Книга для родителей и воспитателей

Кэтрин Тейлор

Психологические тесты и упражнения для детей

Книга для родителей и воспитателей

СОДЕРЖАНИЕ

Вступление

Глава 1

ТЕСТ "СКАЗКА"

Глава 2

ТЕСТ "ДЕРЕВНЯ"

Глава 3

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО РИСУНКА

Глава 4

ТЕСТ "РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА"

Глава 5

ТЕСТ "РИСУНОК СЕМЬИ"

Глава6

РИСУНОК ДЕРЕВА

Глава 7

ТЕСТ "ДОМ-ДЕРЕВО-ЧЕЛОВЕК"

Глава 8

РИСОВАНИЕ ПАЛЬЦАМИ

Глава 9

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ ИГРЫ

Заключение

Вступление

Содержание этой книги в основном вращается вокруг понятия "детское творчество". Все, о чем мы здесь будем говорить, опирается на широкий спектр творческой деятельности ребенка. Вы познакомитесь с различными ее аспектами, разными проявлениями, ее смыслом и возможностями. Это в общем. Не вижу смысла пересказывать содержание, с которым вы очень скоро познакомитесь, лучше поговорим о вашем творчестве. Считаете, что здесь не о чем говорить? В целом вы, наверное, правы. В жизни обычных взрослых людей, не обремененных такими проблемами, как персональная выставка художественной фотографии или участие в ежегодном симпозиуме "Лучшие новации в промышленном дизайне", творчества не так уж много. Но в нашем случае многого не нужно.
Вам известно, что обязательной процедурой в ООН является уничтожение всех листов бумаги, оставшихся после совещаний на столах? Догадываетесь почему? Все из-за этих невинных каракулей, которые мы машинально набрасываем на бумаге (или что там у вас под рукой) и на работе, и дома, когда слушаем, думаем, ждем. Мы как будто и сами догадываемся, что в них что-то есть нечто такое... лучше эти бумаги не оставлять, скомкать и выбросить. Нет, разорвать на мелкие кусочки, потом выбросить. Возможно, мы чувствуем, что эти узоры, квадраты и стрелки могут рассказать о нас больше, чем мы бы этого хотели. Как и наши сны, наши каракули наполнены сложными, очень индивидуальными символами, которые отражают наши глубинные желания, страхи, тревоги и потребности. В спонтанных рисунках,
так же как и в произвольных, находит свое отражение наше сознание и бессознательное. "Если вы целый день чистили картофель, то, чиркая ручкой по бумаге, вы можете непроизвольно нарисовать картофелину, но, если в рисунке картофелины угадывается ваша теща - это значит, что здесь проступает ваше бессознательное", считает Роберт К. Берне, автор нескольких книг, посвященных психологическим аспектам рисунков. Таким образом, непроизвольный рисунок часто отражает сложности, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни. Самостоятельно разобраться в своих рисунках достаточно сложно, ведь речь идет о вашем бессознательном. Чтобы в какой-то мере прикоснуться к своему внутреннему миру, воспользуйтесь теми заданиями, которые мы предлагаем вашему вниманию.
1. Основные фигуры. Взгляните на эти фигуры. Какие из них вам нравятся больше, & какие меньше? Перерисуйте эти фигуры на своем листе, расположив их в порядке предпочтения. Пусть крайней слева будет наиболее привлекательная для вас фигура и т.д.

2. Предпочитаемые образы. Вспомните, какие фигуры, какого типа рисунки вы обычно изображаете на бумаге, когда, например, говорите по телефону. Если вам тяжело вспомнить, то положите перед собой лист, возьмите в руки карандаш, максимально сосредоточьтесь над этим вопросом и просто поводите карандашом по бумаге, посмотрите, что у вас получится. Не следует рисовать сознательно или приукрашивать рисунок, главное - естественность и непроизвольность.
3. Поле. Возьмите лист бумаги и начертите на нем восемь одинаковых квадратов, расположив их в два ряда, по четыре квадрата в каждом. Получившиеся квадраты вы должны пронумеровать. Сперва верхний ряд, затем нижний. После этого перерисуйте туда эти фигуры:

После этого вы должны дополнить каждый из рисунков. Дополните существующую деталь, продолжите ее чем-нибудь по вашему усмотрению так, чтобы получился какой-нибудь рисунок.
4. Настроение. Возьмите лист бумаги и начертите еще восемь квадратов. Над каждым квадратом верхнего ряда напишите следующие слова: гнев, радость, спокойствие, депрессия. Над нижним рядом квадратов напишите слова: активность, женственность, болезненность. Над оставшимся квадратом напишите свое слово, означающее какое-нибудь чувство, например: скука, возбуждение, любовь, страх. После этого нарисуйте в каждом квадрате нечто такое, что, по вашему мнению, отражает те чувства, которые перечислены здесь. Это может быть что угодно, но не предметный рисунок и не символ. Нельзя под словом любовь рисовать, например, сердце или цветы, а под гневом - нож или кулак; ничего предметного. Пусть это будут линии, штрихи, узоры, фигуры и т.д. Это должен быть экспрессивный рисунок, пусть вашей рукой водит та эмоция, которую вы пытаетесь изобразить. Вспомните какую-нибудь ситуацию, в которой вы последний раз переживали то или иное чувство. Позвольте этой эмоции овладеть вами, пусть она пробежит по телу и дойдет до кончика карандаша, приводя его в движение. Не стоит что-то выдумывать или планировать - действуйте спонтанно и неожиданно для самих себя. Помните, как в этом задании, так и во всех остальных от вас не требуется демонстрировать свои художественные способности. Здесь нет правильных или неправильных рисунков, главное требование - искренность и спонтанность.
5. Зеркало проблемы. Это задание схоже с предыдущим в том, что вы должны довериться чувствам, а не разуму. Будьте чувствующим существом, не думайте о том, что у вас получится, и не ставьте никаких задач перед собой. Мысленно погрузитесь в себя, прислушайтесь к своим ощущениям, найдите в себе нечто тревожное, беспокоящее, следы какой-то неразрешенной проблемы. Не пытайтесь вспомнить, чем именно вызваны эти неприятные чувства, не пытайтесь выразить проблему в словах. Попробуйте воплотить эти ощущения в каком-то беспредметном образе. Возьмите лист бумаги, нарисуйте рамку, которая станет границей для выражения проблемы, и нарисуйте "образ" вашей проблемы. Изобразите ее так, как вы ее ощущаете изнутри. Рисуйте как вам придет в голову, ничем не ограничивайте себя, здесь не важна ни красота, ни симметрия, ни гармония. Главное в том, чтобы не было конкретных предметов и символов. Если вы посчитаете, что ваш рисунок не совсем точен, можете выполнить другой. Пусть будет несколько рисунков.
Анализ рисунков. Эта информация поможет вам проанализировать свои рисунки. Подойдя к делу со всей тщательностью и серьезностью, вы сможете узнать о себе нечто новое, то, что раньше было скрыто от вас, недоступно вашему сознанию. Но следует учитывать специфику подобной интерпретации. Дело в том, что данные, полученные с помощью ваших рисунков, могут оказаться двусмысленными, неоднозначными, достаточно расплывчатыми, неконкретными. Ваше творчество может иметь большое количество значений, часто противоречивых и скрытого смысла, - все зависит от вашего уникального жизненного опыта. Опирайтесь не только на наши указания и рекомендации, но и на собственную интуицию. Когда вы будете анализировать свои рисунки, постарайтесь взглянуть на них в целом, в совокупности, постарайтесь рассматривать их с точки зрения общей стилистики.
Давление. Если в ваших рисунках заметно сильное надавливание на карандаш, то можно предположить, что вы находитесь в сильном напряжении. Кроме того, это может свидетельствовать об амбициозности или даже агрессивности вашего характера, и, вероятно, о склонности проявлять эти качества в действительности. Слабый нажим может указывать на неуверенную, колеблющуюся, робкую, нерешительную, пассивную личность, но, с другой стороны, это может говорить о гибкости и подвижности мышления.
Качество линий. Преобладание горизонтальных штрихов может означать слабость, осторожность, постоянную обеспокоенность собственной защищенностью или преобладание женственных качеств. Вертикальные линии предполагают самоуверенность, решительность, возможно, повышенную активность. Преобладание кривых линий свойственно женственной или зависимой, конформной личности. Большое количество прямых, жестких штрихов указывает на агрессивность. Постоянные изменения направления штриха означают обеспокоенность. Твердые, уверенные линии означают безопасность, упорство, амбициозность, решительность. Прерывистые, зигзагообразные линии означают чувство беззащитности, медлительность и зависимость. Длинные линии указывают на импульсивный, легковозбудимый характер.
Размер рисунков. Рисунки большого размера предполагают агрессивную, экспансивную натуру, трудности в соблюдении меры. Рисунки малых размеров свидетельствуют о наличии комплекса неполноценности, неадекватности, неуверенности, подавленности, вероятно, о предрасположенности к депрессии.
Расположение на листе. Склонность размещать рисунки в центре листа указывает на нормальную, уверенную личность, чувствующую себя в безопасности. Это самый распространенный способ размещения рисунка. С другой стороны, постоянно повторяющееся расположение такого рода может означать чувство обеспокоенности и скованности, особенно во взаимоотношениях. Расположение рисунков наверху листа - возвышенность чувств, воодушевленность, энтузиазм, высокий уровень оптимизма. Расположение рисунков внизу означает чувство беззащитности, угнетенности и депрессии. Преобладание рисунков на краю листа может означать потребность в одобрении и поддержке, стремление избегать принятия самостоятельных решений.
Форма рисунков. К рисункам 1 и 2. С помощью этих рисунков вы сможете обнаружить разницу между вашими сознательными отношениями и бессознательными устремлениями. Рисунок 1 дает поверхностное представление о вашей личности, а рисунок 2 отражает ваши подсознательные предпочтения. Если между рисунками наблюдаются существенные различия - это говорит о противоречиях между сознательными и бессознательными импульсами. Для того чтобы вы смогли сделать определенные выводы, перечислим основные значения каждого символа. Круг - символ любви, одобрения, чувственности, миролюбия, умиротворенности, дружественности. Квадрат означает, что человек чувствует себя уверенно, в безопасности, отдает предпочтение логическому, практическому подходу к жизни, стремится создать прочную базу. Треугольник символизирует секс и агрессию. Для такого человека важен успех, победа, а не участие, он энергичен и чрезвычайно активен. Кривая, изломанная линия означает творчество и воображение. Эти люди ценят свободу и независимость, отрицают любую рутину, оценивают окружающих по их внутренним качествам, интересуются поэзией, музыкой и другими видами творчества.
Оценив свои ответы по 1 и 2 рисункам, вы можете сделать предположения о различиях в ваших сознательных и бессознательных предпочтениях. При анализе своих рисунков спросите себя: совпадает ли то, как вы расположили фигуры на 1 рисунке с тем, что вы изобразили на рисунке 2? Есть ли какие-то различия? Как вы думаете почему? Считаете ли вы, что обладаете такими качествами, о которых раньше не подозревали? Если да, то что это за качества?
Анализ поля. Задание 3 основано на тесте Вартегга, используемом для исследования личности.
Первый квадрат. Точка в середине символизирует эго и часто соотносится с эмоциональной реакцией на внешние события. Рисунок, который вы сделали, отражает ваш подход к решению проблем. Например, если из точки исходит прямая линия, рисунок показывает достаточную уверенность и гибкость при решении проблем, способность найти несколько подходов к ее решению. Если точка окружена нагромождением линий - это значит, что человек весьма обеспокоен заботой о собственной безопасности, либо, возможно, находится в скованном, зажатом состоянии.
Второй квадрат. Волнистая линия в левом верхнем углу означает движение. В зависимости от того, как вы свяжете с ней свой рисунок, вы проявите стремление свободно двигаться в окружающем пространстве, либо тяготеть к замкнутому, четко организованному пространству.
Третий квадрат. Три вертикальные линии означают амбициозность и энтузиазм. Если человек усиливает и подчеркивает этот символ - это означает, что у него есть четкая ориентация на цель и ясная мотивация. Если он затемняет этот символ - это значит, что он лишен этих качеств.
Четвертый квадрат. Темный квадрат в правом углу символизирует преграду или проблему, с которой необходимо справиться. То, что вы нарисуете здесь, укажет на активный или пассивный стиль в решении проблем.
Пятый квадрат. Две перпендикулярные линии приглашают вас продолжить путь в пространство. То, как вы продолжите их, расскажет о том, что вы из себя представляете. Пересекающиеся линии, напоминающие мечи и молоты, указывают на агрессивность или враждебность. Непересекающиеся линии означают нерешительность, нехватку воли и настойчивости.
Шестой квадрат. Одна вертикальная и одна горизонтальная линии означают единство эмоций и среды в прошлом или настоящем. Они также являются символом отношений между вами и вашими близкими. Уравновешенные штрихи указывают на сбалансированную среду, в то время как противоположное их положение указывает на факторы нестабильности в сознании человека.
Седьмой квадрат. Кривая из точек дает возможность для выражения деликатности, чувственности. В этом рисунке отражается наличие или отсутствие этих качеств.
Восьмой квадрат. Дуга означает убежище. То место или окружение, где человек находит убежище: среди других людей, в работе, в книгах, в тишине, в природе, в материальных благах, в удовольствиях - все это отразится в вашем рисунке.
Чтобы интерпретировать спонтанные рисунки, вы должны задать самому себе следующие вопросы: что было нарисовано и как это было сделано. Важно учитывать, как вы используете пространство, форму, движение, какова сила нажима и т.д.
Настроение. Рисунки, полученные при выполнении данного задания, отражают бессознательную часть вашей личности. В ваших рисунках может присутствовать сходство с тем, что рисуют другие люди, изображая те же эмоции, но должны быть и индивидуальные черты. Как правило, люди связывают чувство гнева с темными, жирными, нервными линиями, подчас выходящими за границы рамки; радость - это плавные, округлые линии, идущие вверх. Депрессия - нечто хаотичное, но спокойное, размещается часто в нижней части пространства. Активность изображается взрывными, резкими рисунками с преобладанием треугольных форм, а женственность выражается округлыми, мягкими линиями. Посмотрите, сколько усилий вы приложили к каждому из рисунков, сколько внимания уделили каждому из них. На что похоже, что напоминает вам тот или иной рисунок, какими словами вы можете описать его. Подумайте, насколько близки вам эти изображения, к которым из них вы чувствуете неприязнь, а какие вызывают у вас чувство близости. Есть ли что-то общее в изображениях разных чувств? Что все это говорит о вашей личности? Какие эмоции вы считаете наиболее выраженными? Не забывайте все, что мы говорили об особенностях рисунка в целом, и учитывайте это при вашем анализе.
Проблема. Этот тест предназначен для того, чтобы предоставить вам возможность получить более точное представление о волнующих вас проблемах. Чтобы начать интерпретацию рисунка, возьмите его в руку и держите перед собой. Всмотритесь в него, подумайте о том, что это - послание вашего бессознательного. Ваша задача - передать это графическое послание словами. Изучите рисунок и сделайте его анализ мысленно или изложите на бумаге. Какое название вы дали бы этому рисунку (одно-два слова)? Спросите себя: как вы интуитивно относитесь к тому, что нарисовали? Есть ли на рисунке что-то, что символизирует вас? Какой его элемент символизирует сердце вашей проблемы? Что представляют собой другие детали рисунка: отдельных людей или даже группы, какие-то предметы, вещи, какое-то окружение? Находите ли вы сходство с другими вашими рисунками, например изображениями различных эмоций? Что вы можете сказать, глядя на рисунок, о своем подходе к проблеме? Видится ли она вам мрачной, огромной, поглощающей, неприступной или вы видите просвет, луч надежды. Вспомните о таких характеристиках рисунка, как размещение на листе и заполнение пространства, может это добавить что-то к анализу вашего творения? Попробуйте перевернуть рисунок - можете ли вы что-то найти в рисунке с этой точки зрения? С какими эмоциями, из числа тех, которые вы изображали ранее, связана в большей степени ваша проблема? Есть здесь что-то от активности или больше связи вы находите с болезненностью и депрессией?
После того как вы всесторонне, без спешки и максимально внимательно проанализируете свой рисунок, отложите его в сторону на некоторое время и вернитесь к нему позднее. Посмотрите, сможете ли вы добавить что-то новое к ранее сказанному.
Это краткое практическое вступление в меньшей степени предназначалось для того, чтобы раскрыть ваше бессознательное или всесторонне описать свойства и качества вашей личности, и в большей для того, чтобы продемонстрировать, что даже незначительные и, казалось бы безобидные вещи, такие, как каракули, сочетания штрихов и линий, могут иметь достаточно глубокое содержание. Это во-первых. Во-вторых, сделать это содержание явным и понятным способен, вероятно, только хороший специалист, но пролить некоторый свет может любой здравомыслящий взрослый. Вот с такой установкой следует подходить ко всему, что будет выполнять и создавать ребенок в процессе своей творческой деятельности.

Глава 1
ТЕСТ "СКАЗКА"

Этот тест можно проводить с детьми младшего возраста, пользующимися крайне простым языком для выражения своих чувств. Благодаря простоте теста, даже неподготовленный человек сможет провести его, следуя инструкциям, приведенным ниже.
Во всех используемых в тесте сказках имеется персонаж, с которым ребенок будет стараться идентифицировать себя. В зависимости от состояния ребенок будет реагировать на описанную в сказке ситуацию нейтрально или, наоборот, эмоционально. Все сказки заканчиваются вопросом, на который ребенок должен дать ответ.
Цель теста состоит в том, чтобы наблюдать за спонтанно возникающими эмоциональными явлениями, которые в поведении ребенка обычно не проявляются, но тем не менее присутствуют в нем.
Данная методика может проводиться дома, в семейной обстановке, поскольку не требует никаких особых условий. Тем не менее не исключено, что вам придется проявить определенную изобретательность, дабы получить желаемый результат.
Несколько советов
Прежде всего, ребенок не должен испытывать страх или тревогу, он должен почувствовать, что тест - это некая игра, похожая на многие другие. Вам также следует выбрать подходящий, удобный момент для проведения теста. Было бы замечательно, если бы ребенок сам попросил вас рассказать ему сказку. Имейте выдержку и терпение, не торопите ребенка с ответами и не спешите комментировать его высказывания; не следует также поспешно переходить от одной сказки к другой.
Если ребенок проявляет тревогу или излишнюю возбудимость, слушая сказку, прервите повествование и попробуйте вернуться к ней позднее или в другой раз.
Точно так же следует поступить, если ребенок проявляет безразличие, рассеянность или невнимательность. По-видимому, вы выбрали не самый подходящий момент.
Обращайте пристальное внимание на тон голоса ребенка, на то, насколько быстро или, напротив, медленно он реагирует, не дает ли он поспешных ответов. Наблюдайте за его поведением, телесными реакциями, мимикой и жестами. Обратите внимание, в какой мере его поведение во время проведения теста отличается от обычного, повседневного поведения; не замечаете ли вы чего-то необычного, нетипичного для вашего ребенка. Согласно Дюсс, такие реакции ребенка и особенности поведения, как просьба прервать рассказ, стремление перебить рассказчика, предложение необычных, неожиданных окончаний историй; торопливые и поспешные ответы, изменения тона голоса, признаки волнения на лице (излишнее покраснение или бледность, потливость, небольшие тики); отказ отвечать на вопрос; возникновение настойчивого желания опередить события или начать сказку с начала, - все это признаки патологической реакции на тест и не исключено - сигналы какого-то психического расстройства. Этот факт вам необходимо будет учитывать при дальнейшем проведении теста и для подтверждения или опровержения полученных результатов обратиться к другим методикам. В любом случае не стоит спешить делать выводы, лучше всего обратиться к специалистам.
Вы также должны иметь в виду следующее. Детям свойственно, слушая, пересказывая или придумывая истории и сказки, искренне выражать свои чувства, в том числе и те, которые принято считать негативными, например агрессию. Некоторые истории могут вызывать у детей страх, но это страх, связанный с удовольствием и возбуждением. Было бы ошибкой считать, что ребенок защищен от подобных эмоций. Напротив, у него время от времени возникает желание вспоминать мрачные и будоражащие воображение ситуации и истории, и это не что иное, как признак психологического здоровья. Естественно, при условии, что это не носит навязчивого характера. Именно излишества должны вызывать у вас подозрение. С другой стороны, если ребенок постоянно выказывает нежелание слушать рассказы, содержащие элементы, вызывающие тревогу и беспокойство, это также может быть признаком психологического расстройства. Избегание сложных ситуаций в жизни - это всегда признак неуверенности и страха, и если страх не является следствием реальной угрозы, то здесь можно говорить об определенном душевном расстройстве.
Данный тест не так прост в интерпретации результатов, как может показаться на первый взгляд. Прежде чем вы обретете достаточный опыт работы с тестом и полученными результатами, не следует считать себя непогрешимыми. Следует помнить, что достойны внимания как положительные, так и отрицательные результаты, и теми и другими вы должны пользоваться в качестве ориентира в процессе непосредственного наблюдения за развитием ребенка, а также при проведении других тестов.
Первая сказка "Птенец"
Цель этой сказки - выявить степень зависимости ребенка от одного из родителей или от их обоих.
В гнездышке на дереве спали птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер. Ветка, на которой держалось гнездо, - сломалась, и гнездышко упало вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенцу?
Какого типа ответы можно считать нормальными. "Он тоже полетит и сядет на какую-нибудь ветку"; "Полетит к маме, потому что испугался"; "Полетит к папе, потому что он сильней"; "Останется на земле, потому что не умеет летать, но будет звать на помощь, и папа (мама) прилетит и заберет его".
Какого типа ответы можно считать патологическими, то есть требующими внимания. "Не умеет летать, поэтому останется на земле"; "Попытается взлететь, но у него ничего не получится";- "Погибнет во время падения"; "Умрет от голода (или от дождя, холода и т.д.)"; "О нем все забудут, и кто-нибудь на него наступит" и так далее.
Позитивные ответы свидетельствуют о том, что ребенок обладает определенной самостоятельностью, способен принимать решения. Верит в собственные силы, может опираться на себя даже в сложных ситуациях. Негативные ответы говорят об обратном. Такой ребенок характеризуется зависимостью от других людей, в первую очередь своих родителей или тех, кто занимается его воспитанием. Он не привык принимать самостоятельные решения, видит опору в окружающих его людях.
В первые месяцы жизни выживание ребенка всецело зависит от тех, кто о нем заботится. Зависимость для него - единственный способ получения инстинктивного удовлетворения.
Жесткая зависимость от матери формируется, когда ребенка при малейшем крике берут на руки. Малыш быстро привыкает к этому и не успокаивается ни при каких других условиях. В дальнейшем такой ребенок скорее всего будет очень привязан к матери, и, даже став взрослым мужчиной, он инстинктивно, бессознательно, будет искать защиты и помощи у матери.
Многое зависит от того, удалось ли ребенку в соответствующий момент личностного развития реализовать свои психологические потребности - в любви, доверии, самостоятельности и признании. Если родители не отказывали ребенку в признании и доверии, то позднее ему удается выработать навыки самостоятельности и инициативы, что и приводит к развитию его чувства независимости.
Есть и другой фактор формирования независимости. В период о 2 до 3 лет у ребенка развивается моторная и интеллектуальная самостоятельность. Если родители не ограничивают активность ребенка, то у него появляется самостоятельность. Как помочь ребенку почувствовать, что он способен на что-то? Психологическая задача этого периода для родителей - отделение и индивидуализация ребенка, которая осуществляется благодаря умению родителей давать ему возможность почувствовать себя "большим". Помощь, поддержка, но не опека, должны стать нормой поведения для родителей.
Некоторые матери, обладающие тревожным и властным характером, непроизвольно привязывают к себе детей до такой степени, что создают у них искусственную или болезненную зависимость от себя и даже своего настроения. Эти матери, испытывая страх одиночества, изживают его чрезмерной заботой о ребенке. Именно такая привязанность, принимая невротический характер, порождает в ребенке инфантильность, несамостоятельность, неуверенность в своих силах и способностях. К подобным результатам может привести и излишняя строгость отца, который не столько воспитывает, сколько дрессирует ребенка, требуя от него беспрекословного подчинения и наказывая при малейшем непослушании.
Вторая сказка "Годовщина свадьбы родителей"
Цель сказки - выяснить, как ребенок видит свое положение в семье, какова, по его мнению, его роль во взаимоотношениях мать - отец; узнать, не испытывает ли он чувство ревности к союзу своих родителей; другими словами, не считает ли он себя обделенным вниманием со стороны родителей из-за проявления ими своих чувств друг к другу. Можно задать дополнительные вопросы, приведенные после сказки.
Отмечается годовщина свадьбы родителей. Мама и папа очень любят друг друга и хотят весело отметить праздник. Они пригласили всех друзей и своих родителей. Во время праздника их ребенок встает и один уходит в сад. Что произошло, почему он ушел?
Типичные нормальные ответы. "Пошел за цветами для мамы"; "Пошел немного поиграть"; "Ему стало с взрослыми скучно, поэтому он решил развлекаться один"; "Ему надоело находиться на празднике"; "Ему сделали замечание по поводу того, как он ест (сидит, ведет себя и т.д.)". Другие ответы, касающиеся скуки на празднике должны рассматриваться как нормальные, поскольку встречаются довольно часто.
Ответы, на которые следует обратить внимание. "Ушел, потому что разозлился"; "Хотел остаться один"; "Ему стало грустно (одиноко)"; "Никто не обращал на него внимания, и он решил уйти".
Если вы столкнулись с такими ответами, вам следует задать дополнительные, уточняющие вопросы, попросив ребенка дать более подробное объяснение. Вполне возможно, что ребенок не захочет продолжать разговор или объяснять свои ответы, а, возможно, внесет некоторые уточнения, которые помогут вам сделать более верное заключение. Уточнения могут быть такими: "Это праздник папы и мамы, поэтому на ребенка никто не обращал внимания"; "Было слишком шумно"; "Ему не позволяли играть"; "Папа (или мама) ни разу с ним не поиграл"; "Ему не дали конфету"; "Другие дети на празднике ему не понравились (или наоборот)"; "Когда в доме праздники, он всегда уходит играть один, ему не нравятся праздники" и т.д.
Без преувеличения можно сказать, что отношения между мужем и женой имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. Недостаток опеки и контроля негативно сказывается на детях. Если родители проявляют к ребенку недостаточно интереса, а забота и внимание носят формальный характер, то такая невключенность ребенка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворенной потребности в любви и привязанности.
А то, что при сильной привязанности супругов друг к другу ребенок вытесняется из семейной общности и остается существом, от которого в их глазах ничего не зависит, - сегодня не редкость.
Игра "Я чувствую…"
Эта игра может пригодиться вам в том случае, если вы посчитаете необходимым более тщательно проработать какую-либо проблему или конфликт, которые были затронуты ребенком в процессе выполнения теста (как в процессе рисования, так и последующей беседе), но в силу каких-то причин не развиты. Если вы сочтете эту проблему значимой и посчитаете полезным рассмотреть ее более подробно, дайте ей какое-нибудь рабочее определение. Например, если проблема ребенка касается его отношений с младшим братом, ее можно назвать "Ссора". Игра начинается с того, что вы просите ребенка нарисовать круг и записать в него все чувства, которые ему известны (рис. 1). Пусть он формулирует их, как ему хочется, так, как он их понимает. Вы в свою очередь помогаете ему найти подходящие слова и ненавязчиво пытаетесь расширить спектр его самоощущений с помощью наводящих вопросов, таких, как: "Если папа обещал сводить тебя в выходные в парк, а сам уехал по делам, что ты чувствуешь?". Разумеется, это касается детей младшего возраста, самосознание которых развито еще очень слабо. После того как эта часть задания будет выполнена, попросите ребенка нарисовать ниже еще один круг и вписать в него определение главной проблемы, в нашем случае это "Ссора". Ниже следует нарисовать еще несколько кругов - по числу участников, вовлеченных в конфликт. У нас это круг "Мама" и круг "Брат"; если ребенок сочтет, что нужно включить еще кого-то - не препятствуйте этому. После этого ребенок должен с помощью перечня известных ему чувств из первого круга описать свои переживания, связанные с участниками этой драмы. Пусть в соответствующие круги будут вписаны те чувства, которые он испытывает по отношению к брату, маме и т.д. Разумеется, главное здесь - не заполнить все круги, а сам процесс, в ходе которого вы

выслушиваете ребенка, обсуждаете с ним его чувства и переживания, научаете его прислушиваться к своим ощущениям, подводите его к пониманию того, отчего возникают те или иные чувства и эмоции, что с ними связано и к чему они приводят в реальности.
Третья сказка - "Ягненок"
Цель сказки - выяснить, как ребенок перенес процесс отнятия от груди. У данной сказки есть второй вариант, который дает возможность прояснить наличие или отсутствие чувства ревности к младшему брату, которого еще кормят грудью.
Первый вариант
Жила-была овца со своим ягненком. Ягненок был большой и кушал травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Но однажды у мамы не оказалось молока, и она не смогла покормить его. Что делать ягненку?
Обычные ответы. "Он будет есть травку"; "Поплачет, а потом станет кушать травку"; "Пойдет к другой овце и попросит у нее молока".
Ответы, на которые следует обратить внимание. "Умрет от голода"; "Уйдет к другой овце и к своей маме не вернется"; "Не будет слушаться маму, потому что она оставила его без молока"; "Будет сильно плакать, и мама достанет где-нибудь молока и принесет ему".
Второй вариант
Жила-была овца со своим ягненком. Ягненок был уже большой и кушал травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Однажды маме принесли другого, совсем маленького ягненка, который кушает только молоко, потому что еще не умеет есть травку. Тогда мама сказала старшему ягненку, что теперь ему придется обойтись без молока, потому что у нее не хватит молока на обоих ягнят, и с этого дня он должен будет есть только травку. Как поступит ягненок?
Типичные нормальные ответы того же типа, что перечислены в первом варианте сказки плюс некоторые другие: "Постарается есть меньше молока и больше травки"; "Сперва он покапризничает, но ему понравится маленький ягненок, поэтому он будет есть только травку" и т.д.
Ответы, на которые следует обратить внимание. Те же, что и в первом варианте сказки плюс некоторые другие: "Он будет есть только травку, но будет очень злиться на маленького ягненка и на маму"; "Постарается прогнать маленького ягненка"; "Притворится послушным, а потом тайком унесет маленького ягненка и снова сможет пить молоко"; "Найдет другую маму для маленького ягненка"; "Будет бить маленького ягненка" и т.д.
Младенец получает питание путем сосания груди, в то же время сами сосательные движения доставляют ему удовольствие. Таким образом, первым объектом - источником удовольствия - становится для него материнская грудь. Кормя грудью, мать закладывает основы психического здоровья своего ребенка. Э. Эриксон писал, что "в это время ребенок живет и любит через свой рот, а мать живет и любит через свою грудь, выражая голосом, мимикой, позой тела готовность сделать все необходимое для ребенка". 3. Фрейд считал, что "сосание материнской груди есть самая важная вещь в жизни ребенка". Поэтому и отлучение от груди он называл "психологической травмой первых дней". То, как ваш ребенок перенес эту психологическую травму, какой след она оставила в его душе, вы можете узнать из результатов данного теста. Мать, конечно, не сможет восполнить то, что утратил ребенок с отнятием от груди, естественным путем, то есть предложив ему свою грудь.
Но компенсировать это в некоторой степени можно, проявляя заботу о ребенке, уделяя ему свое внимание и демонстрируя ему свою любовь и одобрение.
Привязанность к матери, которая первоначально проистекает из инстинкта самосохранения (в частности, необходимости утоления голода), постепенно становится независимым от этого инстинкта, дифференцируется от него. Ребенок хочет находиться рядом с мамой и скучает без нее, даже когда его голод утолен и чувствует себя абсолютно счастливым, если мать занимается исключительно его кормлением и заботой о нем. Но когда появляется младенец, старший ребенок понимает, что мать принадлежит не только ему. Несложно понять, что ребенок смотрит на своих братьев и сестер как на врагов. Он ревнует к ним мать и хотел бы, чтобы их не было. Двухлетняя девочка, отец которой с гордостью показывает ей новорожденного брата и ожидает, что она придет в восторг, просто спрашивает: "А когда он снова умрет?" Одна женщина рассказывает, что, когда она кормила своего ребенка грудью, к ней довольно близко подобрался ее трехлетний сын, вооруженный каким-то острым предметом, и она с большим трудом остановила его, чтобы он не нанес увечье малышу. Можно привести множество подобных примеров. Известно немало случаев, когда двух - и трехлетние дети, оставленные наедине с малышами, наносили им серьезные травмы.
Вот высказывание ребенка о своей младшей сестре, характер которого типичен для подобных ситуаций: "Я надеюсь, что доктор сделает Дороти укол, и ей будет очень больно. И она будет кричать и кричать. А я буду смеяться и радоваться, что ей больно. Я притворюсь, как будто это совсем меня не волнует".
Упражнение "Образ настроения"
Это задание, так же как и следующее, помогает ребенку научиться более тонко различать свои переживания, понимать свой внутренний мир, адекватно воспринимать себя и оценивать свое состояние. Рост и углубление самопонимания поможет ему более точно воспринимать окружающих, их отношение. Таким образом, чем лучше ребенок понимает себя, тем лучше он понимает других и легче устанавливает с ними контакт и взаимодействие.
Ребенка просят нарисовать свое нынешнее настроение или свои чувства с помощью форм, линий, цвета, оттенков и т.д., без изображений каких-либо объектов. Инструкции могут быть разными. Например: "Нарисуй, что ты сейчас чувствуешь (на что похоже твое настроение сейчас)" или "Нарисуй, что ты чувствовал, когда..." (задается некая ситуация, например когда наказали родители).
Позднее можно обсудить с ребенком, как различные цвета и формы передают разное настроение или какие эмоции они вызывают. Например, красный цвет может выражать тревогу, гнев или энергию, а плавные мягкие формы могут быть более успокаивающими, чем угловатые, острые формы. Однако важно помнить, что все описания и характеристики меняются от ребенка к ребенку. Цветам и формам никогда не должны быть заранее предписаны какие-то конкретные настроения или чувства, они не должны как-либо интерпретироваться.
Четвертая сказка "Похороны"
Цель этой сказки - выявить отношение ребенка к членам семьи, не только к родителям, но и сиблингам (единокровным братьям и сестрам). Не испытывает ли он желания смерти кого-либо из них. Нет ли у него агрессивных, деструктивных импульсов по отношению к ним.
По улице идет похоронная процессия, и все люди спрашивают, кто умер. Один человек показывает на один дом и говорит: "Умер человек, который жил в этом доме". Кто же умер?
Типичные нормальные ответы. "Неизвестный человек"; "Дедушка (бабушка) какого-то ребенка"; "Человек, который был очень болен"; "Очень важный человек"; "Старик (старушка)" и т.д. Ответы, на которые следует обратить внимание. "Мальчик (девочка)"; "Папа одного мальчика"; "Мама одного мальчика"; "Младший (старший) брат одного мальчика" и т.д.
Если ребенок еще мал, чтобы точно понимать идею смерти, содержание сказки может быть изменено:
Однажды родители, дедушка с бабушкой, тети и дяди и все дети пошли на станцию и один из них сел на поезд и уехал далеко-далеко, и он больше никогда не вернется. Кто уехал на поезде?
Типичные нормальные ответы не должны включать кого-то из ближайшего окружения ребенка. "Неизвестно кто"; "Никто не уехал"; "Уехал незнакомый человек" и т.д. Может быть назван человек, не являющийся членом семьи, или какой-то дальний, плохо знакомый ребенку родственник. Ответы, на которые следует обратить внимание. Те же, что и в первом варианте, либо относящиеся к какому-нибудь лицу из круга семьи, не названного в рассказе и выбранного ребенком в качестве мишени своей агрессивности.
Эта сказка может прояснить отношения ребенка к родителям и окружающим его родственникам. Известно, что страх наказания и потери любви обычно удерживает ребенка от проявления агрессии как по отношению к взрослым, так и к сиблингам (например, младшему брату). Здесь, в своих ответах, он может выразить свое реальное отношение к ним.
Говоря об агрессии, в данном случае следует иметь фрустрационный характер ее происхождения. То есть ребенок не может стать агрессивным без причины. Не исключено, что причина его враждебного отношения в том, что он столкнулся с некими барьерами, которые препятствуют удовлетворению той или иной его потребности. Это приводит ребенка к состоянию фрустрации. Подвергшись воздействию фрустрации, ребенок реагирует агрессией. Таким образом обнаружив агрессивное, враждебное отношение ребенка к члену семьи, следует задуматься не столько над его поведением, сколько над причиной его возникновения. Чем родители могли способствовать появлению враждебности в характере ребенка.
Следует иметь в виду, что выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у ребенка привычку к подобным действиям.
Что же касается агрессивного отношения ко второму ребенку в семье, то здесь картина более или менее ясна. Будучи некоторое время единственным ребенком в семье, получая всю любовь, нежность и ласку, он не научился делиться и проявлять интерес к другим. С появлением еще одного ребенка возникает борьба с целью добиться любви и внимания своих родителей. Проблема старшего из детей в том, что ему жалко терять то положение, которое установилось в семье, где он какое-то время был полновластным "хозяином". Теперь же он начинает сомневаться, любят ли его по-прежнему родители, будут ли они о нем заботиться, уделять внимание так же, как и раньше. И чтобы избавиться от этих сомнений, ребенок начинает борьбу со своим братом или сестрой, стараясь превзойти его или избавиться от соперника. Поэтому многие исследователи отмечают, что первенцы более агрессивны и эгоистичны. Есть все основания считать ревность малолетних детей серьезным явлением. Она причиняет ребенку столько же страдания, сколько мы испытываем во взрослой жизни, когда в наши отношения с любимым человеком вмешивается нежелательный конкурент. Различие заключается в том, что ребенок более стеснен в своих действиях, чем взрослый, и поэтому единственным воплощением его эмоций является желание. Он желал бы, чтобы его братья и сестры куда-нибудь удалились, он желает им смерти. Для маленького ребенка, еще не разобравшегося, что такое смерть, не существует разницы между смертью человека и просто разлукой с ним. Таким образом, желание смерти братьев и сестер вполне естественно для ребенка. Чем больше он дорожит своей матерью, тем сильнее это желание.
Упражнение "Чувства"
Это упражнение полезно начать с обсуждения того, что представляют собой чувства: как они возникают, зачем они нам, что они нам сообщают и насколько они разнообразны (вспомнить о таких состояниях, как: счастливый, грустный, сердитый, удивленный, надоевший, обеспокоенный). Пусть ребенок нарисует лицо, которое изображает то или иное чувство. Пусть сам определит то, что ему хочется нарисовать. Приемлем любой рисунок: карикатура, мультик, человечки из палочек и т.д.
Спросите: "Почему это лицо грустное (счастливое, удивленное)? Что ты думаешь об этом человеке? Почему? Нарисуй мысле-облако над его головой и подумай, что бы мог сказать этот человек". После чего попросите ребенка нарисовать выражения других чувств.
Пятая сказка "Страх"
Как и в предыдущем варианте, это не сказка в строгом смысле слова. В данном случае это просто вопрос, направленный на исследование детских страхов.
Один мальчик сказал себе тихо-тихо: "Как страшно!" Чего он боится?
Обычные ответы. "Вел себя плохо и теперь боится, что его накажут"; "Прогулял урок в школе, поэтому боится, что мама будет его ругать"; "Боится темноты"; "Боится собаки"; "Ничего не боится, просто пошутил" и т.д.
Ответы, которые требуют внимания. "Боится, что его украдут"; "Боится чудовища, которое хочет украсть его и съесть"; "Боится, что его оставят одного"; "Боится дьявола"; "Боится, что какой-нибудь зверь залезет в кровать"; "Боится, что придет вор и ударит его ножом"; "Боится, что умрет мама (папа)" и т.д. Столкнувшись с подобными ответами, вам следует задать дополнительные, наводящие вопросы, дабы получить от ребенка более детальное описание и объяснение его страхов.
Упражнение "Управляемое чудовище"
Если ребенка беспокоят какие-то страхи, попробуйте разыграть вместе с ним несколько сценок, которые, возможно, помогут ребенку обрести навыки и силы справиться с его проблемой.
Пусть ребенок изобразит на рисунке нечто страшное, какую-нибудь пугающую фигуру. После того как рисунок будет закончен, скажите, что сейчас вы вместе будете делать живого и управляемого монстра. Вы будете материалом для его изготовления, а ребенок - скульптором. Пусть он придаст вам нужную осанку, выражение лица. Если есть возможность - пусть он использует какую-нибудь одежду или аксессуары, чтобы придать вам максимальное сходство с воображаемым чудовищем. Когда монстр будет готов, ребенок становится тем единственным человеком, чьей воли он подчиняется. Без его команды он не может сделать ни одного движения. Ребенок должен давать вам команды, которые вы должны беспрекословно выполнять ("Монстр, оживай!", "Иди вперед", "Принеси мне сок из холодильника" и т.д.). Не разочаровывайте ребенка, пусть он в полной мере испытает власть над придуманным им же чудовищем. Следите за ситуацией: если поймете, что требуются энергичные действия, ведите себя активнее, а если понадобится - изображайте малоподвижную, роботоподобную фигуру. Через некоторое время вы можете предложить самому ребенку побыть чудищем. Пусть в этой роли он проделает то, что его пугает в его кошмарах.
Шестая сказка "Слоненок"
Цель сказки - определить, не возникает ли у ребенка проблем в связи с развитием сексуальности. Более конкретная цель: выявить его отношение к так называемому комплексу кастрации.
Согласно детскому взгляду на сексуальность, пенис есть у всех людей. Столкнувшись с анатомическим различием между полами, мальчик объясняет его кастрацией, которая осуществляется отцом в качестве наказания за сексуальную активность. В результате у него возникает страх быть кастрированным. Девочка же ощущает скорее нехватку пениса, объясняя это несправедливостью.
У одного мальчика был слоненок, очень приятный, с хорошеньким хоботком. Однажды он вошел в комнату и увидел, что у слоненка что-то изменилось. Что у него изменилось и почему?
Типичные нормальные ответы. "Слоненок перекрасился в другой цвет"; "Слоненок вырос и стал большим"; "Слоненок написал в постель"; "Он ушел, потому что ему захотелось погулять"; "Он поранил ногу и ему сделали гипс" и т.д.
Ответы, на которые следует обратить внимание. "У слоненка нет хобота, потому что его отрезали"; "Слоненок вел себя плохо, поэтому у него отвалился хобот"; "Хобот ему мешает, и он не знает, что делать"; "Слоненок умер"; "Вместо слоненка оказалось другое животное" и т.д.
Рекомендуется задать уточняющие вопросы, чтобы ребенок объяснил придуманное им окончание истории, рассказал, в чем заключалось плохое поведение слоненка, за что его наказали, кто мог обидеть слоненка или самого ребенка и т.д.
Каждый ребенок в определенный период начинает играть со своими половыми органами. В этот период его стремление к познанию направлено на изучение различий между полами. Он с удовольствием демонстрирует свои половые органы другим детям и требует того же взамен. Его страсть задавать вопросы, на что часто жалуются родители, зиждется как раз на взаимосвязи проблемы различий между полами и происхождения детей, которую он так или иначе смутно чувствует. К сожалению, та высокая точка развития, которой, во многих отношениях ребенок достиг к этому времени, то есть к четырем или пяти годам, кажется взрослым высшей точкой развития у него дурных привычек. В это время ребенок ведет себя так, будто не существует ничего важнее, чем следование собственным желаниям и инстинктам, в то время как родители пытаются запретить ему проявлять интерес к телу и играть с его частями. Но в раннем детстве эти дарящие удовольствие области тела несут в себе определенное значение. Полученное с их помощью чувственное удовольствие служит подготовкой и предварением будущего полового акта.
Относительно страха кастрации. Он возникает в силу того, что родителям известны только два способа пресечения предосудительного детского поведения. Они могут предупредить ребенка: если не прекратишь сосать большой палец, мы его отрежем; эта угроза с незапамятных времен повторяется в разных вариантах. Смысл всегда в этом один - напугать ребенка нанесением серьезной травмы необходимой и наиболее высоко ценимой части тела, что вынуждало его отказываться от удовольствия, которое она ему доставляла. Или родители могут прибегнуть к другому варианту и сказать: если ты будешь это делать, мы не будем любить тебя, тем самым угрожая ребенку возможностью потери родительской любви. Эффективность обеих угроз обусловлена полным бессилием и беспомощностью ребенка перед всемогущим миром взрослых и его исключительной зависимостью от родительской опеки.
Упражнение "Прошлое - настоящее - будущее"
Это упражнение помогает ребенку выразить то, что он испытал, поделиться текущими переживаниями, а также надеждами и страхами, связанными с его видением будущего. Поскольку понятия "прошлое", "настоящее" и "будущее" достаточно абстрактны, они могут быть сложны для понимания маленьких детей. Важно начать с обсуждения того, что мы подразумеваем под этими понятиями, и продемонстрировать, как мы используем их в обычной речи в таких выражения, как: вчера, сегодня, завтра, в прошлом году, в этом году, в следующем столетии, на прошлой неделе, будущим летом и т.д. После этого попросите ребенка подобрать слова, характеризующие все три времени: прошлое, настоящее и будущее. Пусть он поделится с вами своими представлениями, переживаниями, чувствами и ожиданиями по этому поводу. Это упражнение может также быть очень полезным для работы с детьми, перенесшими психическую травму или подвергшихся насилию.
Седьмая сказка "Песочный замок"
Цель сказки - выяснить отношение ребенка к собственности и его способность к проявлению альтруистического поведения. Рекомендуется проводить с детьми в возрасте от двух до четырех лет. Дети более старшего возраста обладают большим диапазоном поведенческих реакций и могут находить компромиссные решения.
Один мальчик построил из песка большой красивый замок, очень просторный, где мог играть один. Он построил его сам и очень гордился этим. Мама попросила подарить ей замок, потому что он ей понравился. Что сделает мальчик, оставит его себе или подарит маме?
Типичные нормальные ответы. "Немножко поиграет, а потом подарит маме"; "Прежде чем подарить замок маме, покажет его папе (любому другому человеку)"; "Поделит его с мамой"; "Отдаст маме, но иногда будет просить обратно, чтобы поиграть" и т.д.
Ответы, на которые следует обратить внимание. "Захочет оставить себе, потому что замок очень красивый"; "Никому его не отдаст"; "Поиграет, а потом разрушит его"; "Будет играть всегда один"; "Почему он должен отдавать замок маме?" и т.д.
Вместо мамы в рассказе может фигурировать брат (сестра) ребенка. В этом случае ответы ребенка будут касаться его взаимоотношений с сиблингом.
Следует отметить, что представления "мое" и "не мое" развиваются постепенно, параллельно с продвижением ребенка к индивидуальному статусу. Сперва они относятся к телу ребенка, потом к родителям, затем к переходным объектам. Как только у ребенка появляется концепция "моего", он начинает яростно и ревностно отстаивать свою собственность от любых посягательств. "У меня взяли" или "у меня отняли" ребенок понимает гораздо раньше, чем противоположные понятия, то есть тот факт, что надо уважать чужую собственность
Упражнение "Удовлетворение и уверенность"
Сперва небольшое обсуждение; что мы подразумеваем, когда говорим, что мы чувствуем себя уверенными? Что придает нам уверенность, каким образом наше чувство уверенности зависит от других людей? Как должны вести себя люди и как относиться к нам, чтобы мы испытали чувство уверенности? Как вы думаете, в каких ситуациях полезно чувствовать себя уверенным? После этого попросите ребенка создать картинку. Пусть он нарисует себя сильным и уверенным, причем в такой ситуации, которую считает трудной. Попросите ребенка задуматься над такой ситуацией. Что это может быть? Что он может думать при этом? Что он мог бы чувствовать? Что он мог бы сказать себе?
Восьмая сказка "Прогулка"
Цель сказки - выявить проявленность Эдипова комплекса. В какой степени ребенок привязан к родителю противоположного пола и враждебен к родителю одного с ним пола.
Эдипов комплекс достигает своей высшей точки в период от 2,5 до 5 лет. Он проявляется в сексуальном влечении мальчика к матери и в соперничестве с отцом в борьбе за мать, а в случае с девочкой в точности наоборот.
Это задание следует проводить с учетом пола ребенка. Оптимальный вариант, если сказку ребенку расскажет родитель противоположного пола, то есть с мальчиком тест проводит мама.
Вариант для мальчика
Один мальчик пошел гулять в лес с мамой. Они долго гуляли, и им обоим было хорошо. Когда они вернулись домой, то увидели, что выражение лица у папы изменилось. Какое выражение лица было у папы и почему?
Вариант для девочки
Одна девочка пошла гулять в лес с отцом. Они долго гуляли, и им обоим было хорошо. Когда они вернулись домой, то увидели, что
выражение лица у мамы изменилось. Какое выражение лица было у мамы и почему?
Типичные нормальные ответы. "У него довольное лицо, потому что они вернулись домой"; "У него усталое лицо, потому что он был на работе"; "У него было сердитое лицо, потому что они долго не возвращались, и он стал беспокоиться за них"; "Он пришел с работы, а дома никого нет и ужин не готов"; "Он злой, потому что сломалась машина, и он не смог ее починить".
Ответы, на которые следует обратить внимание. "Ему плохо, потому что он заболел"; "Он заболел, потому что они ушли и оставили его одного"; "Он злой, потому что, когда они ушли гулять, они закрыли его дома"; "Он сердитый, потому что хотел пойти с ними, но мальчик и мама его с собой не взяли"; "Он плакал, потому что думал, что они больше не вернутся" и т.д.
До трех лет любовь мальчика к своей матери определяется зависимостью от нее. Но в дальнейшем его любовь приобретает романтический характер, напоминая те чувства, которые испытывает к ней отец. Четырехлетний ребенок может, например, заявить, что он обязательно женится на своей матери, когда вырастет большой. Он абсолютно уверен, что его мать - самая красивая и лучшая женщина на свете. Стремление безраздельно владеть предметом своей любви - матерью - и нежелание ни с кем его делить соседствует с чувством ревности к отцу. Ребенок воображает, что его отец тоже испытывает чувство ревности и раздражения по отношению к нему, и это порождает смешанное чувство любви, ревности и страха. Он пытается вытеснить эти мысли, и, возможно, это становится причиной страшных снов, которые часто мучают мальчиков в этом возрасте. Ребенок ненавидит отца как соперника, который закрепил за собой право обладания материю, который уводит ее из дома, обращается с ней как со своей собственностью и настаивает на общей постели с ней. Но в то же время он любит его и восхищается им, потому что всегда может рассчитывать на его помощь, верит в его могущество и больше всего на свете хочет быть похожим на него. Возникает неразрешимая проблема, заключающаяся в том, что чувства любви и восхищения у него вызывает тот человек, которого он одновременно ненавидит и которому желает смерти.
Позитивная сторона этого феномена в том, что сильные романтические привязанности к матери помогают духовному развитию детей и способствуют развитию здорового отношения к противоположному полу. С другой стороны, благодаря усиленной идентификации с отцом усиливается мужественность характера мальчика.
Девятая сказка "Новость"
Цель сказки - попытаться выявить у ребенка наличие тревожного состояния, невысказанного беспокойства и чувства страха, а также скрытых желаний и ожиданий, о существовании которых взрослые родители могут не догадываться.
Один мальчик вернулся домой с прогулки (здесь возможны различные варианты, из которых рассказчику следует выбрать тот, который будет наиболее близок конкретному ребенку, например: пришел из школы, со двора, где играл в футбол, от своего друга, в гостях у которого он был, и т.д.), и мама ему говорит: "Хорошо, что ты пришел. Мне надо сказать тебе кое-что". Что именно хочет сообщить ему мама?
Типичные нормальные ответы. "Сегодня к нам придут гости"; "Вечером мы пойдем к бабушке"; "Папа принес тебе щенка"; "По радио объявили, что будет гроза"; "Позвонила учительница и сказала, что завтра ваш класс едет на экскурсию"; "Мама хотела, чтобы мальчик сходил в магазин за молоком" и т.д.
Ответы, на которые следует обратить внимание. "Кто-то умер"; "Мама хочет наказать мальчика, за то, что он ушел гулять без разрешения"; "Мама хочет запретить ему играть с соседом с 3-го этажа"; "Мама и папа уезжают"; "Они с папой идут в кино, а его оставляют дома"; "Папа пришел домой пьяный и ударил маму"; "Завтра его поведут к врачу"; "Мама сказала, что пойдет завтра вместе с ним в школу" и т.д.
Десятая сказка "Дурной сон"
Цель сказки. Данная сказка дает ребенку полную свободу самовыражения, что должно стимулировать его к тому, чтобы затронуть здесь важную и актуальную (возможно, самую актуальную) тему. Степень этой актуальности будет выражаться в том, была ли затронута данная тема в предыдущих ответах ребенка. Связав ответы, полученные ранее с реакцией ребенка на эту историю, можно будет получить более объективную картину детских проблем, переживаний и т.д. С этой целью можно попробовать не ограничиваться в данной сказке одним ответом, а с помощью дополнительных вопросов получить несколько его вариантов.
Однажды утром один мальчик внезапно проснулся и сказал: "Мне приснился очень плохой сон". Что увидел во сне мальчик?
Типичные нормальные ответы. "Не знаю, что ему приснилось"; "Сначала помнил, а потом забыл, что снилось"; "Один страшный фильм ужасов"; "Ему приснился страшный зверь"; "Ему приснилось, как он падал с высокой горы" и т.д.
Ответы, на которые следует обратить внимание. "Ему приснилось, что мама (любой другой член семьи) умерла"; "Ему приснилось, что он умер"; "Его забрали незнакомые люди"; "Ему приснилось, что его оставили одного в лесу" и т.д. Следует иметь в виду, что страшные сны снятся всем детям (и не только детям), и в этом нет ничего предосудительного или необычного. Основное внимание в ответах стоит обратить на повторяющиеся мотивы. Если в ответах затрагиваются темы, уже озвученные в предыдущих сказках, значит, вероятно, мы имеем дело с тревожным фактором.
Обращаем ваше внимание на то, что тест следует проводить в спокойной и дружеской атмосфере, не допуская никакой критики или недовольства. Ваше отношение к ребенку должно быть исключительно благожелательным и спокойным. Относиться же к результатам теста следует с определенной долей условности, не воспринимая их в качестве точных данных. Не будучи профессионалом в данной области, сделать правильные и однозначные выводы невозможно. Лучше всего будет принять данные в качестве рабочей гипотезы, неких предположений, которые требуют подтверждения путем дальнейших тщательных наблюдений за ребенком или исследований с помощью других тестов. Если же вы обеспокоены полученными результатами, то следует обратиться за профессиональной помощью или советом к психологу.
Независимо от того, насколько серьезными окажутся полученные результаты, они помогут лучше узнать ребенка, познакомиться с его страхами, волнениями и тревогами. Опираясь на данные, полученные при исследовании, вы сможете более эффективно строить свои отношения с ребенком, скорректировать свое поведение, найти к нему подход. Как показывает мировая практика, даже довольно сложные проблемы с детьми вполне разрешимы при условии создания благоприятного климата общения в семье.

Глава 2
ТЕСТ "ДЕРЕВНЯ"

Это адаптированный вариант теста "Воображаемая деревня", разработанного французским психологом Н. Артуром.
Это занимательный и интересный тест, который опирается на такое понятие, как творческая деятельность.
В своей первоначальной и полной форме это1 довольно трудоемкая и сложная в обработке и интерпретации методика, доступная в проведении только специалистам. К тому же она предусматривает использование стандартных материалов, указанных автором, и статистическую обработку результатов. В нашем случае мы отойдем от таких жестких канонов, поскольку цель обращения к этой методике у нас будет несколько иная. Мы будем использовать легкодоступный материал, общую схему и оболочку теста для интерпретации творческих способностей испытуемых: детей в возрасте от 6 до 11 лет.
Для нас важно, что рисуночные техники и методики, предусматривающие манипулирование или драматическое использование игрушек - то есть те, которым посвящена наша книга, - могут проводиться одновременно и в целях диагностики, и в целях терапии. Мы опираемся на существующее мнение, что подобные методики - это не просто тесты, а "приближение к разуму ребенка". Это техники, дающие ребенку возможность и силу выражать коснуться к его внутреннему миру, дать ему возможность для самовыражения для нас важнее, чем попытка сделать жесткое заключение или вывести диагноз.
Тест заключается в следующем. Ребенку дается задание построить деревню. Для этого ему предоставляют комплект деревянных конструкций небольших размеров, дом, например, чуть больше спичечной коробки. Жестких требований к материалу, который должен быть использован в тесте, нет. Более или менее определенные требования предъявляются к "строительной площадке": это должен быть ящик площадью 80 квадратных сантиметров и глубиной 7 см. Примерный набор предметов, используемых для проведения теста, таков: здание центрального значения - замок, главная усадьба или дворец, церковь (другая постройка общего пользования, например, кинотеатр или клуб), фабрика или другое производственное здание, амбар, школа, три-четыре сарая, дома (четыре крупных, шесть средних и восемь маленьких), материал для постройки оград и заборов, несколько мостиков, транспортные средства (легковые автомобили, грузовики и автобусы), животные (включая собак и кошек), фигурки людей, порядка двадцати (род занятий не имеет значения, мужчины и женщины и дети обоих полов), деревья, несколько киосков или ларьков.
Чем больше предметов, тем лучше. Вы можете использовать не только конкретные объекты: люди, животные, деревья, транспортные средства, но и такой материал, как пластилин, камни, палки и т.д., могут пригодиться даже сломанные предметы; все зависит от доступности тестового материала. Сам автор теста исходил из того, какой материал был доступен в то время, так что вы можете руководствоваться тем же принципом. Несмотря на то что материал может быть достаточно разнообразным, ребенок не должен быть ошеломлен богатством выбора. Весь этот набор предметов помешается в правом верхнем углу строительной площадки.
Суть теста проста - ребенок из всего доступного ему материала должен создать свой мир, опираясь на свой творческий потенциал и фантазию. Мир, который будет отражать его представления о мироустройстве, будет жить по его правилам. Когда все готово, ребенку дается простая инструкция: "Построй деревню". Детям объясняют, что они не ограничены в своих действиях и могут использовать столько времени, сколько захотят. Вы должны постараться создать у ребенка игровое настроение, он должен быть убежден, что это просто игра. Присоединитесь к нему и отмечайте, в каком порядке он использует предложенные ему предметы и все важное, интересное и значимое, что происходит в процессе, работы. Отметьте время начала и окончания теста, а также какие части деревни он закончил в первую очередь.
Обратите внимание, какую область отведенного для постройки пространства предпочитает осваивать ребенок. Условно все это пространство делится на четыре части. Верхний правый угол символизирует сферу будущего, а также социальную сферу, взаимоотношения с окружающими. Ребенок, который признает превалирующее значение социума, ориентирован на окружающий мир, его требования, стремится получить признание и одобрение, начнет строительство именно с этого места. В целом правая половина считается отражением таких аспектов, как вдохновение, обостренное чувство социального, устремленность в будущее, способность ладить с людьми, стремление к новым ощущениям и т.д. Левая половина указывает на обращенность в прошлое, погруженность в себя, приоритетное отношение к личным интересам, даже эгоизм, боязнь перемен, консервативность, инфантилизм. Верхняя часть - это высокие устремления, идеализм, чувствительный характер, ранимость, склонность к искусствам, творческой деятельности, наукам, исследованиям и т.д. Нижняя зона символизирует приземленность, преобладание материальных интересов, работоспособность, стремление к успеху и немедленной выгоде.
Когда ребенок завершает свою постройку, ему задают несколько вопросов, ответы на которые могут дать достаточно много интересной и значимой информации о ребенке. Спросите его:
1) Устал он


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: