Плотно прижимаясь друг к другу, «народ» (человек 15-20) скучивается, аналогично пассажирам в плотно забитом автобусе.
Задача игрока — прорваться сквозь эту плотную массу, причем не обманом или хитростью, а напором и физической силой. «Народ в автобусе» не имеет права хватать игрока руками и цепляться руками друг за друга — нет, есть просто плотная масса напряженных и прижатых друг к другу тел. Более того, не пуская игрока телами, душами «автобус» помогает игроку, подбадривая его громкими криками «Давай!», «Еще!», «Вперед!» и аналогичными, придающими игроку дополнительные силы.
Чтобы это сильное упражнение не превратилось в простую физическую зарядку, каждый проходящий через «автобус» с помощью психолога должен понять, что он хочет найти для себя в этом упражнении, что для него значит это преодоление, какие ситуации в его жизни — этот «автобус», как он собирается использовать в своей жизни полученный опыт.
Учитывая, что после такого упражнения человек находится в измененном состоянии сознания, те слова, которые в эти минуты скажет психолог, могут лечь очень глубоко. Заканчивается упражнение обратной связью: сообщением о том, что почувствовала и увидела группа, что она может сказать о человеке и упражнении.
Психологическое... МоеСлово.ру
Упражнения
Фотографы
В комнате расставлены стулья. Один или несколько детей «фотографируют» (с короткой выдержкой — на счет 3, или 2, или 1) общий вид комнаты и выходят. Пока они за дверью, расположение стульев меняют, — причем лучше не делать полную перестановку, а только слегка изменить положение двух-трех стульев.
— Войдите. Что изменилось?
Или:
Два ученика стоят перед полукругом, а все сидящие «фотографируют» их с некоторой выдержкой (о которой была предварительная договоренность). Затем эти двое выходят за дверь и что-то изменяют в своем внешнем облике или меняются какими-нибудь деталями своей одежды.
Когда они снова входят в комнату, остальные должны вспомнить — как было?
Глаза товарищей
Дети сидят двумя рядами, лицом друг к другу.
— Всем отвернуться! Хорошо ли вы помните товарищей, сидящих
напротив вас? Вспомните, какие у них глаза — величина, форма, цвет.
На счет десять проверьте свою память — рассмотрите глаза всех сидя
щих в ряду напротив. Распределите время — надо успеть, пока я со
считаю до десяти, увидеть всех.
Поверните голову! Девять! Десять!
Не закрывайте глаза, только отвернитесь. Первый слева, рассказывайте. Остальные — проверяйте описание, сопоставляйте его со своим внутренним видением.
Мысленно пересадите всех, сидящих против вас, в таком порядке: слева должен сидеть самый светлоглазый, а справа — самый темноглазый. Не смотрите на них — отвернитесь.
Готово? Сделайте короткую проверку на счет пять. Посмотрите... 4! 5! Отвернитесь. Рассказывайте, как пересадили товарищей!
Семафор
— Вот три листка бумаги: зеленый, желтый и красный. Следите за
мной, я буду иногда поднимать один из листков. А ваша обязанность:
на зеленый — хрюкать, но идти, на желтый — замереть, на красный —
топать на месте. Пожалуйста, продолжайте пересаживаться и будьте
внимательны к возникающим цветам семафора! В том случае, если
семафор выключен, идите нормально.
Психологическое... МоеСлово.ру
Глава 4. Психогимнастические упражнения