double arrow

Социальная активность образовательной среды


Социальная активность образовательной среды слу­жит показателем ее социально ориентированного созида­тельного потенциала и экспансии данной образовательной среды в среду обитания.

Образовательная среда в одних случаях может высту­пать исключительно в роли социального потребителя, эк­сплуатирующего в процессе своего функционирования те или иные гуманитарные или материальные ценности, ни­чего не отдавая обществу, в том числе и образованных на современном уровне новых его членов, — тогда право­мерно говорить о низкой степени ее социальной активно­сти; в других случаях — она сама производит тот или иной социально значимый продукт, активно его распространя­ет, оказывая таким образом влияние на среду обитания, то есть демонстрирует высокую степень социальной ак­тивности. Таким социально значимым продуктом могут быть не только образованные люди, обязанные своим лич­ностным развитием данной образовательной среде, но также собственно интеллектуальные и материальные цен­ности: общественные инициативы, компьютерные про­граммы, методическая литература, радио- и телепередачи, художественные и литературные творческие произве­дения, сувениры, мягкие игрушки, наконец, овощи и фрукты.




Однако, основной «продукт» образовательной среды — это социально активные люди, стремящиеся творчески из­менять среду обитания в соответствии с теми ценност­ными ориентирами, которые они усвоили в своей образовательной среде. «Сегодня лишь образование ока­зывается тем главным и единственным социальным ин­ститутом, через который только и возможны трансляция и воплощение базовых ценностей и целей развития российского общества. В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений, идеалов и в целом бытия огромных масс людей, именно образование позволяет осуществлять адаптацию к новым жизненным условиям, удерживать процесс воспроизвод­ства социального опыта, закрепить в общественном со­знании и практике новые политические реалии и новые ориентиры общественного развития» (Из Концепции Мос­ковской региональной программы «Столичное образова­ние»).

Практика показывает, что далеко не каждая образова­тельная среда оказывается способной «выпускать» такой социально активный «продукт».







Сейчас читают про: