Я - подарок для человечества»

Достойный человек не идет по следам других людей.

Конфуций

«Каждый человек - это уникальное сущест­во. И верить в свою исключительность необ­ходимо любому из нас, а тем более лидеру. Подумайте, в чем проявляется ваша исключи­тельность, уникальность. Итак, подумайте над тем, что вы, действительно, являетесь подар­ком для человечества. Аргументируйте свое утверждение, например: «Я подарок для чело­вечества, так как я...»

На первом этапе у вас будет 1 минута для того, чтобы вы могли написать небольшие те­зисы своего выступления перед малой груп­пой. На втором этапе вы объединитесь в ма­лые группы по 3-4 человека (не больше), же­лательно с теми, с кем вы еще не работали в

малых группах. Каждый член малой группы зачитывает свои записи, комментируя их, и отвечает на вопросы остальных участников. На это отводится 5-6 минут. После выступле­ния всех участников малая группа оценивает выступление каждого по заданной схеме.

Максимальный балл - 10 ставится общим решением малой группы тому участнику, ко­торый наиболее глубоко и серьезно проана­лизировал свои особенности. Этот балл мо­жет получить только один из четырех членов малой группы.

8 баллов - ставится члену малой группы, анализ которого менее глубок, конструктивен. Этот балл также может получить только один из участников.

б баллов и 4 балла - ставятся остальным членам малой группы в зависимости от глуби­ны анализа.

Время на обсуждение и распределение мест - 2-3 минуты. Результаты обсуждения и голосования в малой группе оформляются специальным протоколом, где должно быть указано место каждого и должны быть подпи­си всех членов малой группы».

Рекомендации ведущему. У членов группы могут возникать трудности с определением места для каждого че­ловека. В этом случае следует посоветовать участникам четко придерживаться предло­женной схемы оценивания работы каждого. На одном месте (в протоколе) с одинаковым количеством баллов не должно быть 2 или 3 человека, тем более всех четверых. Прин­цип «одно место - один человек» должен быть соблюден неукоснительно. Если малая группа не успела завершить работу за отве­денное время, все участники лишаются оце­нок и каждый штрафуется на 5 баллов.

Вариант проведения этого этюда. После составления тезисов выступления участники по мере психологической готовности высту­пают перед всей группой, рассказывая о своей индивидуальности. Члены группы имеют пра­во задавать любые вопросы, подвергая сомне­нию эту исключительность, требовать аргу­ментов в пользу того или иного утверждения и т. п. Затем группа оценивает выступление участников по 5-балльной шкале, ориентиру­ясь на следующие критерии: а) убедитель­ность выступления; б) его аргументирован­ность. Те участники, у кого с первой попытки не получился положительный результат, т. е. оценка группы - 0, могут еще раз попробо­вать доказать свою исключительность. Те, кто отказался участвовать в этом упражнении, штрафуются на 4 балла.

3. «Стратегия жизни»

Я интересуюсь будущим, потому что собираюсь провести в нем всю свою оставшуюся жизнь.

Ч. Кеттерлинг

«Мы уже заканчиваем свою работу! Что-то изменилось в каждом из нас, каждый сделал определенные открытия и в себе, и в окружа­ющих. Над чем-то мы успели поработать, но этим не заканчивается процесс саморазвития и самосовершенствования. Впереди большая и серьезная работа. Поэтому основная часть этого занятия отводится стратегическому пла­нированию.

Цели, которые вы ставите перед собой, должны быть реальны и достижимы в обозри­мом будущем. Отвечая на вопросы, опирай­тесь на свой жизненный опыт и опыт, приоб­ретенный в группе».

Рекомендации ведущему. На эту

работу отводится примерно 1,0-1,5 ча­са. Затем участники садятся в большой круг и каждый зачитывает то, что он написал. Вариант - участники объединяются в малые группы по 7-8 человек. Группа работает в ре­жиме коллективного эксперта, благожелате­льно оценивая выступление каждого, уточняя, дополняя его планы.

Целесообразно включить музыку, создать спокойную и сосредоточенную обстановку, настроить участников на серьезную работу по прогнозированию своего будущего. Во время индивидуальной работы над предло­женными вопросами ведущий может оказы­вать поддержку тем членам группы, которые в этом нуждаются или сами об этом попросят.

4. «Голосуйте за меня»

Настойчивость и терпеливость - в единстве противоположностей -два козыря успеха.

Восточная мудрость

«Вы уже знаете, что лидер - это независи­мый человек, но он не может игнорировать мнение о себе окружающих людей. Это мне­ние необходимо знать для дела. Давайте еще раз попробуем выборы лидера группы.

Каждый из вас должен подойти к возмож­но большему числу членов группы и задать один и тот же вопрос: «Ты проголосуешь за меня во время выборов лидера нашей груп­пы?» Тот, к кому обратились, может и не отве­чать, ему ведь самому нужно собрать как мож­но больше подписей для себя. Но если он ре­шается ответить на этот вопрос, то нужно да­вать ответ «да», «нет» или «пока не знаю».

Вы принимаете решение, исходя из своих представлений об этом человеке. Решение сразу записывается в бюллетень того участни­ка, который к вам подходил с данным вопро­сом. Не забудьте вместе с ответом получить и подпись опрашиваемого члена группы. Если не будет подписи, то данный ответ не будет засчитан.

На всю процедуру выборов отводится мак­симум 5-7 минут. Затем мы подведем итоги, суммируя полученные ответы. Каждый ответ «да» дает вам 1 балл».

Рекомендации ведущему. Вы зара­нее готовите бюллетени.

Напоминаем, что последний и предпослед­ний члены группы в ранге штрафуются, а все остальные участники заносят полученный ре­зультат в свою ведомость учета. Обязательно сравнить результаты с аналогичными выбора­ми, которые проходили на первом занятии. Повысился ли ранг участника? Набрал ли он больше голосов, т. е. группа считает сегодня его более достойным лидером? Или его резу­льтат ухудшился? Тогда почему?

Все это требует серьезного обсуждения сначала в малых группах, а потом можно это сделать и в составе всей тренинговой группы.

5. «Твое будущее», или Оракул»

Человек стал тем, что он есть, не понимая этого.

Джамбаттиста Вико, итальянский философ

«Вам, наверное, трудно согласиться с ут­верждением итальянского философа. Но если подумать, так часто и происходит. Многие не понимают себя, мотивов своих поступков, причин радости или грусти. Но проведенные занятия дают вам право помочь друг другу осознать процесс становления себя как лич­ности, то есть становиться человеком, пони­мая, что происходит, в какую сторону идти и что делать.

Это последняя процедура тренинга, в ходе которой участники имеют возможность вы­сказать свое отношение ко всем членам груп­пы. Желающий член группы садится на отде­льно стоящий стул и просит всех остальных участников сказать ему о его будущем. При этом стоит выделять отдельно:

а) профессиональное, то есть кем будет этот человек, каким видом деятельности он будет заниматься,

б) личное, то есть кем он будет в личной жизни (семья, дети и т. д.),

в) психологическое, то есть его человече­ские качества.

Стоит определять и хронологические рам­ки, например, будущее через год, через пять лет, через 25 и т. д.

Рекомендации ведущему. Один из возможных вариантов этого упражне­ния - каждый, решивший пройти про­цедуру, решает сам, кто говорит и на какой срок он должен прогнозировать. Вариант

парной работы. В этом случае участники си­дят и работают сначала письменно, отвечая на эти вопросы. Затем они обмениваются на­писанным и уточняют непонятные места или то, что не принимается другим.

6. «Девиз лидера»

Если кто-то мыслит иначе, чем я, он не только не оскорбляет меня этим, но, напротив, обогащает меня.

Сент-Экзюпери, французский писатель

«Каждый человек должен чувствовать себя владельцем огромного состояния, которое за­ключается в его внутренних резервах и спо­собностях. Ведь в жизни решающим является не только коэффициент умственного разви­тия, а убеждение: «Я хочу, я могу, я буду». Поэ­тому старайтесь определить как можно точ­нее, чего вы хотите в действительности и ка­ково ваше жизненное предназначение. Толь­ко когда человек знает, чего он хочет, он мо­жет преодолеть трудности и препятствия, ко­торые неизбежны в пути. И если вашу жизнь определяют слова «Я буду», значит, вы уже на пути к достижению своей цели. Наберитесь смелости и примите окончательное решение, скажите себе: «Я буду».

Великие цели пробуждают в нас большие силы, активизируют внутренние резервы. Пусть о вас говорят окружающие: «Он знает, чего хочет!» Поэтому ваш девиз: «Я хочу! Я мо­гу! Я буду!»

А реализация своих желаний - это и есть настоящий путь к успеху! Успехов вам, буду­щие лидеры!»

7. «Еженедельник»

Все люди по образу жизни либо планктон, либо нектон: одни плывут по течению, другие -против течения.

И.Н. Шевелев

«Надеюсь, что за время занятий вы ощути­ли те преимущества, которые дает системати­ческий учет своего времени, использование еженедельника. Больше никто не будет прове­рять ваше домашнее задание «Еженедельник». Ведите его самостоятельно, помните, что са­мое большое богатство - это время, но оно очень быстро уходит, особенно у тех, кто о нем не заботится».

8. «Автобиография»

Жизнь есть непрерывное осуществление мечты.

Н. Погодин

«У вас есть последняя возможность еще раз внимательно прочитать то, что вы написали о себе. Думайте над тем, что вы будете писать в своей биографии через несколько лет. Пусть вам не будет стыдно за вашу жизнь. А сейчас у вас есть 5 минут - пишите биографию!»

Рекомендации ведущему. На вре­мя этого этюда включите музыку, а по­сле окончания отведенного времени организуйте обсуждение. Каждый желающий может поделиться с группой теми новыми фактами своей биографии, которые он напи­сал в этот раз. Отдайте автобиографии участ­никам.

9. Тест «Твоя информационная культура»

Понятие «культура» означает заботу о людях.

Г. Манн

«Вы когда-нибудь задумывались над тем, что учеба, да и жизнь в целом, - это, преж­де всего, обмен информацией. Насколько эффективно вы умеете использовать получаемую информацию, каков уровень вашей ин­формационной культуры?

На эти вопросы вам поможет ответить дан­ный тест. На каждый из предложенных вопро­сов предлагаются три варианта ответов, из ко­торых следует выбрать один или два, наибо­лее для вас подходящие».

Утверждения:

1. Из своих одноклассников с боль­шим уважением я отношусь к тем, кто:

а) знает все на свете и всегда рассказы­вает о самом интересном и необыч­ном,

б) интересуется чем-то определенным и досконально знает об этом,

в) знает далеко не все, но интересуется многим и легко сочетает свои увлече­ния.

2. Думаю, что в библиотеке:

а) почти ничего, что нужно, никогда не найдешь,

б) далеко не всегда найдешь, что нужно,

в) всегда можно найти, что нужно.

3. Считаю, что каждый специалист должен читать в основном:

а) книги по своей специальности,

б) журналы по своей специальности,

в) книги по смежным специальностям.

4. Информатика в школе должна:

а) помочь только в обучении математике,

б) научить программировать и пользо­ваться компьютером,

в) перевернуть весь учебный процесс.

5. Посещая один и тот же музей:

а) стараюсь каждый раз осмотреть все заново,

б) выбираю что-нибудь интересное,

в) иду к чему-то конкретному.

6. Когда бываю в библиотеке:

а) стараюсь пользоваться каталогом,

б) изредка обращаюсь к каталогу,

в) вполне обхожусь и без каталога.

7. И в учебе, и в жизни стараюсь:

а) сознательно регулировать идущие на меня потоки информации (радио, те­левидение, книги, телефонные разго­воры), выбирая только то, что мне нужно,

б) направлять на себя побольше инфор­мации, чтобы ничего не пропустить,

в) ограничивать количество информа­ции, используя только главное.

8. Я уважаю:

а) в равной степени ученого-теоретика и специалиста-практика,

б) ученого-теоретика,

в) специалиста-практика.

9. Реклама - это дело:

а) очень полезное и нужное,

б) полезное, но далеко не всегда,

в) у нас совершено не нужное.

10. В своем родном городе:

а) с удовольствием буду водить гостя, показывая старину и рассказывая ин­тересные истории, которые знаю,

б) если и буду что-то показывать гостю, то только не старину,

в) предпочту не играть роль гида.

Обработка результатов

Теперь оцените ваши ответы по следую­щим правилам.

От 1-го до 5-го вопроса включительно:

а = 0, б = 5, в = 10 баллов. От 6-го до 10-го вопроса, наоборот:

а= 10, б = 5,в = 0.

Если вы отметили два варианта, то возьми­те среднее арифметическое.

Например, б + в = —-— = 7,5

Затем сложите все полученные цифры, и сумма будет означать уровень вашей инфор­мационной культуры в процентах.

Интерпретация результатов

Меньше 30%. Вам следует основательно подумать над повышением своей информаци­онной культуры. Это становится серьезной помехой в вашем продвижении вперед.

От 35 до 70%. Уровень вашей информаци­онной культуры соответствует вашему возрас­ту. И тем не менее не следует успокаиваться, нужно постоянно работать над собой.

Более 75%. Это свидетельствует об очень высоком уровне вашей информационной ку­льтуры. Вам остается только закрепить уже имеющиеся навыки получения, обработки и

использования информации. Все остальное вы уже умеете и понимаете значение инфор­мации в современном мире. Успехов вам!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: