Мобильность образовательной среды

Мобильность образовательной среды служит показа­телем ее способности к органичным эволюционным измене­ниям, в контексте взаимоотношений со средой обитания.

О высокой степени мобильности образовательной сре­ды можно говорить, когда учитель на своих уроках творчес­ки использует новые методические разработки; проводит уроки в контексте определенных событий, происходящих в среде обитания; легко варьирует план урока в зависимости от конкретной обстановки, сложившейся в классе; знакомит­ся с работами психологов и соответственно перестраивает характер своего педагогического общения с учениками и т.д.

Естественно, никакая образовательная среда не может устойчиво функционировать, не соотнося свою образова­тельную стратегию с изменениями условий в среде обита­ния. Речь идет о хорошо продуманной и спланированной адаптации к неизбежным общественным изменениям, такой перестройке образовательной среды, которая бы, с одной стороны, учитывала новый социальный заказ, а с другой — не приводила к деструктивным ситуациям в самой образо­вательной среде.

В недавние времена, когда над миром висела реальная угроза ядерной войны, образовательная среда не могла иг­норировать эту реальность, и сегодняшней относительной ядерной безопасностью человечество во многом обязано ре­зультатам, достигнутым в сфере образования. В настоящее время наблюдается активная ориентировка общечеловечес­кой образовательной среды в сторону глобальных экологи­ческих проблем.

Как правило, большей степенью мобильности обладают учреждения негосударственной системы образования. В частности, низкая мобильность государственной образова­тельной среды прямо отмечается в Концепции развития него­сударственного образования в России, которая подчеркивает «объективную невозможность быстрой реакции государст­венной системы образования на изменяющуюся социально-экономическую и политическую ситуацию в стране».

Высокая мобильность образовательной среды заключа­ется в возможности «обеспечить адекватность образования требованиям мира, который меняется быстро и глубоко и который нуждается не в том, чтобы образование адаптиро­валось к настоящему, а в том, чтобы оно предвосхищало будущее» (Майор, Тангян, 1996, с. 9).

Устойчивость образовательной среды

Устойчивость образовательной среды отражает ее стабильность во времени.

Если другие параметры дают характеристику образова­тельной среды на конкретный момент, «здесь и сейчас», иными словами, ее синхроническое описание, то параметр устойчивости позволяет осуществить диахроническое опи­сание образовательной среды.

Так, вышеупомянутые Оксфорд и Кембридж, как и дру­гие европейские университеты, ведущие свою историю из средневековья, безусловно, доказали высокую устойчивость их образовательной среды. Также, например, можно счи­тать высоко устойчивой образовательную среду детского летнего лагеря, который собственно функционирует всего три недели в году, но это происходит уже много лет, на основе стабильной организационно-воспитательной методики, педагогическим составом, ядро которого остается пос­тоянным и т.д.

Низкая степень устойчивости образовательной среды констатируется, например, в школе, в которой происходят постоянные изменения педагогического состава — «текуч­ка кадров» или каждый год меняются директора (автору при­шлось в свое время работать в детском доме, в котором за три года сменилось четыре директора). О низкой устойчи­вости образовательной среды можно говорить и тогда, когда учебное заведение с давними и прочными традициями ре­шительно меняет концепцию своей педагогической работы, подстраиваясь под «новые веяния». При разводах родите­лей и вступлении их в новые браки также, конечно, катаст­рофически падает показатель устойчивости семейной образовательной среды. Это же относится и к ситуации, когда подросток «в поисках себя» меняет один за одним разные кружки, секции и клубы — в этом случае на фоне падения показателя устойчивости, растет показатель широты его об­разовательной среды и т.д.

Отмечается тенденция определенной зависимости устой­чивости образовательной среды от ее модальности. К наи­более устойчивому типу можно отнести догматическую образовательную среду, которая функционально мало чем отличается от своего средневекового воплощения (напри­мер, в варианте, спроектированном Коменским) и остается господствующей в образовательных учреждениях на пороге XXI века. В то же время творческая образовательная среда, без сомнения, относится к наименее устойчивому типу. На­пример, Яснополянская школа Льва Николаевича Толстого, создаваемая им на основе методики развития активности и личностной свободы крестьянских детей, просуществовала всего несколько лет. Немного практических последователей оказалось у Корчака, хотя его педагогическая система полу­чила мировое признание. Часто можно слышать о расколах в творческих коллективах — театрах, музыкальных группах и т.д. Можно также отметить любопытную ситуацию с педа­гогической теорией Руссо, которая изучается всеми студен­тами педагогических учебных заведений, но, по-видимому, никогда и никем практически не реализовывалась. Таким образом, спроектированная Руссо образовательная среда имеет «нулевой показатель» устойчивости.

Устойчивость образовательной среды может проявлять­ся в экстремальных ситуациях, показывать ее способность «выстоять», не потеряв своей сущности в условиях «внеш­него давления». Яркие примеры как высокой, так и низкой устойчивости образовательной среды можно наблюдать в настоящее время в ряде новых постсоветских независимых государств, в которых оказывается сильнейшее давление на русскоязычное образование. В этих условиях одни учебные заведения практически отказываются от своей образователь­ной среды, полностью ориентируясь на новые волюнтарис­тские требования властей, продиктованные политической конъюнктурой и часто абсурдные с психолого-педагогичес­кой точки зрения. Происходит революционное, почти одно­моментное изменение образовательной стратегии. В итоге речь уже не идет не только о реальном развитии личности учащихся, а даже избегается постановка вопроса о сильней­шей стрессогенности «новой» образовательной среды. Од­нако ряд учебных заведений оказался способным выдержать подобное давление и сохранить сложившуюся десятилетия­ми образовательную среду. И, как показывает опыт, это за­висит не только от субъективной позиции администрации, а во многом от системной стабильности данной образова­тельной среды в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: