double arrow

Обобщенность образовательной среды


Обобщенность образовательной среды характеризует степень координации деятельности всех субъектов данной образовательной среды.

Высокая степень обобщенности образовательной среды какого-либо учебного заведения обеспечивается наличием четкой концепции деятельности этого учреждения. Причем эта концепция должна находиться не только в ящике дирек­торского письменного стола, а постоянно обсуждаться как с педагогами, так и с учащимися на доступном для них уровне.

Примером относительно низкого показателя обобщенно­сти образовательной среды может служить, скажем, вновь созданный частный ВУЗ, в котором большинство препода­вателей работают в других учреждениях и приходят только для того, чтобы «вычитать свои часы». И наоборот, в так называемых авторских школах, где вся учебно-воспитатель­ная работа ведется на базе определенной теоретической и методической системы, где сами разработчики этой систе­мы постоянно контролируют и корректируют образователь­ный процесс, периодически проводят методические занятия с учителями и т.п., можно однозначно констатировать вы­сокий уровень обобщенности образовательной среды. Это, в частности, в полной мере относится к образовательной среде многих «академических школ» — экспериментальных площадок научно-исследовательских педагогических учреж­дений.




Проиллюстрируем понятие обобщенности образователь­ной среды еще одной радикальной цитатой из педагогичес­ких трудов А.С.Макаренко.

«Ни один воспитатель не имеет права действовать в оди­ночку, на свой собственный риск и на свою собственную ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точ­ного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспи­тательного процесса. Поэтому лучше иметь 5 слабых воспитателей, объединенных в коллектив, воодушевленных одной мыслью, одним принципом, одним стилем и работаю­щих едино, чем 10 хороших воспитателей, которые работа­ют все в одиночку, как кто хочет» (1988, с. 174).







Сейчас читают про: