double arrow

Животные


Животные в «красивых» текстах играют особую роль. Они часто оказываются вовлечены в события, с ними сравнивают героев, названия животных используются для выражения эмоций по отношению к человеку. Рас­смотрим это на примере образа лошади — одного из наиболее часто встречающихся в «красивых» текстах животных. Встречаются слова из следующих темати­ческих групп:

— единичные животные: лошадь, конь, кобыла, жере­
бец, мустанг;

— и прилагательные, к ним относящиеся, — лошади­
ный, конский;

— группы животных: табун, караван, кавалькада, вожак;

— тело лошади: копыто, хвост, спина, лопатки, грива,
шкура, конина;

— действия, производимые лошадьми: пастись, (по)ска-
кать, (по)ехатъ, затрусить; верхом, галопом, во весь
опор, рысцой, аллюром, брыкаться; топот, ржание (от­
рывистое), след, отпечаток;

— характеристики лошадей и их действий: отрывис­
тый, быстроногий, быстрый, выносливый;


188 Белянин В. Психологическое литературоведение

— сопутствующие лошадям предметы: седло, седель­
ный, сбруя, стремя, шпора, уздечка, лука, поводья;

— обозначение действий человека по отношению к
лошади: езда; пришпорить, подковать;




— предметы, которые использует человек: кнут, шпо­
ра, лассо, петля; карета, фургон;

— слова, несущие дополнительное эмоционально-оце­
ночное, чаще негативное, значение: кляча (в отно­
шении тощей лошади), колымага (в отношении раз­
битой телеги).

Довольно обычным для речевого поведения пер­сонажей «красивого» текста является использование имени животного для сравнения с человеком или в качестве оскорбления человека.

— Собака! — свирепо прошипел «благородный
южанин». — Проклятая ирландская собака! Я отправлю
тебя (обращается он к мустангеру. — В.Б.) выть в твою
конуру! Я...

Достав нож, он швырнул его в противоположный угол и сказал:

— Для этой расфуфыренной птицы он мне не ну­
жен — я покончу с ним (с мустангером. — В.Б.) первым
же выстрелом.

Что является характерологическим, так это:

— очень большая населенность мира именно живот­
ными, выбор темы, связанной с животными и мес­
тами их обитания;

— отношение к ним как к людям.

Объяснения тому, что сравнение с животными осо­бенно частотно именно в «красивых» текстах, в психи­атрической литературе мы не нашли.

По опушкам лесных зарослей скрывается тощий те­хасский волк, одинокий и молчаливый, а его сородич, трусливый койот, рыщет на открытой равнине с целой стаей своих собратьев. В этой же прерии, где рыщут сви­репые хищники, на ее сочных пастбищах пасется самое благородное и прекрасное из всех животных, самый


Глава 2. Отражение черт личности в текстах




; умный из всех четвероногих друзей человека — лошадь.

|' Здесь живет она, дикая и свободная, не знающая капри­зов человека <.„> Но даже в этих заповедных местах ее не оставляют в покое. Человек охотится за ней и ук­рощает ее.



Эти же характеристики применяются и к людям. Люди и их поступки нередко сравниваются с живот­ными и их действиями: Перескочив через овраг, они с мустангером поскакали рядышком; совсем спокойно, как два барашка (М. Рид). Пажи, нарядные, словно бабочки, <...> По коридорам пронеслось пчелиное жужжанье: Принц! Смотрите, принц идет!(М. Твен).

Стиль «красивых» текстов приподнятый, изыскан­ный и нарочито красивый; он словно копирует уст­ную возбужденную речь истерички, полную инверсий.

Жанры

«Красивые» тексты, занимая свое особое место в культуре, очень часто составляют основу для театраль­ных и киносценариев, являются текстовой основой для оперетт и водевилей. Они очень распространены в виде «мыльных опер» и сценариев для индийских кино­фильмов. В публицистике «красивые» тексты существуют преимущественно в жанре рецензий на театральные постановки и репортажей с художественных выставок, с конкурсов красоты, с показов мод. И конечно же, их много в художественной литературе. Это всевозмож­ные «душещипательные» романы, написанные женщи­нами и преимущественно для женщин. Особого вни­мания, с точки зрения психолога, заслуживает распрос­транение «дамских» романов в разные эпохи и в раз­ных культурах (Белянин, 1995).

Говоря о роли жанрообразования в порождении тек­ста, следует отметить, что жанр выступает как когнитив­ная модель, в которую вписывается тот или иной текст.



В лингвистике существуют ряды, обозначающие от­ношение абстрактной единицы и ее реализации в язы­ке: фонема — звук, морф — морфема, лексема — слово, синтагма — словосочетание. Следующим уровнем язы-



Белянин В. Психологическое литературоведение



ка является текст, но традиционно считается, что тек-стемы не существует (А.А. Леонтьев). Мы же полагаем, что представленные нами модели реализуются в боль­шом количестве текстов и являются текстемами — еди­ницами плана содержания, получающими обобщенное выражение в единицах акцентуированного сознания.







Сейчас читают про: