double arrow

Доминантность образовательной среды


Доминантность образовательной среды характеризу­ет значимость данной локальной среды в системе ценнос­тей субъектов образовательного процесса.

Доминантность описывает образовательную среду по критерию «значимое — незначимое». Это показатель иерар­хического положения данной образовательной среды по от­ношению к другим источникам влияния на личность: чем большую роль играет определенная образовательная среда в развитии человека, чем более высокое, «центральное» мес­то она в этом смысле занимает, тем более она доминантна.

Например, сельская школа, часто являющаяся единствен­ным «очагом культуры» в данной местности, будет иметь более высокий показатель доминантности, чем городская школа, учащиеся которой активно посещают различные вне­школьные учреждения, клубы, в сильной степени подвер­жены влиянию средств массовой информации, имеют широкие внешкольные социальные контакты. В принципе, чем большей степенью широты обладает образовательная среда, тем более низкой доминантностью, как правило, ха­рактеризуются ее отдельные составляющие.

Высокая доминантность семейной образовательной сре­ды может отмечаться в религиозных семьях, где ребенок бо­лее ориентирован на восприятие религиозных, нежели светских ценностей. Для юного спортсмена, сильно моти­вированного на достижение спортивных успехов, наиболее доминантной образовательной средой может оказаться сре­да его спортшколы или «авторская» образовательная среда любимого тренера.

В принципе, почти каждый из выдающихся классиков педагогики считал высокую степень доминантности «сво­ей» образовательной среды необходимым условием ее ус­пешного функционирования. Обычно этого предполагалось достигать средствами «информационной блокады», как у Коменского, физической изоляции, как у Локка, или совме­щением того и другого, как у Руссо. К абсолютной доми­нантности школьной образовательной среды призывал и А.С.Макаренко: «Теперь о самом главном, о семье. Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать как хочет, мы не можем. Мы дол­жны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница госу­дарственного воспитания. Школа должна руководить семь­ей» (1988, с. 182).


Сейчас читают про: