Когерентность образовательной среды

Когерентность (согласованность) образовательной среды показывает степень согласованности влияния на лич­ность данной локальной среды с влияниями других факто­ров среды обитания.

Когерентность характеризует образовательную среду по критерию «гармоничное — негармоничное». Это показатель степени согласованности всех локальных образовательных сред, функциональным субъектом которых выступает дан­ная личность. Иными словами, когерентность показывает, является ли данная образовательная среда чем-то обособ­ленным в среде обитания личности или она тесно с ней свя­зана, высоко интегрирована в нее.

Повышению когерентности образовательной среды могут способствовать совместно вырабатываемые всеми образовательными учреждениями района, города или региона образовательные концепции и программы; тесное сотрудничество учебных заведений с учреждениями культуры, средствами массовой информации, неформаль­ными молодежными организациями, органами самоуп­равления и т.д.

О высокой степени когерентности образовательной сре­ды может, например, свидетельствовать четкая ориентиро­ванность ее образовательных целей на социальный заказ. Скажем, воскресная школа религиозной общины будет вы­соко когерентной по отношению к соответствующей церков­ной среде и, вместе с тем, может оказаться низко когерентной по отношению ко всей среде обитания светского или, более того, атеистического государства.

Степень когерентности образовательных сред, спроек­тированных классиками педагогической мысли, приходится оценивать по-разному: к высоко когерентным можно отнес­ти образовательные среды Корчака, Макаренко, Коменско-го; в то время как образовательную среду Руссо однозначно следует считать некогерентной, можно даже сказать «анти­когерентной».

Можно констатировать относительно низкий уровень когерентности современной школьной образовательной сре­ды в целом по отношению к сегодняшней, кардинально из­менившейся, среде обитания. В то время как в нынешней среде обитания наиболее социально успешно может суще­ствовать «зависимо активная карьерная личность», то есть личность «честолюбивого типа» по П.Ф.Лесгафту, или свободная и активная «творческая личность» («нормальный идеальный тип» по Лесгафту), большинство учебных заве­дений по-прежнему продолжают «формовать» (выражение Макаренко) пассивную и зависимую «догматическую лич­ность» — «забитый мягкий» или «забитый злостный тип» по системе Лесгафта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: