показывали Божий, состояло наипаче в сих пяти. Первое в том, что имели разум просвещенный, и образом неким подобный премудрости Божией, потому, что животным всем Адам дал имена по сходству их природы, Быт. 2. 19. Второе. Что имели волю сообразную с правдою Божиею и святостию: для того что мы имеем повеление от Бога в такую стараться приходить святость, с какою сооздан был первый человек. Еф. 4. 24. третье в том, что ни на какое худо их воля не клонилась, собразуясь Божией непорочности и чистоте; и в том, что никаких безместных и богопротивных движений внутрь себя не чувствовали: а сие видно из той простоты, что будучи нагими не стыдилися. Быт. 2. 25. Четвертое, что имели тело нетленное и бессмертное, потому что смерть есть только за грех награда. Рим. 6, ст. 23. Пятое в том, что имели госопдство над прочею тварию, и потому были сообразными власти Божией, смотри Бытия 1. 27. А отсюда заключить должно, что сколько бы человек так ни жил, все бы оное время называлося, состояние сотворения, или, понеже человек в том добре не устоял, то состояние прежде падения. Тут много есть, о чем бы говорить можно; только, понеже учение Катихизическое того не терпит, да и время не попускает; то вопр. устоял ли человек в том состоянии? Отвеч. ах! никак: пался падением странным, преступив заповедь Божию, более послушав диавола, нежели своего Творца. Рим. 5. 12. Вопр. Что по сем падении последовало? Отв. жестокое от праведного Бога определение. Какое? Отобравши от него все почти те дары, которыми так славен был, выгнал из Рая, к непрестанным трудам приставил, землю для него проклял, да почти и тварь всю, Рим. 8. 19. казнил, и не только от своего лица отлучил; но к Раю приближаться не приказал. От чего сделался человек бедным, нищим, слепым, нагим, скудным, беспомощным, презренным, маловременным, многотрудным, многопечальным, многозаботливым, ленивым, не понятным, слабым, немощным, дряхлым, не доброхотным, ненавистником, немилосердным, гордым, не сожалительным, обидливым, ругателем, презрителем, непослушливым, жестокосердым, каменным, кратко сказать: грешником, Бога не знающим, стался у Бога быть в гневе, ненависти, проклятии, и повинным вечному огню. И так-то уже другое наступило состояние. Вопр. для чего бы так жестоко Бог Адама казнил, когда его вина кажется невелика; а именно, что одно съел яблоко? Отвеч. никак: вина Адамова была и превеликая, и страшная для следующих резонов: 1) что Адам согрешил, когда было удобно можно не согрешить, будучи так святым, премудрым, праведным, богоподобным, и так по одной упорности и неповиновению. 2) Что несносною вознестись гордостию, не доволен был своим тем состоянием, но захотел быть равным Богу, почему Бог и поносит его за то: Се Адам бысть яко един от нас. 3) Что диавола предпочел, страшно сказать, пред Богом, поверя диаволу более, нежели Богу, да к тому ж Бога поставил не только лживым, когда слышавши от Бога, смертию умрети, не поверил: а диаволу, которой сказал, не умрети, лучше поверил, но и завистливым, когда сим словам диавольским поверил: Но весть Бог, яко в он же день снесте, то отверзится очи ваши, и будете яко Боги, ведуще добро из зло. А кто Богу не веря, верит диаволу, тот Бога не имеет за Бога, но диавола. 4) Что Адам всех своим грехом погубил, всех к смерти привел, весь мир превратил. Вопр. да разве и мы все во Адаме стали виноватыми? Отвеч. не отменно: примечай доводы следующие: первой, Адам был глава всех, и в его лице весь род человеческий представлялся, и мы в нем заключались, как в семени плод, как в стебле отрасль, как в реке ручей. А когда так, то так Адаму та заповедь дана была, что и до нас всех простиралась; и когда он не устоял, то и нам пасть надобно, так как попорченного семени портится и плод.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: