Используя передаточные отношения трансмиссии заданного автомобиля, строим динамическую характеристику в координатах
, где
- динамический фактор
, (2.15)
где
- сила тяги на ведущих колесах, Н;
- сила сопротивления воздуха, Н.
Сила тяги на ведущих колесах, Н
, (2.16)
где
- крутящий момент двигателя, Н×м (таблица 2.4);
- передаточное число трансмиссии на
-той передаче коробки передач и
– той передаче дополнительной коробки.
Сила сопротивления воздуха движению автомобиля, Н
. (2.17)
Скорость движения автомобиля, м/с можно рассчитать по формуле
. (2.18)
Результаты расчетов сводим в таблицу 2.5.
Таблица 2.5 - Расчет динамических характеристик
| w, 1/c | |||||||||||
, Нм | |||||||||||
Передача 1 ( ) | |||||||||||
| |||||||||||
, м/c | |||||||||||
, Н | |||||||||||
, Н | |||||||||||
| |||||||||||
Передача ( ) | |||||||||||
| |||||||||||
, м/c | |||||||||||
, Н | |||||||||||
, Н | |||||||||||
| |||||||||||
По результатам расчетов выполняется построение графика зависимости
.
3. варианты заданий контрольной работы
Задание на контрольную работу выбирается в следующей последовательности:
1) Заполнить строку обозначение таблицы 3.1.
2) Выбрать модель транспортного средства по таблица 3.2.
3) Выбрать тип дорожного покрытия по таблице 3.3 и записать соответствующее ему значение коэффициента сопротивления качению.
4) Произвести расчеты в последовательности, указанной в разделе 2.
5) Выполнить графическую часть контрольной работы.
Таблица 3.1 – Схема определения задания
| Номер зачетной книжки | ||||||
| Обозначение | A | B | C | D | E | F |
Таблица 3.2 – Выбор модели транспортного средства
| E + F | Модель автомобиля | E + F | Модель автомобиля |
| АЗЛК-2141 | РАФ-2203 | ||
| ВАЗ-2104 | КрАЗ-260 | ||
| ВАЗ-2107 | КамАЗ-5320 | ||
| ВАЗ-2108 | ПАЗ-3205 | ||
| ВАЗ-2110 | УРАЛ-4320-01 | ||
| ГАЗ-24-10 | ЛАЗ-695 | ||
| ГАЗ-31029 | ГАЗ-2705 | ||
| ГАЗ-3307 | ЗАЗ-1102 | ||
| УРАЛ-5557 | ЗИЛ-433360 | ||
| УАЗ-31512 | ГАЗ-66-11 |
Таблица 3.3 – Выбор типа дорожного покрытия
| E | Тип дороги | при =14 м/с | (среднее значение) |
| Асфальтобетонное покрытие в отличном состоянии | 0,014 | 0,014 – 0,018 | |
| Асфальтобетонное покрытие в удовлетворительном состоянии | 0,018 | 0,018 – 0,020 | |
| Булыжная мостовая | 0,025 | 0,023 – 0,030 | |
| Гравийное покрытие | 0,02 | 0,020 – 0,025 | |
| Грунтовая дорога сухая укатанная | --- | 0,025 – 0,035 | |
| Грунтовая дорога после дождя | --- | 0,05 – 0,15 | |
| Песок | --- | 0,10 – 0,30 | |
| Снег укатанный | --- | 0,07 – 0,10 | |
| Цементобетонное покрытие в хорошем состоянии | 0,015 | 0,015 – 0,017 | |
| Цементобетонное покрытие в удовлетворительном состоянии | 0,019 | 0,019 – 0,021 |
Таблица 3.4 – Выбор грузоподъемности автомобиля
| D + F | , кг | D + F | , кг |
| | ||
| | ||
| | ||
| | ||
| | ||
| | ||
| | ||
| | ||
| | ||
| |
* - грузоподъемность автомобиля прототипа, кг.
Таблица 3.5 – Выбор максимальной скорости движения автомобиля
| E + F | , м/с | E + F | , м/с |
| | ||
| | ||
| | ||
| | ||
| | ||
| | ||
| | ||
| | ||
| | ||
| |
* - максимальная скорость движения автомобиля прототипа, м/с.
Таблица 3.6 – Параметры обтекаемости автомобиля
| Автомобили | , Нс2/м4 | , м2 | , Нс2/м2 |
| Легковые: с закрытым кузовом с открытым кузовом | 0,20-0,35 | 1,6 – 2,8 | 0,3 – 1,0 |
| 0,40-0,50 | 1,5 – 2,0 | 0,6 – 1,0 | |
| Грузовые | 0,60-0,70 | 3,0 – 5,0 | 1,8 – 3,5 |
| Автобусы с кузовом вагонного типа | 0,25-0,40 | 4,5 – 6,5 | 1,1 – 2,6 |
| Гоночные | 0,13-0,15 | 1,0 – 1,3 | 0,13 – 0,2 |
)
, м/c
)
при
=14 м/с
, кг
, м/с
, Нс2/м4
, м2
, Нс2/м2