Базовые понятия

Фирсова И.Л., Максимова Е.В.

ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ МАТЕМАТИКИ ДЕТЕЙ С

ПРОБЛЕМАМИ РАЗВИТИЯ.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ РЯДА.

При обучении математике детей с грубыми, часто сочетанными, нарушениями развития педагоги встречаются с целым рядом трудностей.

Чаще всего обучение счету застревает на 3-5: это то количество, которое дети могут взять одним взглядом.

В своей работе по обучению детей с грубыми нарушениями развития мы апробировали разные методики и рекомендации специалистов. Наиболее эффективными и продуктивными оказались рекомендации коррекционного педагога с пятидесятилетним стажем Фирсовой И.Л. Их, адаптированный вариант мы и предлагаем в настоящей программе.

Из нашего опыта работы, по этой методике, с детьми, имеющими трудности в обучении, я заметила: как только у ребенка встает понятие арифметического ряда, у него перестают перепутываться буквы при написании слов, он начинает легче чувствовать, находить и выделять приставки и суффиксы. По-видимому, мы здесь встречается с психологическим явлением переноса понятия из одной области в другую; например, научившись писать рукой, вы можете расписаться и ногой.

Базовые понятия

Понятие ряда является основополагающим при обучении детей математике.

На понятие ряда опирается не только вся математика: арифметика, алгебра, геометрия, но и такие казалось бы далекие от счета науки, как лингвистика (домище, дом, домик, домочек, домушечка; был, забыл, забылся, позабылся, и т. п.), в оптике и живописи – это цветовые ряды; в музыке – гаммы - звуковые ряды; социология - семейные ряды, ряды подчинения и т. д. Понятие ряда – это одно из основных понятий человеческого мышления; и проще всего это понятие становится на числовых рядах.

Сложение, как математическая операция, как операция мышления, опирается на понятие единицы. (Сложение двух кусков глины – это сложение тождественное соединению, слеплению).

Освоив сложение внутри ряда, как математическую операцию, ребенок сможет складывать что угодно: конфеты, деньги, литры и т.п. Если же учить ребенка математике только на основе складывания предметов, то он может на этом застрять (особенно, если это ребенок с проблемами обучения): он, возможно, сможет сложить лишь то, что можно положить на стол, но не сможет сложить литры или реки.

Еще одно важное замечание Оно особенно существенно при обучении детей с особенностями развития. При обучении детей математике, при становление понятия ряда – до того как это понятие встанет ТВЕРДО – двигаться можно только по ряду: пересчитывать что-то, складывать можно только вперед. От 1 до 3, 5, 10 и т. д. Только сложение. Никакого обратного счета, никакого состава числа, никаких соседей числа, никакого вычитания, пока понятие ряда окончательно не встало. Когда ребенок «созреет», обычно это бывает после того, как он освоил прибавление трех, он вдруг сам начинает придумывать примеры на вычитание. Это означает, что ребенок освоился с рядом и начинает с ним играть.

Здесь так же можно привести аналогию с движением. Ведь никому не придет в голову учить ребенка ходить одновременно вперед и назад. Зато, как только он сам стал уверенно ходить вперед, он начнет пробовать и назад походить, и покрутиться, и вбок шагнуть – весело!

Иначе, даже ребенок с нормальным интеллектом, надрессированный на правильные ответы в арифметике, путается при переходе к умножению, к абстрактным задачам, к алгебре.

Понятие ряда само, в свою очередь, опирается на ряд понятий:

- один и много;

- такой же;

- ритмичность.

С них и следует начинать обучение детей математике.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ "ТАКОЙ ЖЕ"

Это понятие мы формируем у детей сразу после того, как ребенок смог выполнить по просьбе взрослого задание: "Покажи... " или "Дай... ".

Мы кладем перед ребенком две игрушки, например машинку и куколку, затем показывает ему другую машинку, точную копию первой, и просим: "Дай такую " или "Дай такую же ", или, проще: "Покажи такую же ". Когда ребенок смог выполнить эти простейшие просьбы, задание усложняется:

- выбор из трех игрушек, из четырех;

- выбор из двух, трех, четырех совершенно одинаковых по форме предметов разных цветов;

- выбор из двух, трех, четырех предметов одного цвета, но разных форм;

- выбор предмета, такого же, как предъявленный, из двух, трех четырех других;

- выбор картинки, такой же, как предъявленная;

- выбор плоскостной фигуры такой же как предъявленная.

(При работе с детьми, имеющими нарушения аутистического спектра, задания на выбор по цвету и форме опускаются. Работа ведется только с целостным образом предмета. Иначе возможно застревание ребенка на выделении цвета или формы, при этом пропадает восприятия предмета в целом.)

ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙ "ОДИН" И "МНОГО"

Эти понятия можно начинать формировать также сразу после того, как ребенок сможет выполнить команду или просьбу: "Покажи" или "Дай".

Мы кладем перед ребенком горстку небольших однородных предметов (пуговички, палочки, бусинки и т. п.) и просим его: "Дай мне - один". Обычно ребенок радостно берет и протягивает столько, сколько захватывает его ладошка. "Нет!" - строим мы недовольную рожицу: "Это - много! Дай мне только один!", и показываем, сколько это - один - протягивая ему один предмет на своей ладони.

Обычно дети быстро осваивают это понятие. А уж если их похваливать или поощрять чем-то более существенным, то это понятие встает за одно - два занятия. Даже у очень сложных для обучения детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: