Психологическая адаптация личного состава ГПС МЧС России к экстремальным условиям деятельности

Начало любой деятельности, а не только протекающей в экстремальных условиях, является для работника сложным и ответственным этапом. На нем происходят существенные изменения функционирования организма, затра­гивающие различные психофизиологические системы, трансфор­мирующие многие жизненные стереотипы. Весь комплекс изме­нений такого рода называется адаптацией.

Понятие «адаптация» от лат. adaptatio — приспособление. Первоначаль­но оно означало приспособление функций организма животных к условиям окружающей среды. Человек как часть животного мира также обладает приспособительными функциями, которые запро­граммированы в генетическом коде как фактор самосохранения. Многие из этих функций реализуются автоматически, без участия сознательных уровней регуляции поведения. В этом случае гово­рят о поддержании гомеостаза (постоянства внутренней среды организма).

Изучению адаптации человека к стрессовым условиям в последнее десятилетие уделяется большое внимание, как врачей, так и психологов и социологов. Это связано, в частности, с увеличением числа экстремальных ситуаций природного происхождения, а также масштабов и числа промышленных катастроф.

Человек, которому часто приходится находиться в трудных ситуациях, способен выработать навыки наиболее адекватных реакций, наиболее правильной мобилизации своих функций. Так, например, начинающий специалист ГПС МЧС России в гораздо большей степени может испытывать страх, растерянность при выполнении своих профессиональных обязанностей, что ведет к снижению качества выполняемой им работы. В дальнейшем постепенно страх, растерянность и прочие негативные проявления становится менее выраженными, происходит адаптация к ситуации

Профессиональная деятельность в экстремальных ситуациях является для человека фактором, нарушающим процессы привыч­ного функционирования, а это требует соответствующей пере­стройки организма при определенном напряжении адаптацион­ных резервов. Профессиональная адаптация — важный этап профессионально­го становления работника, от профессиональной адап­тации надо отличать социально-психологическую адаптацию как приспособление личности к условиям социальной сферы в широ­ком понимании.

В целом человек адаптируется как целостная структура: как организм (физиологическая адаптация), как индивид (пси­хологическая адаптация), как личность (социальная адапта­ция), как субъект труда (профессиональная адаптация).

Комплекс изменений в ответ на неблагоприятное воздействие Г. Селье назвал общим адаптационным синдромом (ОАС), а само состояние человека — стрессом. Этот термин за последние деся­тилетия приобрел настолько широкую популярность, что потре­бовались специальные работы, определяющие рамки данного по­нятия и предлагающие специальные классификации различных видов стресса.

Ежедневная работа личного состава ГПС МЧС России связана с принятием важных решений, от которых может зависеть человеческая жизнь. Даже небольшой сбой в механизме, при помощи которого осуществляется процесс принятия решений, может привести к непредвиденным последствиям. Это может препятствовать оказанию полного объема помощи пострадавшим в экстренной ситуации, и принести ущерб их здоровью. Деятельность личного состава ГПС МЧС Россииосуществляется в условиях близких к экстремальным, а также обладает значительной степенью воздействия на психику и действия персонала.
Человеческий организм может безболезненно переносить различные психологические воздействия, но до тех пор, пока они не станут превышать допустимый уровень и продолжительность. Иначе может произойти нарушение психики, что обязательно скажется на работе важного сотрудника.

Независимо от конкретных форм экстремальных условий деятельности психическая адаптация подчиняется чередованию следующих этапов:

1-й – подготовительный;

2-й – стартового психического напряжения;

3-й – острых психических реакций входа;

4-й – переадаптации;

5-й – завершающего психического напряжения;

6-й – острых психических реакций выхода;

7-й – реадаптации.

Модель адаптации к экстремальным условиям хорошо прослеживается на примере профессиональной деятельности спасателей.

Так на «подготовительном этапе» собираются сведения, позволяющие составить представление об экстремальных условиях, уясняются задачи, которые предстоит решать в этих условиях, овладевая профессиональными навыками, ''вживаясь'' в ролевые функции, отрабатываются навыки, обеспечивающие совместную деятельность, и устанавливается система отношений с другими участниками группы.

Содержание этого этапа с точки зрения адаптации носит в основном познавательный характер. Накапливается определенный информационный запас об условиях предстоящей деятельности. В зависимости от индивидуально-психологических особенностей спасателя, познавательное поведение может носить активно-целенаправленный или же пассивный характер.

Этап стартового психического напряжения можно считать пусковым моментом приведения в действие механизма переадаптации. На этом этапе происходит внутренняя мобилизация психических ресурсов человека для их предстоящего использования в организации нового уровня психической деятельности в экстремальных условиях деятельности, каковыми являются условия ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, где каждый специалист испытывает большие, а порой и предельные нагрузки, выполняя необходимые профессиональные действия.

Чем ближе по времени человек приближается к барьеру, отделяющему обычные условия от экстремальных (''этап стартового психического напряжения''), тем сильнее начинает проявляться психическая напряженность, выражающаяся в тягостных переживаниях, субъективном замедлении течения времени и вегетативных изменениях. В числе причин нарастания психической напряженности при приближении к указанным барьерам четко прослеживаются информационная неопределенность, предвидение возможных аварийных ситуаций и умственное проигрывание соответствующих действий при их возникновении. Исходя из этого, становится ясно, что в ситуации недостаточной востребованности во время несения дежурства, происходит застревание на этапе стартового психического напряжения, что может определять проявление неблагоприятных состояний.

Этап острых психических реакций входа является стадией адаптационного процесса, на которой спасатель непосредственно начинает испытывать на себе влияние психогенных факторов экстремальных условий: дефицит времени; высокие нагрузки (умственные, эмоциональные, волевые, физические); риск; высокая цена ошибки и т.п.

Пребывание в состоянии острых психических реакций ''входа'' может сопровождаться выраженными эмоциональными реакциями, нарушением координации движений (тремор, неконтролируемая дрожь). Эти изменения вызывают сдвиг либо в сторону активации, либо торможения отдельных психических процессов. Влияние особых условий определяется не только объективной сложностью и опасностью рабочей ситуации, но и отношением специалиста к ней – какой смысл она имеет для него, какие у него сформировались способы адаптации к этой ситуации.

Этот этап предполагает два возможных варианта развития адаптационного процесса:

1. Этап переадаптации, или перехода в состояние устойчивой адаптации к условиям экстремальной ситуации. Критериями данного этапа является устойчивая способность адекватно действовать в экстремальной ситуации.

2. Этап неустойчивой психической деятельности, который в свою очередь может привести к глубоким психическим изменениям. Психическая дезадаптация в экстремальных условиях проявляется в нарушении восприятия пространства и времени, в проявлении необычных психических состояний, и сопровождается выраженными вегетативными реакциями. Иными словами, дезадаптация человека есть дезорганизация его психической деятельности и, как следствие, дезорганизация поведения.

При благоприятном развитии адаптационного процесса наступает этап завершающего психического напряжения. Характерным содержанием этого этапа является своеобразная подготовка психики к возвращению в привычные условия. В данном случае, это возвращение в домашние условия, к родным и близким. В этот период вновь появляются симптомы напряженности, тревожности.

Безусловно, объективные факторы являются условиями профессиональной деятельности спасателей, и их стрессогенное воздействие нельзя устранить, но можно минимизировать. Именно для этого и создана система психологического сопровождения профессиональной деятельности личного состава ГПС МЧС России.

Вывод:Успешное выполнение служебной задачи зависит, в первую очередь, от способности пожарного правильно понять и оценить обстановку, т. е от его психических характеристик. Психологические качества пожарного не являются чем – то застывшим. Занятия и тренировки, внутригрупповое взаимодействие и т. д. способны изменить и развить те или иные психологические черты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: