Трудности обучения аудированию:
Морозова И.О.:
1) условия коммуникации (шум)
2) лингвистическая сложность материала (фонетические, лексические и грамматические трудности)
3) понимание смысловой стороны
Соловова:
1) условия коммуникации
2) лингвистическая сложность материала
3) индивидуальные особенности источника речи
Миролюбов:
1) особенности аудирования как вида речи и условия коммуникации (однократность предъявления информации, темп речи, адаптация к голос или характеру говорящего)
2) лингвистическая сложность материала (фонетические, лексические и грамматические трудности)
3) смысловая обработка материала (не соответствие возрасту или опыту)
4) социо-культурные особенности страны
5) стилистические особенности текста
Цели обучения аудированию:
- формирование определенных навыков
- развитие определенных речевых умений
- обучение умению общаться
- развитие необходимых способностей и психических функций
- запоминание речевого материала
- развитие слуховой памяти
- развитие слуховой реакции
Особенности аудирования (Зимняя А.А.):
|
|
1) человек предрасположен к аудированию генетически
2) аудирование реализуется в устном общении
3) несмотря на внутреннюю активность аудирование является не инициативным, а реактивным процессом
4) аудирование является рецептивным видом речевой деятельности
5) аудирование является внешне не выраженным процессом внутренней активности
Методист Состинов делает принципиальные различия между аудированием и слушанием:
· аудирование это не просто слушание
· аудирование означает слышать, слушать и понимать
Психологическая структура аудирования:
Побуждающий
Побуждающий уровень объединяет ситуативно-контекстную, стимулирующую, информационную и мотивирующую сферы.
Формирующий
· смысловое прогнозирование
· вербальное сличение
· установления смысла между словами и смысловыми звеньями
· смыслоформирование
· умозаключение или эмоциональное состояние слушающего
3) реализующий (ответные речевые действия на основе установления общего смысла)
Этапы обучения аудированию
Упражнения для снятия лингвистических трудностей при обучении аудированию
Этапы обучения аудированию:
1) определение темы сообщения
2) отделение главного от второстепенного
3) членение текста на смысловые куски
4) установка логических связей между элементами текста
5) выделение главной мысли
6) восприятие сообщения в определенном темпе до конца без пропусков
Трудности понимания иноязычной речи на слух и пути их преодоления