double arrow

МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Методы исследования (определение и черты). Классификация методов историчес­кого познания. И.Д. Ковальченко и "Методы исторического исследо­вания". Общая характеристика основных методов исторического исследования: историко-генетического, историко-сравнительного, историко-типологического, историко-системного.

Нарративные и дискрептивные методы.

Количественные методы. Проблема соотношения количественного и качественного анализа. Этапы исторического исследования, основанного на применении количественных методов. Достоверность и репрезентативность.

Метод контент-анализа (сущность и этапы исследования).

Исторические источники

Типология источников (законодательные акты, делопроизводственные документы, статистические источники, документы личного происхождения, мемуары, эссеистика, пресса). Периодизация эволюции массива исторических источников. (средневековье, новое время, новейшее время). Количественный рост исторических источников. Происхождение и интерпретация источников.

Список литературы по дисциплине

«Исторические исследования XX-XXI вв.: подходы, источники, методы»

Основная литература

1. Смоленский Н.И. Теория и методология истории: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2009. (рекомендовано УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 030401 «История» направления подготовки 030400 «История»)

Дополнительная литература

1. Аверьянов Л.Я. Контент-анализ. Учебное пособие. М. 2009.

2. Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993.

3. Ершов Ю. Г. Человек. Социум. История. (Социально-философские проблемы теории исторического процесса.) Свердловск. 1990.

4. Зверева Г. И. Реальность и исторический нарратив: проблемы само­рефлексии новой интеллектуальной истории // Одиссей: Человек в истории. М., 1996.

5. История через личность: историческая биография сегодня / под ред. Л.П. Репиной. М., 2005.

6. Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. М., 2003.

7. Коломийцев В. Ф. Методология истории. М., 2001.

8. Колосов Н. Е. Как думают историки. М., 2001.

9. Кром М. М. Историческая антропология. Пособие к лекционному курсу. СПб., 2000.

10. Любарский Г.Ю. Морфология истории: сравнительный метод и историческое развитие. М., 2000.

11. Мазур Л.Н. Методы исторического исследования: учебное пособие. Екатеринбург, 2010.

12. Медушевская О. М. Методология истории как строгой науки // Точ­ное гуманитарное знание: традиции, проблемы, методы, результаты. М., 1999. С. 15-23.

13. Образы времени и исторические представления. Россия. Восток. Запад. (под ред. Репиной Л.П.) М., 2010.

14. Про А. Двенадцать уроков по истории Пер. с фр. М., 2000.

15. Пушкарева Н. Гендерная теория и историческое знание. СПб., 2007.

16. Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М. Ю. Историческая исторического знания. М., Дрофа, 2008.

17. Румянцева М. Ф. Теория истории. М., 2006. (рекомендовано УМО вузов РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающих по направлению «История»).

18. Русакова О. Ф. Философия и методология истории в XX веке. Екатеринбург, 2000.

19. Савельева Н.М. Знание о прошлом: теория и история. В 2-х т., СПб, 2006.

20. Семеникова Л.И. Российская повседневность: вторая половина XIX- начало XXI века. Учебное пособие. М.2009.

21. Семёнов Ю. И. Всемирная история как единый процесс развития человечества во времени и в пространстве. // Философия и общество. М., 1997. № 1.

22. Тош Дж. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М., 2000.

23. Уайт Х. Метаистория. Историческое воображение в Европе XIX в. Екатеринбург. 2009.

24. Экштут С. Битвы за храм Мнемозины: Очерки интеллектуальной истории. СПб, 2003.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Исторические исследования XX-XXI вв.: подходы, источники, методы»

№ п/п Название темы Количество часов
Лекции Семин. занятия Сам. работа
  Введение. История как наука. Терминология.Объект и предмет истории. Общество, прошлое и человек в истории. Специфика исторической науки. Ситуация постмодерна.Становление потребности массового сознания в исторической науке.      
  Историческое событие. Истинное и ложное в истории. Работа историка с источниками. Методы реконструкции прошлого. Исторический факт и его структура. Алгоритм получения исторического знания. «Понимание» текста - источника.      
  История в XX в.: кризисы и революции в историческом познании      
  На рубеже тысячелетий: новые проблемы и новые подходы      
  Методы исторического исследования      
  Методы исторического исследования    
  Современные подходы к историческим исследованиям (историческая антропология)      
  Эпистимологические основания теорий исторического процесса (исторические источники)      
  Коллоквиум (представление рефератов)      
Всего:      

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: