Говорение как вид речевой деятельности. Связь говорения с другими видами речевой деятельности

Говорение:

· диалогическая речь

· монологическая речь

Диалог – форма социально-речевого общения; основа сотрудничества между людьми в процессе совместной деятельности.

Диалог (диалогическая речь) – объединенная ситуативно-тематической общностью и коммуникационными мотивами сочетание устных высказываний, последовательно порождаемых двумя и более собеседниками в непосредственном акте общения.

Речевой акт – единица диалогической речи.

Полилог – коллективный речевой продукт общения, обладающий следующими особенностями (по Шуваловой):

· наличие общего предмета и продуктов деятельности

· распределение функциональных мест между членами группы

· определение позиции и отношения каждого члена группы к предмету деятельности и партнерам

· совокупность отдельных взаимодействий между участниками

Сходство полилога и диалога:

1) комплексность информации

2) сочетание в рамках одного речевого акта и рецепции, и продукции

3) смена коммуникативных ролей

Сходство полилога и монолога:

1) развёрнутость реплик

2) своевременное вступление

Монолог – усеченный диалог.

Монолог – форма речи, которую выстраивает один человек, сам определяя структуру, композицию и языковые средства. (Рогова)

Продуктом монолога является текст.

Свойства монолога (Пасов):

· непрерывный характер

· последовательность и логичность

· смысловая законченность

· коммуникативная направленность

Связь говорения с другими видами речевой деятельности

· умение соотносить акустические (при слушании и говорении) и зрительные (при чтении и письме) образы с семантикой

· умение коррелировать скорость аудирования (чтение) в зависимости от условий восприятия и целевой установки

· умение проявлять гибкость в восприятии и переработке информации в зависимости от трудности речевого сообщения

· умение автоматически применять правила, накопленные в долговременной памяти

· умение пользоваться ориентирами восприятия и порождения речи

· умение преодолевать направленность внимания на артикуляцию

· умение широко пользоваться прогнозированием на уровне формы и содержания и др.

Психологическая характеристика говорения

Цели обучения говорению

Опоры в развитии навыков монологической и диалогической речи

Психологическая характеристика говорения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: