Пояснительная записка. Исторические исследования XX-XXI вв.: подходы, источники, методы

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ по выбору

Исторические исследования XX-XXI вв.: подходы, источники, методы

(наименование дисциплины)

Рассмотрено на заседании кафедры

истории России

Протокол № «___» ______ 2012 г.

Зав.кафедрой ______________ Е.П. Мартынова

УТВЕРЖДЕНО

На заседании Ученого Совета факультета

Протокол № ___ «___» ___________ 2012 г.

Декан __________________ Е.В. Симонова

Тула - 2011


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Исторические исследования XX-XXI вв.: подходы, источники, методы»

Пояснительная записка

Дисциплина по выбору «Исторические исследования XX-XXI вв.: подходы, источники, методы»относится к блоку ГСЭ.В2.2. и призвана способствовать формированию у студентов «инициативности, самостоятельности, профессиональной мобильности и других профессионально значимых личных качеств».

Настоящий лекционный курс предусматривает знакомство с достижениями российской науки в советский и постсоветский периоды. До начала 90-х гг. основой любой научно-методической школы являлось мар­ксистско-ленинское учение. После распада СССР историческая наука, как любое научное направление, пережила методологический кризис. За послед­ние десять лет в стране развиваются процессы восстановления научных школ, в том числе исторической науки. В программе данного предме­та предусмотрен обзор современных методологических взглядов, а также ретроспекция научного исторического познания.

В учебном курсе предлагается рассмотрение вопросов общенаучной методологии, как основы теории и методологии истории. Рассмотрение взглядов историков ведется в хронологическом порядке и рассматривается как развитие вопросов методологии исторической науки.

Успешное усвоение содержания данной дисциплины обеспечивается знаниями, полученными студентами в ходе изучения базовых и специальных курсов по отечественной и всемирной истории, историографии и источниковедению, а также курсов философии, истории философии, социологии. Знания, полученные в рамках изучения курса, способствуют повышению качества выпускных квалификационных исследований.

Задачи курса:

• проследить становление и развитие теоретической и методологиче­ской основы исторической науки;

• определить современные подходы и направления исторических исследований;

• изучить основные методы исторических исследований.

После изучения данного курса студенты должны знать:

а) понятийный аппарат исторической науки в его целостности;

б) основные методологические принципы исторического познания;

в) основные тенденции развития современной исторической науки;

г) типологию основных методов исторических исследований.

и уметь:

а) осуществлять системный анализ исторических фактов и исторических ситуаций;

б) использовать для реконструкции логики исторического процесса различные теоретические подходы (цивилизационный, формационный, социокультурный, личностный);

в) использовать достижения современной исторической науки в курсовых и выпускной квалификационной работах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: