Золотой век» развития автомобилестроения

Лекция 6

1. Автомобили фирмы «Бугатти».

2. Компания «Роллс-Ройс».

3. Искусство автомобилестроения.

4. Грубая сила «Мерседес» спрятанная в утонченности.

5. Начало 50-х – европейская борьба в автомобилестроении.

6. Автомобилестроение в Америке.

7. Автомобили класса «люкс» по-советски.

1 Автомобили фирмы «Бугатти»

Самой значительной новинкой 1914 года стала скромная малютка фирмы «Бугатти», модель «13». Самая прогрессивная в то время, за период между обеими мировыми войнами эта машина стала базовой для всех модификаций «Бугатти», вплоть до модели «59».

Ее создатель – Этторе Бугатти (1881-1947) пошел по пути широкого применения передовых технологий для механической эффективности и облегчения конструкции. Так появился блок цилиндров из алюминиевого сплава и коленчатый вал на шариковых подшипниках, а также распределительный вал в головке цилиндров. Коробка передач отличалась компактностью, шасси – легкостью. В итоге с конвейера фирмы сошел подвижный автомобиль с гарантированной скоростью 100 км/час, управлять которым было легко и приятно.

Автомобиль фирмы «Бугатти», модель «13» финишировал вторым на гонках «French Grand Prix» 1914 года, пропустив вперед лишь величественный «ФИАТ» с 10,5-литровым мотором.

Но настоящую известность в 20-е годы ХХ века Бугатти принесла очередная удачная модель «Type 35 GP», одержавшая более полутора тысяч побед на автомобильных гонках. Это был запоминающийся автомобиль – втянутый «хвост», узкий в форме подковы радиатор. Ее технологически совершенный двигатель с восемью цилиндрами удачно сочетался с коленчатым валом, уложенным на роликовые подшипники. Отлитые из алюминиевого сплава колеса, в которые были запрессованы чугунные тормозные барабаны, выделяли эту модель из общей массы. Характерная трубчатая передняя ось, через которую проходили рессоры, и кузов, укрепленный на раме при помощи множества болтов – вот отличительные особенности конструкции этой машины. Автомобиль прекрасно держал дорогу, благодаря удачному сочетанию технической элегантности и хорошо сбалансированных характеристик управляемости. Именно таким его и запомнили современники.

Непревзойденный, совершенный «Бугатти» 35-й модели. На автомобиле был установлен турбонагнетатель для усиления мощности восьмицилиндрового двигателя.

Концерн «Фольксваген» планирует начать строительство нового современного автомобильного завода во Франции для возрождения легендарной марки «Бугатти». После покупки концерном в прошлом году ряда таких славных марок, как «Бугатти», «Бентли» и «Ламборгини», в серьезности намерений главы «Фольксваген» Фердинанда Пеха уже никто не сомневается. Решение это продиктовано еще и тем, что принадлежащая сегодня «Фольксвагену» компания «Роллс-Ройс» перейдет в 2003 году в собственность «БМВ». В своем последнем выступлении Пех сказал, что завод должен быть запущен в 2002 году и собирать там будут седан представительского класса «ЕВ112», прототип которого был показан на Женевском автосалоне в 1999 года.

«Бугатти ЕВ112» получит новейший 18-цилиндровый V-образный мотор мощностью 555 л.с.

Чрезмерный восторг, вызванный моделью «35» справедливо затмил остальные модели «Бугатти» – они были более невыразительными, чем это можно было представить, учитывая репутацию этой широко известной марки. Ведущие автомобильные критики того времени разнесли в пух и прах первую конструкцию «Бугатти» с восьмицилиндровым мотором, модель «30» выпуска 1922 года, назвав его «весьма посредственным автомобилем» – неэстетичным, шумным и слишком медлительным.

Однако эта неудача не остановила великого инженера. Взлеты и неудачи «Бугатти» всю историю фирмы чередовались с потрясающей быстротой. В 1927 году мир увидел экстравагантный «Бугатти Type 41» (легендарная модель «Royale»), с двигателем рабочим объемом 12,8 литра.

Следующий автомобиль – и опять успех. Наиболее соответствующей запросам автомобилистов 30-х годов стала модель «46» (мини-«Royale»), поражающая своей роскошью. Ее репутация упрочилась, когда на машину поставили двигатель с наддувом рабочим объемом 5,3 литра.

Но, не смотря на популярность «46» в конце 30-х годов чувствовалось, что «Бугатти» заметно уступает конкурентам по техническим показателям, потеряв тем самым спортивную ориентацию. Однако это не помешало фирме в течение последующего десятилетия производить великолепные дорожные машины. Легендарная «Бугатти Type 43», с гоночным двигателем от «35B», открыла путь первоклассным автомобилям, например, модели «Type 55», развивающей скорость до 177 км/час и снабженной великолепным открытым двухместным кузовом обтекаемого силуэта, разработанным сыном великого инженера – Жаном Бугатти. Автомобиль оснащался компрессорным двигателем с восемью цилиндрами, расположенными в ряд: рабочий объем - 2,3 литра, два верхних распределительных вала, 130 л.с. Машине, по свидетельству прессы, требовалось 13 секунд, чтобы разогнаться с места до 100 км/час. Все перечисленные выше характеристики и сегодня делают эту модель наиболее значительной среди созданий «Бугатти».

Что касается класса легковых автомобилей, то модель «46» (мини-«Royale») постепенно видоизменилась в «Бугатти Type 50», а менее притязательная модель «Type 44» в 1930 году уступила место «Бугатти Type 49», с двигателем рабочим объемом 3,3 литра и одним верхним распределительным валом. Этот автомобиль завоевал признание прессы, получив титул самого изысканного из всех дорожных моделей «Бугатти». Однако в 1943 году она уступила первенство другой выдающейся машине марки «Бугатти» – «57»-й модели (с двигателем рабочим объемом 3,3 литра и двумя верхними распределительными валами).

Эта машина стала стратегической – ее появлением «Бугатти» фактически объявил о своем решении делать ставку на единственную модель. И действительно, вплоть до начала Второй мировой войны на основе «Бугатти Type 57» была выпущена целая серия модификаций – с нагнетателем или без него, с разной степенью форсировки мотора и с захватывающими дух модерновыми кузовами. Одна из самых ярких модификаций семейства «57» – автомобиль-купе «Атлантик», с алюминиевым кузовом и клепаным наружным швом в виде гребня, тянущегося от лобового стекла до заднего бампера.

Жан Бугатти был лихим автогонщиком. Спортсмены заводской команды за глаза называли его не иначе как «Жан Бесстрашный». Один из них, Рене Дрейфус, писал в своих воспоминаниях: «Жан был сорвиголова, каких мало; дай ему волю, он наверняка стал бы чемпионом мира, но отец, хорошо зная его натуру, строго-настрого запретил ему выступать за заводскую команду и вообще участвовать в гонках... Водителем-то он был превосходным и скорость чувствовал отлично, да слишком уж любил рисковать там, где это было совсем не нужно».

Отцовское сердце чуяло беду, но отвести руку судьбы не дано никому в мире. 11 августа 1939 года, Жан Бесстрашный погиб на знакомой ему до последнего камешка горной дороге неподалеку от завода, обкатывая новый гоночный автомобиль.

Однако изящная упаковка уже не способна была скрывать устаревшие конструкции – изжившая себя зависимая рессорная подвеска передних колес и отсутствие гидравлического привода тормозов. Вскоре и сам Этторе Бугатти утратил интерес к конструированию автомобилей, особенно после гибели Жана Бугатти в 1939 году в автомобильной катастрофе.

После Второй мировой войны выпуск автомобилей класса «люкс» резко сократился, что привело «Бугатти» к финансовой катастрофе. Как ни странно, но именно эта фирма в первые послевоенные годы попыталась применить современный подход при создании своих новых моделей. В 1947 году на автомобильной выставке в Париже была представлена новая модель «Бугатти Type 73» с четырехцилиндровым мотором рабочим объемом 1488 см3. При довольно устаревшем стилистическом решении каплевидного кузова-«купе» и зависимой подвеске передних колес, в «Бугатти Type 73» чувствовалась готовность фирмы к массовому производству малолитражных спортивных автомобилей с форсированными двигателями.

Но судьба распорядилась по-своему - в августе того же года умирает Этторе Бугатти, а его семья не смогла запустить в производство автомобиль на заводе в Молсхайме, хотя в начале 50-х годов там удалось собрать несколько экземпляров модели «Type 101», которая по сути являлась «перелицованной» моделью «Type 57» и оказалась неконкурентоспособной, поскольку была неинтересной по дизайну и откровенно устаревшей в техническом отношении.

Эттоpе Бугатти, как и Луи Рено, обвинили в сотрудничестве с фашистами в годы Второй мировой войны. Но он так просто не сдался – потащил своих обвинителей по судам, вплоть до самой высшей инстанции, и доказал, что все обвинения против него – сущая напраслина. Тяжба с властями подорвала его здоровье – он умер от сердечного приступа 21 августа 1947 года, вскоре после того, как суд полностью его оправдал.

В восьмидесятые годы среди «ультраавтомобилей», стремящихся преодолеть барьер 322 км/час, вновь всплывает знакомое имя фирмы. Обновленная «Бугатти» создает малопривлекательную машину с четырьмя турбокомпрессорами на двенадцатицилиндровом двигателе – «V12». По мнению специалистов, прежняя «Бугатти» наверняка содрогнулась бы, увидев, какой монстр носит ее прославленное имя.

Очередной взлет имени «Бугатти» произошел в 1998 году, когда права на использование этой марки приобрела фирма «Фольксваген». Дебютировавший во Франкфурте среднемоторный автомобиль «Бугатти EB 18/3 Широн», наконец-то, полностью соответствовал духу своих легендарных предшественников, на что, кстати, недвусмысленно намекает и фамилия в названии: Луи Широн – наиболее удачливый заводской гонщик 20-30-х годов

В «Бугатти EB 18/3 Широн» легко угадывается рука Джорджетто Джуджаро, но на сей раз ему ассистировал сын Фабрицио, успешно миновавший стадию подмастерья. И дело не только в общей архитектуре кузова, не вызывающей никаких нареканий, а в очаровательных мелочах, как бы наложенных «поверх» стилистического почерка отца. Здесь и отказ от хрома, и простые 20-дюймовые колеса, и зеркала на двойных кронштейнах, и оригинальные дверные ручки, и необычно узкие фонари, и, конечно, огромное «демонстрационное» стекло, открывающее полированную головку двигателя.

«Родство» с «Бугатти» также умело подчеркивается подковообразной, стилизованной «под старину» решеткой радиатора, формой боковых окон, подштамповкой на капоте и ставшим уже традиционным цвет «голубизна Лазурного берега».

Возможно именно с «Фольксвагеном» имя «Бугатти» обретет вторую жизнь...

2 Компания «Роллс-Ройс»

В 1906 году автомеханик из Манчестера Гарри Ройс и сын миллионера Чарльз Роллс основали компанию по выпуску автомобилей высшего класса. Первая модель марки «Роллс-Ройс» по цене 395 фунтов стерлингов стала популярной сразу же после появления на свет. Однако производство в городке Кру никогда не было массовым. Две тысячи экземпляров в год – вот типичный объем выпуска для машин, стоимость которых в наши дни доходит до 600 тыс. долларов. Кстати, 75% всех «Роллс-Ройсов» изготовленных за более чем 90-летнюю историю компании, еще на ходу.

Созданный в 1906 году, непревзойденный шестицилиндровый автомобиль модели «40/50» стал звездным часом его конструктора Генри Ройса (1863-1933). Элегантный, но не слишком дорогой, он выделялся среди других марок удивительной изысканностью, благодаря логичным техническим решениям и высочайшему качеству материалов и сборки. Механические детали этой модели до сих пор удивляют своей долговечностью, а надежность, проверенная в различных испытаниях, считалась легендарной: будучи участником пробега Лондон-Эдинбург-Лондон в 1911 году, великолепный «Роллс-Ройс Сильвер Гоуст» преодолел дистанцию только на высшей передаче, при этом средний расход топлива составил 11,6 л на 100 км. Замеры максимальной скорости, произведенные на Бруклинском треке, дали результат 125,9 км/час. Так «Сильвер Гоуст» оказался впереди всех конкурентов, поэтому его выпуск продолжался вплоть до 1925 года, и только в самые последние годы появились признаки устаревания модели.

В 1925 году на смену нашумевшему «Сильвер Гоусту» (модель «40/50») пришел «Фантом I», получивший улучшенную приемистость, благодаря новому двигателю с верхними клапанами, установленному на прежнем шасси «40/50».

Примечательно было то, что «Роллс-Ройс» стал самым роскошным автомобилем своего времени, одновременно сохраняя свою спортивную сущность. Это частично объяснялось тем, что его сбалансированные пропорции исключали неуклюжесть, а также спортивными успехами автомобиля на «Alpine events» 1913 года. Не случайно Британские вооруженные силы в Первую мировую войну отдали предпочтение шасси «Сильвер Гоуст» как базовому для бронированных автомобилей. Не многие высококлассные автомобили могли похвастать подобной универсальностью.

В 1929 году ее сменила более совершенная, в инженерном смысле, модель «Фантом II» – ее двигатель был на 20% мощнее своего предшественника и представлял собой моноблок, соединенный воедино с четырехскоростной коробкой передач. Модель была снабжена новым шасси, освобожденным от устаревших кантилеверных задних рессор.

Внешний вид автомобиля с первого взгляда вызывал разочарование: он казался громоздким и неповоротливым, однако на поверку развивал скорость не менее 129 км/час. Следуя эстетическим запросам своих клиентов, фирма в 1931 году создала новую модель – «Фантом II Континенталь» – использовав последние достижения в кузовостроении. Машина опиралась на короткобазное шасси и была оснащена более мощным двигателем. С выходом в свет модели «Континенталь» «Фантом II» занял твердые позиции среди автомобилей класса «люкс».

Каждый цех завода «Роллс-Ройс» скорее напоминает лабораторию или операционную. Кузов перед покраской обрабатывают не менее четырех дней. Даже еще не покрашенный, он выглядит уже добротным и элегантным. А после покраски в 24 слоя это уже шедевр. И полируют его четыре дня. И только вручную. И 20, и 30, и 50, и 70 лет кузов «Роллса» не нуждается в новой окраске и полировке.

«Роллс-Ройс» прекрасно понимал, что в экономической ситуации 20-30-х годов нельзя делать ставку на единственную сверхдорогую модель, даже пользующуюся столь высоким спросом - это не давало гарантий выживания. Поэтому в 1922 году фирма представила на суд заказчикам небольшой автомобиль «Бэби Роллс-Ройс». Он был оснащен шестицилиндровым мотором рабочим объемом 3,1 литра, с верхним расположением клапанов и мощностью 20 л.с. Первоначально машина была снабжена закрытым кузовом или кузовом с откидным верхом. Позднее он был перестроен в «фаэтон», что сделало ее дешевле и повысило спрос.

Продолжая вводить в конструкцию автомобиля всевозможные усовершенствования, «Роллс-Ройс» сделал «Бэби» основной моделью, и не ошибся – с течением времени она стала превосходить «Фантом» по объемам продаж, не роняя при этом престижа, завоеванного маркой «Роллс-Ройса».

Сборка комплектующих в цехах «Роллс-Ройс» ведется очень тщательно и только в масляной среде. Это позволяет избежать загрязнения деталей возможной пылью. Хотя пыли в этих цехах не бывает.

Отличительный признак «Роллс-Ройса» – кожаные сиденья, потолок, обшивка дверей. На одну машину уходит от 12 до 18 бычьих шкур. Перед обшивкой исследуется каждый миллиметр кожи на предмет выявления недостатков.

«Роллс-Ройс» узнаваем издалека по своему радиатору, похожему на древнегреческий храм. Изготовляют радиатор, как и все остальное, вручную. И только по одной ячейке радиатора в день. Полируют радиатор не менее трех дней. И тоже вручную.

Безупречная репутация и гарантированная стабильность дала компании возможность в 30-е годы, когда многие крупные фирмы стремились ко все большей экстравагантности и одновременно с этим многие из них, не выдерживая конкуренции, уходили в небытие, сохранить свои лидирующие позиции на автомобильном рынке.

Когда период становления автомобильного бизнеса был закончен и экономическая паника пошла на спад, определяющую роль в развитии автомобилестроения стал играть прогресс в конструкции автомобиля и его технологии.

Параллельно с «Бэби» «Роллс-Ройс» начинает выпуск очередной разновидности «Фантомов» – «III». Автомобиль получает двигатель с рабочим объемом 7340 см3, и впервые на нем устанавливается независимая подвеска передних колес. С появлением этой модели, устойчивой дороге и механически сбалансированной, с узлами и агрегатами соответствующими качеству «Роллс-Ройс», фирма становится лидером в производстве автомобилей класса «люкс».

В 1931 году «Роллс-Ройс» приобретает обанкротившуюся фирму «Бентли», и до нашего времени его автомобили с маркировкой «Бентли» пользуются устойчивым спросом у знатоков.

После Второй мировой войны «Роллс-Ройс», в который уже раз, продемонстрировал свое великолепное чутье и умение ориентироваться в изменениях автомобильного рынка, отказавшись от производства сверхдорогих довоенных автомобилей и обратившись к разработке модели с двигателем рабочим объемом 4,5 литра и цельнометаллическим штампованным кузовом. Опираясь на популярность «Бентли», была запущена в производство модель «Мк VI».

Многочисленные изобретатели и рационализаторы много раз предлагали фирме «Роллс-Ройс» внедрить сварочные агрегаты для сварки радиатора, станки для обрезки кож, приспособления для механической полировки и шлифовки. Но все эти предложения были отвергнуты, так как не отвечали главному принципу фирмы – ручному изготовлению автомобиля.

На основе «Mk VI» родилась модель «R-type» с двигателем рабочим объемом 4,5 литра, которая, в свою очередь, открыла дорогу новым моделям с кузовом понтонного типа – «Бентли R-type SI» и «Роллс-Ройс Сильвер Клоуд», появившимся в 1955 году и к 1959 году получившим восьмицилиндровый двигатель. Машины получились очень привлекательные, и по техническим характеристикам, и по дизайну. Они принадлежали к классу седанов для владельца-водителя, в отличие от эксклюзивных лимузинов «Сильвер Wraith» («Серебряный Призрак»), которыми всегда правил наемный шофер.

Восьмидесятые годы ознаменовались появлением еще одного техническим новшества – принудительного наддува. Число машин с использованием турбонаддува начало неуклонно расти - в гонку включился даже консервативный «Роллс-Ройс», не говоря о других автомобильных магнатах. Его «Бентли Mulsanne Turbo» стал, по мнению знатоков, одним из лучших седанов в мире, даже по сравнению со знаменитым «Мерседес-Бенц 600SEL».

В настоящий момент фирма «Роллс-Ройс» принадлежит группе «Vickers», выполняющей заказы британского Министерства обороны. Вложив 40 миллионов фунтов, «Vickers» сумела несколько реформировать производство в Кру. Новинка 1999 модельного года – «Силвер Seraph», проектировалась уже с применением компьютерных технологий. На заводе был даже установлен настоящий тихоходный конвейер, так что рабочим теперь не приходится перемещать полусобранные автомобили на ручных тележках. Правда, рационализация коснулась только неквалифицированного труда, а сама сборка по-прежнему осуществляется вручную.

И, тем не менее, сделанного оказалось совершенно недостаточно для выживания компании «Роллс-Ройс». Для создания новых моделей требуются вложения в размере не менее 200 миллионов фунтов, а такой уровень инвестиций группа «Vickers» не в состоянии себе позволить. Поэтому неслучайно «Роллс-Ройсу» был подобран новый хозяин – концерн «БМВ», выплативший 340 миллионов фунтов.

Через неделю после визита представителей «БМВ» неожиданно объявились и представители «Фольксваген», предложившие за «Роллс-Ройс» уже от 360 до 380 миллионов фунтов. Но хозяином «Роллс-Ройса» стал все же «БМВ». Дело в том, что для новых моделей англичан «БМВ» поставляет около 30% комплектующих. Под капотом «Сильвер Seraph» работает двигатель «БМВ V-12» объемом 5379 см3. Разумеется, это налаженное сотрудничество было бы немедленно прекращено, если бы «Роллс-Ройс» достался «Фольксвагену».

«Роллс-Ройс» пока держится «на плаву». В 1997 году прибыль компании, несмотря на мизерное количество проданных автомобилей (1800 штук), составила 45 миллионов долларов при обороте в 500 миллионов. Но в случае неудачной экономической ситуации такой объем может запросто упасть вдвое, и тогда «Мерседес» не упустит своего шанса захватить лидерство в наивысшем и самом престижном из всех существующих классов автомобилей – «люкс».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: