Эпоха Просвещения. ( XVII – первая половина XX века) определяется тем, что наука приобретает все большее практическое значение

(XVII – первая половина XX века) определяется тем, что наука приобретает все большее практическое значение, оформляется в специфический вид деятельности, в социальный институт со своими внутренними отношениями, не сводимыми и не растворимыми во всей совокупности общественных отношений. Теперь научная деятельность развивается уже в трехмерной системе отношений:

– отношения к природе (как к предметному и социальному миру),

– отношений внутри науки – между учеными как членами профессиональной группы, и научными институтами;

– наконец, заинтересованного отношения общества к науке, главным образом, к ее результатам и достижениям в связи с развитием машинного производства.

В эпоху Просвещения возникает потребность в научном образовании населения. Знания, которые были построены на религиозной основе, уже не соответствуют потребностям модернизации. Наука, победив религию, прочно утверждает научную картину мира как информационную основу мировоззрения (кстати, в структуре мировоззрения выделяют 2 аспекта – информационный и аксиологический). Как отмечал Т.Парсонс, «убеждения относительно мира природы являются существенной частью культурной традиции любой социальной системы и необходимо приобретают идеологическое значение". Важность, которую такие системы убеждений приобрели на идеологическом уровне, он называет одним из непреложных фактов современной культуры. Например, убеждения о значении гелиоцентрического взгляда на Вселенную, дарвинизма и принципа естественного отбора, генетики и неравенства между людьми».

Уже во второй половине XIX - начале XX в. происходит осознание экономической эффективности научных исследований, когда применение новых технологий стало давать преимущества в конкурентной борьбе. Теперь общество стало оплачивать знания и квалификацию ученых.

Наступил новый этап институционализации науки – профессионализация научного труда. Результатом соединения промышленности и науки было то, что в ходе последнего столетия наука постепенно превращается в социальный институт, сравнимый с другими социальными институтами и даже более важный, чем церковь и право. Во второй раз актуализировалась проблема автономии науки, так как надо было выработать новые нормы. И именно профессионализация науки заставила ученых начать разработку четких границ профессионализма и специфическую систему ценностей и норм (этоса науки). Уже тогда началось ограничение членства в научных обществах – требование 1) высшего образования и 2) участия в исследованиях. Нормой стало также то, что ученые-профессионалы в сфере своей компетенции осуществляли строгий контроль, резко ограничивая возможности высказываний некомпетентных, любительских воззрений. С другой стороны, они не были расположены высказываться по вопросам, выходящим за рамки их компетенции. Нормой серьезного профессионального ученого стал трезвый, строго следующий за фактами стиль рассуждения. Благодаря норме, требующей руководствоваться достоверными фактами, статус научности до сих пор остается чрезвычайно высоким.

Начиная с XVII века развитие науки оказывало мощное воздействие на развитие европейской культуры прежде всего в философии. Позиции в отношении науки разделяли мировоззренческие позиции философов, которые либо полностью исходили из науки в своих системах, либо отрицали ее. Соответственно, формируются два крайних философских направления – сциентизм и антисциентизм - противоположным образом оценивающие статус науки в культурной и интеллектуальной жизни. Сциентистская ориентация представляет собой убеждение в том, что научное знание является абсолютной культурной ценностью. Антисциентизм же рассматривает научное знание как альтернативу культурным ценностям, критикует науку за то, что она подавляет иные формы сознания, инициирует негативные социальные и природные процессы, представляет науку как отчужденное мышление, как источник догматизма, тоталитарных претензий и требует равноправия науки и ненаучных способов видения мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: