Рельеф в романском и готическом искусстве. Сравнительная характеристика

Общее в стилях:

Романские рельефы чаще всего располагались на западном фасаде, то концентрируясь вокруг порталов, то размещаясь по его поверхности, на архивольтах и капителях. Фигуры в середине тимпана (поле внутри полукруглой арки над порталом) крупнее угловых; в фризах они приобрели приземистые пропорции, на несущих столбах и колоннах — удлиненные. Основной задачей для них стало создание символического образа вселенной во всем ее величии. Иерархическая схема мироздания строилась на противопоставлении небес и ада, добра и зла. Композиции на темы «космического» содержания обычно размещали в тимпанах над порталом.

В романском рельефе появились композиции с человеческими фигурами различных масштабов, с причудливо изгибающимися искаженными формами и пропорциями, с напряженным ритмом движений.. романская скульптура островыразительна в передаче сюжетной ситуации, экспрессии поз, жеста. В ней обнаруживается развитое чувство объема, сочность в лепке скульптурных форм, разнообразие и новизна композиционных решений.

Центральный образ романской скульптуры в тимпанах — Христос

Рельефы лишены пространственности, причем заполняется вся плоскость, боязнь пустот - Барельеф (низкий), индивидуализация образа отсутствует.

Готические рельефы. Готика - период расцвета монументальной скульптуры, в ней возрастает значение статуарной пластики, в рельефе появляется тяга к горельефу.

Для позднеготического рельефа характерно появление орнамента, который состоит из столбиков, завивающихся вокруг своей оси, загибающихся и покрытых зубчиками.. Возникает декоративное богатство, изумительное по красоте орнаментальных мотивов, которые, однако, лишены всякой внутренней связи, служат только украшением и беспощадно разрушают всякую форму своим чередованием на порталах, окнах и дверях.

Большие изменения в орнаменте, украшающего капители. Геометрические формы орнамента капителей почти полностью исчезают. Мастера готики обращаются к мотивам родной природы: капители готических столбов украшают моделированные листья плюща, дуба, бука и ясеня. На смену стилизованным листьям аканта и орнаментальным плетениям пришли мотивы местной флоры,

Большое значение имели и резные каменные украшения:; каменные шипы, вырастающие, словно цветы и листья, на ветвях каменного леса контрфорсов, аркбутанов и шпилей башен.

Поле надвратного тимпана заполнялось высоким рельефом. Если портал был посвящен Христу, изображался Страшный суд Реализм, конкретика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: