УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ по выбору
Исторические исследования XX-XXI вв.: подходы, источники, методы
(наименование дисциплины)
Рассмотрено на заседании кафедры
истории России
Протокол № «___» ______ 2012 г.
Зав.кафедрой ______________ Е.П. Мартынова
УТВЕРЖДЕНО
На заседании Ученого Совета факультета
Протокол № ___ «___» ___________ 2012 г.
Декан __________________ Е.В. Симонова
Тула - 2011
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Исторические исследования XX-XXI вв.: подходы, источники, методы»
Пояснительная записка
Дисциплина по выбору «Исторические исследования XX-XXI вв.: подходы, источники, методы»относится к блоку ГСЭ.В2.2. и призвана способствовать формированию у студентов «инициативности, самостоятельности, профессиональной мобильности и других профессионально значимых личных качеств».
Настоящий лекционный курс предусматривает знакомство с достижениями российской науки в советский и постсоветский периоды. До начала 90-х гг. основой любой научно-методической школы являлось марксистско-ленинское учение. После распада СССР историческая наука, как любое научное направление, пережила методологический кризис. За последние десять лет в стране развиваются процессы восстановления научных школ, в том числе исторической науки. В программе данного предмета предусмотрен обзор современных методологических взглядов, а также ретроспекция научного исторического познания.
|
|
В учебном курсе предлагается рассмотрение вопросов общенаучной методологии, как основы теории и методологии истории. Рассмотрение взглядов историков ведется в хронологическом порядке и рассматривается как развитие вопросов методологии исторической науки.
Успешное усвоение содержания данной дисциплины обеспечивается знаниями, полученными студентами в ходе изучения базовых и специальных курсов по отечественной и всемирной истории, историографии и источниковедению, а также курсов философии, истории философии, социологии. Знания, полученные в рамках изучения курса, способствуют повышению качества выпускных квалификационных исследований.
Задачи курса:
• проследить становление и развитие теоретической и методологической основы исторической науки;
• определить современные подходы и направления исторических исследований;
• изучить основные методы исторических исследований.
После изучения данного курса студенты должны знать:
а) понятийный аппарат исторической науки в его целостности;
б) основные методологические принципы исторического познания;
в) основные тенденции развития современной исторической науки;
|
|
г) типологию основных методов исторических исследований.
и уметь:
а) осуществлять системный анализ исторических фактов и исторических ситуаций;
б) использовать для реконструкции логики исторического процесса различные теоретические подходы (цивилизационный, формационный, социокультурный, личностный);
в) использовать достижения современной исторической науки в курсовых и выпускной квалификационной работах.