double arrow

Методика обучения упражнениям в равновесии

Равновесие – способность человека сохранять устойчивость во время движения и в статическом положении, является показателем моторной зрелости дошкольника, его готовности к освоению более сложных движений. Упражнения на равновесие способствуют формированию правильной осанки. Упражнения в равновесии проводятся начиная с раннего возраста, но наиболее интенсивно развивается способность к равновесию в возрасте 5 лет.

Способность к равновесию зависит от:

- состояния вестибулярного аппарата;

- функциональной активности организма;

- двигательного опыта.

Средствами, способствующими развитию равновесия, являются движения, выполняемые на уменьшенной и повышенной опоре:

- ходьба и бег по узенькой дорожке;

- на одной ноге;

- остановка по сигналу во время кружения;

- приземление в обозначенное место;

- ползанье по скамейке;

- ходьба на лыжах;

- передвижение на велосипеде.

В равновесии различают упражнения:

1. Статические (стойка на носках, «цапля», «аист»);

2. Динамические.

Сложность упражнений в равновесии зависит от:

- высоты, ширины, устойчивости опоры (качающееся бревно, поднятое на высоте);

- способа движения (ходьба на носках, бег, танцевальные шаги);

- угла наклона плоскости (по приставленной к гимнастической стенке скамье);

- сочетания динамических и статических движений в одном задании: дойти до середины скамейки на носках (приставным, танцевальным шагом), стать, поднять ногу вперед (в сторону, наклониться, присесть); дойти до конца и спрыгнуть (спиной вперед, с поворотом);

- положения рук (на пояс, за голову, в стороны, вверх);

- используемых предметов (корзиночки, мяч, мешочки с песком на голове).

Руководство упражнениями в равновесии должно учитывать подготовленность детей и стимулировать самостоятельность.

В младших группах упражнения носят игровой характер («По дорожке к кукле в гости», «Через лужицы ша-гай, выше ножки подни-май!»). Методические указания должны быть направлены на ощущение уверенности.

В средней группе упражнения усложняются не только количественно (уже дорожка, выше горка), но и меняются способы выполнения и объем упражнений: используются разные способы выполнения упражнений и их чередование (до середины скамейки идем на носках, а дальше обычным шагом; до середины – приставным шагом пятка к носку, дальше прыжками, бегом; до середины – приставным шагом правым боком, далее поворот на 1800 и приставными шагами левым боком).

В старших группах большое внимание уделяется самостоятельности и проявлению инициативы. Усложнение количественное и качественное. Задания могут быть: до середины скамейки пройти на носках, а дальше различными способами самостоятельно («По скамейке передвигаться различными способами, движения нельзя повторять, если его уже выполнял кто-то из ребят»).

Кроме традиционных передвижений по скамейкам и дорожкам нужно использовать разнообразные движения врассыпную – кружения в сочетании с ходьбой, бегом, остановками по сигналу на двух и одной ноге, включая движения с закрытыми глазами: ходьбу бег, прыжки спиной вперед. Способность к равновесию развивается в спортивных упражнениях: ходьбе на лыжах, скольжению по ледяным дорожкам, передвижениях на велосипеде, санках.

Способы организации занимающихся при выполнении упражнений в равновесии:

- поточный (передвижения по дорожкам, скамейкам);

- фронтальный (кружение, статические упражнения).

При выполнении (обучении) упражнений в равновесии должна осуществляться страховка, места занятий должны быть оборудованы гимнастическими матами.

Литература:

1. Кожухова, Н. Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. пособие для студ. фак. дошк. образования высш. пед. учеб. заведений / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Самодурова; Под ред. С.А. Козловой. - М.: AcademiA, 2002. - 316 с.

2. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. - Дошкольная педагогика и психология, Педагогика и методика дошкольного образования / Э. Я. Степаненкова. - 3-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2007. - 365 с.

3. Степаненкова, Э. Я. Физическое воспитание в детском саду: программа и метод. рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Э. Я. Степаненкова. - М: Мозаика-Синтез, 2008. - 95 с.


Сейчас читают про: