Количественные параметры экспертизы образовательной среды

Широта образовательной среды Можно предполагать относительно высокий показатель широты столичной образовательной среды и относительно низкий — в «затерянном» таежном поселке; относительно высокий — в семье провинциальных актеров, где часто со­бирается местная творческая интеллигенция и относитель­но низкий — в педагогически запущенном столичном детском доме, где воспитанники находятся в условиях соци­альной депривации и т.д.

Интенсивность образовательной средыструктур­но-динамическая характеристика, показывающая степень на­сыщенности образовательной среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их прояв­ления.

В качестве примера высоко интенсивной образователь­ной среды можно привести хорошо организованные курсы, когда их участники в марафонском режиме, скажем по де­сять часов в день, работают с различными преподавателями, использующими всевозможные формы и методы занятий: лекции и круглые столы, просмотр видеоматериалов и тре­нинги, деловые игры и защиты индивидуальных проектов. В рекламных текстах так и пишут: «интенсивные курсы ино­странного языка».

Высокая интенсивность образовательной среды может быть также достигнута в летнем детском лагере за счет специ­фических условий взаимодействия педагогов со школьни­ками и уникальных условий среды обитания. Н.В.Добрецова (1988) приводит следующие расчеты. В лагере дети прово­дят вместе с педагогами до 15—16 часов в день. За неделю время такого взаимодействия составляет уже 105—112 ча­сов, а за смену (26 дней) — от 350 до 440 часов. Если учесть, что, согласно исследованиям, классный руководитель за неделю общается с детьми 10—12 часов, а за весь учебный год — 350—420 часов, то очевидно, что по интенсивности педагогического общения месяц летнего лагеря равен школьному учебному году. К тому же в условиях лагеря мо­гут органично использоваться творческие, активные обра­зовательные формы: конкурсы, викторины, спортивные состязания, походы, игры и т.д.

Яркие примеры низко интенсивной образовательной сре­ды можно иногда наблюдать в дошкольных воспитательных учреждениях, когда воспитатель просто «пасет» детей, сле­дя лишь за их безопасностью и соблюдением режима. При этом практически, не создается возможности для эффек­тивного физического, интеллектуального и личностного развития воспитанников. Та же картина, может, безуслов­но, наблюдаться и в отдельных семьях, а также в школах, где господствует формальный подход к образовательному процессу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: