Животные в «красивых» текстах играют особую роль. Они часто оказываются вовлечены в события, с ними сравнивают героев, названия животных используются для выражения эмоций по отношению к человеку. Рассмотрим это на примере образа лошади — одного из наиболее часто встречающихся в «красивых» текстах животных. Встречаются слова из следующих тематических групп:
— единичные животные: лошадь, конь, кобыла, жере
бец, мустанг;
— и прилагательные, к ним относящиеся, — лошади
ный, конский;
— группы животных: табун, караван, кавалькада, вожак;
— тело лошади: копыто, хвост, спина, лопатки, грива,
шкура, конина;
— действия, производимые лошадьми: пастись, (по)ска-
кать, (по)ехатъ, затрусить; верхом, галопом, во весь
опор, рысцой, аллюром, брыкаться; топот, ржание (от
рывистое), след, отпечаток;
— характеристики лошадей и их действий: отрывис
тый, быстроногий, быстрый, выносливый;
188 Белянин В. Психологическое литературоведение
— сопутствующие лошадям предметы: седло, седель
ный, сбруя, стремя, шпора, уздечка, лука, поводья;
— обозначение действий человека по отношению к
лошади: езда; пришпорить, подковать;
— предметы, которые использует человек: кнут, шпо
ра, лассо, петля; карета, фургон;
— слова, несущие дополнительное эмоционально-оце
ночное, чаще негативное, значение: кляча (в отно
шении тощей лошади), колымага (в отношении раз
битой телеги).
Довольно обычным для речевого поведения персонажей «красивого» текста является использование имени животного для сравнения с человеком или в качестве оскорбления человека.
— Собака! — свирепо прошипел «благородный
южанин». — Проклятая ирландская собака! Я отправлю
тебя (обращается он к мустангеру. — В.Б.) выть в твою
конуру! Я...
Достав нож, он швырнул его в противоположный угол и сказал:
— Для этой расфуфыренной птицы он мне не ну
жен — я покончу с ним (с мустангером. — В.Б.) первым
же выстрелом.
Что является характерологическим, так это:
— очень большая населенность мира именно живот
ными, выбор темы, связанной с животными и мес
тами их обитания;
— отношение к ним как к людям.
Объяснения тому, что сравнение с животными особенно частотно именно в «красивых» текстах, в психиатрической литературе мы не нашли.
По опушкам лесных зарослей скрывается тощий техасский волк, одинокий и молчаливый, а его сородич, трусливый койот, рыщет на открытой равнине с целой стаей своих собратьев. В этой же прерии, где рыщут свирепые хищники, на ее сочных пастбищах пасется самое благородное и прекрасное из всех животных, самый
Глава 2. Отражение черт личности в текстах
; умный из всех четвероногих друзей человека — лошадь.
|' Здесь живет она, дикая и свободная, не знающая капризов человека <.„> Но даже в этих заповедных местах ее не оставляют в покое. Человек охотится за ней и укрощает ее.
Эти же характеристики применяются и к людям. Люди и их поступки нередко сравниваются с животными и их действиями: Перескочив через овраг, они с мустангером поскакали рядышком; совсем спокойно, как два барашка (М. Рид). Пажи, нарядные, словно бабочки, <...> По коридорам пронеслось пчелиное жужжанье: — Принц! Смотрите, принц идет!(М. Твен).
Стиль «красивых» текстов приподнятый, изысканный и нарочито красивый; он словно копирует устную возбужденную речь истерички, полную инверсий.
Жанры
«Красивые» тексты, занимая свое особое место в культуре, очень часто составляют основу для театральных и киносценариев, являются текстовой основой для оперетт и водевилей. Они очень распространены в виде «мыльных опер» и сценариев для индийских кинофильмов. В публицистике «красивые» тексты существуют преимущественно в жанре рецензий на театральные постановки и репортажей с художественных выставок, с конкурсов красоты, с показов мод. И конечно же, их много в художественной литературе. Это всевозможные «душещипательные» романы, написанные женщинами и преимущественно для женщин. Особого внимания, с точки зрения психолога, заслуживает распространение «дамских» романов в разные эпохи и в разных культурах (Белянин, 1995).
Говоря о роли жанрообразования в порождении текста, следует отметить, что жанр выступает как когнитивная модель, в которую вписывается тот или иной текст.
В лингвистике существуют ряды, обозначающие отношение абстрактной единицы и ее реализации в языке: фонема — звук, морф — морфема, лексема — слово, синтагма — словосочетание. Следующим уровнем язы-
Белянин В. Психологическое литературоведение
ка является текст, но традиционно считается, что тек-стемы не существует (А.А. Леонтьев). Мы же полагаем, что представленные нами модели реализуются в большом количестве текстов и являются текстемами — единицами плана содержания, получающими обобщенное выражение в единицах акцентуированного сознания.