Белянин В. Психологическое литературоведение



Стилистика текстов насыщена элементами импе­ративной, командной окраски, что поддерживает ха­рактеристику сообщества как организации, тяготеющей к военно-дисциплинарному типу. Участников объеди­няют устав службы, должностные инструкции, прика­зы, команды и т.п. В издании «Письмо кандидату на служение...» говорится:

не думай, что ты сможешь всегда поступать по своей воле /.../ Тебе придется отодвинуть на задний план твои личные желания и склонности /.../ чтобы быть в состоя­нии исполнять поручаемые тебе служебные задания.

Реализуемые в текстах рекламно-пропагандистские технологии дополняются дисциплинарно-уставными, в которых давление на психику проводится через жест­кие должностные инструкции, графики выполнения обязанностей и прямые приказания

Состояние напряженной, настороженной изоляции от мирской жизни и отрешения от мирских связей достигается в текстах использованием императива не думать. Сопровождается такой приказ словами всего и навсегда, которые наиболее часто встречаются в речи людей, находящихся в стрессовом состоянии. Такого же рода стрессовое состояние поддерживается в вос­принимающих эти тексты. Религиозный идеал укреп­ляется в принудительно-распорядительном порядке.

Это позволяет дать обсуждаемым текстам следую­щую характеристику. Являясь текстами, близкими по сво­ей организации к пропаганде и рекламе, издания этой общины прибегают к разнообразным способам мани­пуляции сознанием воспринимающих, сужая их круго­зор и ориентируя людей на фатальный выбор, прямо или исподволь предрешенный этой организацией.

Эти тексты отличаются резко негативной эмоцио­нальной атмосферой, создаваемой вокруг мировоззрен­ческих вопросов. Фаталистическая обреченность чело­века перед лицом вселенского зла; высокий уровень страха, внушаемый инструкциями, сильный акцент на отказе от мирских ценностей. Завершает перечень пред­писание «не думать».


Глава 4 Психологическое воздействие текста.. 271

Проводимая в текстах идея о том, что эта органи­зация является единственным достойным членства обществом и единственной структурой с единственно достойными следования правилами, наделяет пропо­ведуемую в текстах идеологию качествами соперниче­ства с иными общественными и правовыми институ­тами. Тем самым это религиозное объединение само себя квалифицирует как организацию теократическо­го и тоталитарного типа, с признаками секты.

Таким образом, в проанализированных документах обнаружены признаки разжигания религиозной розни в форме подрыва уважения и формирования неприяз­ни к другим религиям; посягательства на такие права и свободы граждан, как право на жизнь и медицинское обслуживание и право на отдых, а также на свободу распоряжаться своим временем. Эти тексты несут не­гативное отношение к миру, стремятся отгородить че­ловека от мира, запугать его.

Подобные выводы стали возможны в том числе и благодаря нашим разработкам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: