Осознаваемость образовательной среды

Степень осознавасмости образовательной среды — по­казатель сознательной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса.

Как отмечал Л.С.Выготский: «...влияние среды на раз­витие ребенка будет измеряться среди других прочих влия­ний также и степенью понимания, осознания, осмысления того, что происходит в среде» (1934, с. 100).

Высокую степень осознаваемости образовательной сре­ды можно, например, наблюдать при подготовке школьной команды к региональной предметной олимпиаде. В такой среде все субъекты образовательного процесса — как педа­гоги, так и школьники хорошо мотивированы предстоящим испытанием, каждый осознает ответственность как за соб­ственную подготовленность, так и за уровень подготовки своих товарищей.

Высокую степень осознаваемости своей среды можно встретить в дружных семьях, где каждый член семьи, вклю­чая детей, сознательно заботится об общем благополучии и развитии, стремится вносить в семейную среду новые кон­структивные идеи, организовывать общий быт и досуг, со­здавать условия для творческого самораскрытия своих близких и т.д.

Повышению осознаваемости образовательной среды мо­жет служить наличие традиций и ритуалов, символики и атрибутики учебного заведения. Когда в начале учебного года на общей линейке поднимается школьный флаг, ученики охотно носят значок своего учебного заведения и с гордос­тью говорят окружающим: «Я учусь в школе имени Льва Толстого», можно определенно констатировать высокий уро­вень осознаваемости данной образовательной среды.

Проблеме повышения осознаваемости образовательной среды уделялось много внимания в педагогической системе А.С.Макаренко. Приведем лишь несколько иллюстраций: «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Воспи­тать традиции, сохранить их — чрезвычайно важная задача воспитательной работы. Школа, в которой нет традиции, советская школа, конечно, не может быть хорошей школой, и лучшие школы, которые я наблюдал, кстати, в Москве, — это школы, которые накопили традиции» (1988, с. 248).

«Терминология имеет важное значение. Я, например, не совсем согласен, что можно школу называть неполной сред­ней школой. Мне кажется, об этом нужно подумать. Что значит: ученик учится в школе, а его школа называется не­полная средняя школа? Такое усеченное название. Само на­звание должно быть для него привлекательным. Я обращал внимание на эту терминологию» (там же, с. 250—251).

«Несмотря на то, что каждый воспитанник пребывает в учреждении временно, рано или поздно уйдет из него, буду­щее учреждения, его более богатая и более культурная жизнь всегда должны стоять перед коллективом как серьезная и высокая цель, освещающая многие частности сегодняшней жизни. Как показал опыт, ребята вовсе не безразлично от­носятся к далекому будущему своего учреждения, если в уч­реждении им хорошо и они его любят...

В особенности эта перспектива имеет большое значение, если учреждение не порывает с выпускниками, поддержива­ет постоянную переписку с ними, приглашает и принимает их во время отпуска в гости» (там же, с. 262—263).

Хорошо известны подобные вековые традиции Оксфор­да и Кембриджа, и также хорошо известна высокая осозна-ваемость такой образовательной среды как их профессорами, так и выпускниками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: