Понятие и система ценовых методов

Одной из основных характеристик рыночной экономики является свободное установление цен хозяйствующими субъектами различных организационно-правовых форм на производимые ими товары, выполняемые работы и оказываемые услуги. Ценообразование представляет собой процесс формирования цены на товар или услугу.

Методология едина для всех уровней установления цен. Основные положения и правила не меняются в зависимости от того, кто и на какой срок устанавливает цены. Методология является необходимой предпосылкой создания единой системы цен, действующей в экономике конкретной страны. Важным составным элементом методологии являются принципы ценообразования.

Принципы ценообразования - этопостоянно действующие основные положения, характерные для всей системы цен и лежащие в её основе.

Главными принципами ценообразования являются:

1) Научная обоснованность цен – необходимость учёта в ценообразовании объективных экономических законов. Сбор и анализ информации о спросе, издержках, уровне цен, макро- и микрорыночных показателей.

2) принцип целевой направленности цен – определение конкретных экономических и социальных задач, которые должны решаться с помощью цен, например проблемы социальной защиты населения или проблемы целевой ориентации цен на освоение новой, прогрессивной продукции, повышение её качества. Целевая направленность цен изменяются на каждом этапе развития экономики.

3) принцип непрерывности процесса ценообразования проявляется в следующем. Во- первых, в своем движении от сырья до готового изделия продукция проходит ряд этапов (например, руда- сталь – прокат и т.д.), на каждом из которых она имеет свою цену. Во- вторых, в действующие цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием с производства устаревших товаров и освоением новых. С развитием конкуренции этот процесс становится все более динамичным.

4) принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен состоит в том, что государственные органы обязаны их контролировать. В основном этот контроль распространяется на продукцию и услуги предприятий-монополистов: газ, нефть, цемент, электроэнергия, услуги автотранспорта).

Принципы ценообразования могут быть реализованы на основе разработки и применения соответствующих методов. Принципы и методы тесно связаны между собой и образуют методологию.

Методы ценообразования – это конкретные способы формирования цен на товары и услуги. Система этих методов схематично представим на рис. 3.

Методы ценообразования разделяют на три основные группы: затратные, параметрические и методы стимулирования сбыта продукции). Такое деление основывается на существовании двух базовых концепциях ценообразования – затратного и рыночного подходов.

Рис.3. Система ценовых методов (методов ценообразования)

2. 2. Расчётные методы ценообразования

Суть расчётных методов состоит в том, что они базируются главным образом на учёте внутрипроизводственных условий фирмы. В результате использования методов данной группы фирма определяет желаемый уровень, не скорректированный в полной мере с учётом требований реальной рыночной конъюнктуры.

В рамках расчётных методов принято в первую очередь рассматривать затратные методы.

Методы затратного ценообразования предполагают определение цены товара исходя из издержек и прибыли.

Главные функции специалиста по ценообразованию в условиях затратного подхода- участие в создании совершенной системы учета затрат обоснование величины прибыли в составе цены товара.

1.2 «Метод полных (совокупных) затрат» полнее калькулирует цену производства. Он основан на определении себестоимости суммы всех прямых и косвенных затрат в расчёте на единицу продукции. Перечень статей затрат, их состав и методы распределения по изделиям устанавливаются НК РФ ст.25 и конкретизируются отраслевыми инструкциями по планированию, учету и калькулированию себестоимости единицы продукции. Для определения цены полученная величина полных затрат увеличивается на величину прибыли, которая может определяться как абсолютная величина, но чаще определяется через норматив рентабельности к издержкам – определяемую в процентах к средним полным издержкам производства единицу продукции (себестоимости) ставку удельной прибыли в цене товара.

,

Р- цена товара;

С – себестоимость (средние полные издержки единицы товара);

r – норматив рентабельности к полным издержкам.

Пример 1. Полные затраты на производство составляют 3000 руб., норматив рентабельности 15%, т.о. цена товара составит 3450 руб.=3000х(1+ 0,15).

Считается, что метод отнесения на себестоимость товара постоянных расходов является произвольным. В качестве базы распределения постоянных затрат могут быть выбраны прямые затраты на материалы, оплата труда производственных рабочих, объём выпуска продукции. Выбор той или иной базы распределения приводит к различным суммам постоянных расходов, включаемых в себестоимость, следовательно, цены на продукцию могут значительно отличаться в зависимости от выбранного способа.

Ценовой метод совокупных издержек – метод формирования цен на основе всех затрат, которые вне зависимости от происхождения списываются на единицу того или иного изделия. Данный метод используют фирмы, положение которых близко к монопольному и сбыт продукции гарантирован.

Таблица 2.

Формирование цены по методу полных затрат

(руб.)

Основные элементы цены Изделие
А В С
Прямые издержки, всего В т.ч.: Оплата труда основных производственных рабочих, начисление на ФОТ Сырьё, материалы Прочие прямые затраты Косвенные расходы      
Итого издержек Прибыль Рентабельность продукции (прибыль к издержкам), % Выручка от реализации (цена изделия)     8,5

Главное достоинство метода совокупных (полных) издержек заключается в его простоте. Основой определения являются реальные издержки производителя на единицу продукции, к которым добавляется необходимая фирме прибыль. Кроме того, данный метод позволяет установить предел цены, ниже которого она может опускаться лишь в исключительных случаях.

Однако данный метод имеет существенные недостатки. Во-первых, он отражает традиционную ориентацию главным образом на производство и в меньшей степени- на рыночный спрос. Во-вторых, использование этого метода не позволяет выявить резервы снижения затрат и в полной мере учесть все факторы, влияющие на цену.

2) Ценовой метод полных (нормативных) затрат позволяет формировать цены на основе расчёта затрат по нормам с учётом отклонений фактических затрат от нормативных и проводить пофакторный анализ издержек. Отклонения от стандартов анализируются по причинам, их вызвавшим.

Так, если цены на сырьё и материалы для А, возросли на 5%, а расход относительно нормы снизился на 8,6%, отклонение +10руб. (табл. 3):

250 + 250 х 5: 100 = 262,5 руб. т.о. по данному изделию получен перерасход относительно стандарта в размере 262,5 – 250 = 12,5 руб.

В результате экономии сырья и материалов затраты снизились:

(262,5 – 262,5 х 8,6: 100) = 240 руб., т.е. получена экономия 262,5 – 240 = + 22,5 руб. Тогда отклонение + 10 руб. можно представить как сумму отклонений:

-12,5руб. полученного в результате изменения цен, и +22,5 руб., полученного в результате изменения норм.

Таблица 3

Формирование цены по методу полных (нормативных) затрат

(руб.)

Основные элементы цены Изделие
А В С
Стан- дар Откло- нение Стан- дар Откло- нение Стан- дар Откло- нение
Прямые издержки, всего В т.ч.: Оплата труда основных производственных рабочих, начисление на ФОТ Сырьё, материалы Прочие прямые затраты Косвенные расходы   +20 -40 +55 -5 +10   +5 -15 +5 +15 -10   - 30 - 75 +60 -15 +20
Итого издержек Прибыль Выручка от реализации (цена изделия)   +30 +30 -   -5 -5 -   -10 -10 -

Метод полных (нормативных) затрат обеспечивает непрерывное сопоставление затрат и финансовых результатов вне зависимости от изменений эффективности производства, отклонений в загрузке производственных мощностей. Этот метод имеет большой потенциал с точки зрения ценообразования, такие цены на рынке будут конкурентоспособными, поскольку отражают не только индивидуальные особенности фирмы, но и приемлемый уровень эффективности производства.

Наиболее сложный элемент системы стандартных (нормативных) затрат – определение стандартов затрат. Для этого необходимо детально изучить рынок, технологию, производство и т.д. стандарты должны быть привязаны к производственному плану, достижимому уровню эффективности и масштабу производства.

Достоинство метода стандартных (нормативных) затрат состоит в возможности управлять издержками по отклонениям от норм, а не по их общей величине. Отклонения по каждой статье периодически соотносятся с финансовыми результатами, что позволяет контролировать не только затраты, но и прибыль.

3) Метод прямых затрат – метод формирования цен на основе определения прямых затрат. Добавленная стоимость определяется как разница между выручкой от реализации и прямыми издержками. Маржинальный доход идёт на покрытие накладных расходов, а остающаяся разница представляет собой прибыль.

Данный метод называют методом формирования цен по сокращённым затратам.

Таблица 4.

Формирование цены по методу прямых затрат

(руб.)

Основные элементы цены Изделие Итого
А В С
Выручка от реализации (цена изделия) Прямые издержки, всего В т.ч.: Оплата труда основных производственных рабочих, начисление на ФОТ Сырьё, материалы Прочие прямые затраты Косвенные расходы        
Итого прямых затрат Покрытие (маржа) Рентабельность по сокращенным затратам (прибыль к пр. издержкам), % Косвенные расходы Прибыль        

Основное достоинство данного метода заключается в возможности выявить наиболее выгодные виды продукции. Поскольку косвенные издержки не меняются в результате изменений выпуска объёма продукции. Поэтому, чем выше разница между ценой изделия и суммой сокращённых издержек, тем больше покрытие (валовая прибыль) и рентабельность. Таким образом, косвенные расходы должны покрываться за счёт валовой прибыли. По данным таблицы 4, валовая прибыль равна: 290+370+420= 1080 руб.

Косвенные затраты составляют 190 + 310 + 350 = 850 руб. Чистая прибыль составляет 1080 – 850 = 230 руб.

Использование ценового метода прямых издержек позволяет формировать цены с учётом оптимальной загрузки производственных мощностей и получения максимальной прибыли. Выявляются изделия, вносящие больший вклад в валовую прибыль фирмы. В условия рыночных отношений фирма может построить программу производства т.о., чтобы более рентабельные изделия заменили менее рентабельные.

При расчёте цены методом предельных издержек учитываются только те затраты, которые можно непосредственно отнести на производство данного изделия. Данный метод вносит в процесс ценообразования элементы экономического анализа. Он используется при планировании и контроле прибыльности.

Формирование цены по методу нормативных прямых затрат

Таблица 5.

Основные элементы цены Изделие
А В С
Стан- дар Откло- нение Стан- дар Откло- нение Стан- дар Откло- нение
Прямые издержки, всего В т.ч.: Оплата труда основных производственных рабочих, начисление на ФОТ Сырьё, материалы Прочие прямые затраты   +20 -40 +55 +5   +5 -15 +5 +15   - 30 - 75 +60 -15
Прибыль Выручка от реализации Рентабельность (прибыль к пр. издержкам), %   +20 -   +5 -   -30 -

Метод (нормативных) прямых затрат позволяет управлять сокращенными издержками по отклонениям, принимать меры для повышения рентабельности.

Распределение косвенных затрат

а) Распределение косвенных расходов «традиционным» методом

Таблица 6

№ 1/1 Показатель Изделие Примечание
А Б
1. Прямые издержки - всего      
2. в т.ч. з/та основных производственных рабочих      
3. Ставка распределения косвенных затрат 0,7495 0,2505 Пропорционально з/те осн.рабочих
4. Косвенные затраты – всего,  
5. Косвенные затраты на единицу продукции     стр.4 х стр.3
6. Полные затраты     стр.1 + стр.5
7. Планируемая цена оптовая производителя (без НДС)      
8. Прибыль     стр.7 - стр.6
9. Рентабельность продаж, %     стр.8: стр.7 х 100

Одним из наиболее распространенных способов распределения косвенных расходов является распределение их пропорционально заработной плате производственных рабочих, представленный в таблице 6..

Распределение косвенных затрат методом АВС в сравнении с традиционным более точно отражает разнесение накладных расходов.

Распределение косвенных расходов методом АВС

Таблица 7

№ 1/1 Показатель Изделие Примечание
А Б
1. Прямые затраты- всего      
  Косвенные затраты, всего    
  Пул затрат: выполнение заказов   Табл. 7
4. Количество заказов, шт.    
  В т.ч. заказы на производство изделий А и Б, шт.     Табл. 7
6. Ставка распределения затрат по пулу: выполнение заказов 54,93 стр.3: стр.4
7. Распределение затрат по пулу: выполнение заказов 1373,13 823,88 Стр.6 х стр. 5
8. Пул затрат: содержание оргтехники   Табл. 7
9. Время работа оргтехники, ч.    
10. В т.ч. время работы оргтехники при производстве А и Б, ч     Таб. 7
11. Ставка распределения затрат по содержанию оргтехники 8,33стр.8:стр.9  
12. Распределения затрат по содержанию оргтехники 599,76 399,84 Стр.11 х стр. 10
13. Пул затрат: переналадка оборудования   Табл. 7
14. Количество переналадок, шт.    
15. В т.ч. кол-во переналадок при произ-ве изделий А и Б, шт.     Табл. 7
16. Ставка распределения затрат по переналадке оборудования 75,00 Стр.13:стр.14
17. Распределения затрат по переналадке оборудования 225,00 300,00 Стр.16хстр.15
18. Пул затрат: аренда и содержание помещений   Табл. 7
19. Площадь помещений, кв.м.    
20. В т.ч. площадь помещений, используемых для производства А и Б, кв.м.     Табл. 7
21. Ставка распределения затрат по аренде и содержанию помещений 18,098 Стр.18:стр.19
22. Распределения затрат по аренде и содержанию помещений 5610,38 3438,62 Стр.21хстр.20
23. Полные затраты 20854,3 10672,3 Стр.1 + стр. 7 + Стр.12 + стр. 17 + Стр.22
24. Планируемая оптовая цена товара без НДС      
25. Прибыль 5145,73 -872,34 Стр.24-стр.23
26. Рентабельность продаж, % 24,67 -8,17 Стр.25:стр.24х100

Группировка косвенных затрат по функциям

Таблица 8

№ п/п Пул затрат Сумма, у.д.е. База распределения Изделие
А Б
  Выполнение заказов   Количество отработанных заказов, шт.    
  Содержание оргтехники   Время работы оборудования, ч.    
  Переналадка оборудования   Количество переналадок, шт.    
  Аренда и содержание помещений   Площадь, кв.м.    
  Итого косвенных затрат    

Вывод. Распределение косвенных затрат методом АВС показал, что товар Б является убыточным а не прибыльным, как показывает расчет, осуществленный традиционным способом распределения косвенных затрат.

5) Анализ безубыточности решений в ценообразовании.

Любое предприятие стремится установить цену, которая обеспечит ему желаемый объём прибыли. Здесь важное значение имеет определение оптимального количества произведённого продукта. Данный метод ценообразования требует от предприятия рассмотрения разных вариантов цен, их влияния на объём сбыта, необходимый для преодоления уровня безубыточной работы предприятия и получения целевой прибыли. Необходим также анализ вероятности достижения безубыточности при каждой возможной цене товара. В основе метода лежит подбор цен с точки зрения обеспечения заданной прибыльности и определение точки безубыточности.

Точка безубыточности- (g0) – это минимальное количество продукции, при продаже которого выручка полностью покрывает затраты.

Возможны следующие соотношения фактического (прогнозного) объёма продаж и точки безубыточности.

1. Если фактический или прогнозный объём продаж безубыточному – предприятие не имеет ни прибыли, ни убытков, но полностью покрывает затраты:

gф = g0, N= 0.

, где

р – цена товара;

а- совокупные постоянные издержки за период;

b – удельные переменные издержки.

2. Если фактический или прогнозный объём продукции меньше точки безубыточности – предприятие будет получать убытки:

gф < g0, N<0.

Причины могут быть внутренние (недостаток производственных мощностей) или внешние (низкий спрос).

3. Если фактический объём продаж больше точки безубыточности – предприятие будет получать прибыль:

gф = g0, N>0.

Количество продукции (g), которое необходимо реализовать для получения целевой прибыли, можно определить по формуле

Прибыль рассчитывается с учётом всех расходов и отчислений, производимых за её счёт. Для использования этого метода необходимо оценить предполагаемый в течение планируемого периода объём выпуска продукции, оценить полные затраты при различных объёмах выпуска товара, а также определить прибыль, необходимую для обеспечения жизнедеятельности предприятия и выплаты всех обязательных платежей.

Пример. Удельные переменные затраты по производству линолеума составили 100 руб. за 1 м2, постоянные – 300000 руб./мес.. Цена, по которой продается линолеум составляет 150руб.1 м2. Для того, чтобы покрыть все затраты, необходимо продать 6000м2 линолеума. 300000: (150-100) = 6000 м2. Если удастся продать больше 6000 м2 линолеума- получим прибыль, если меньше- убыток.

Торговая фирма продает в настоящее время 6000 м2 линолеума по цене 150 руб./м2 , постоянные издержки за период равны 300000 руб../мес. Менеджер по продажам предлагает снизить цену на 10%. Определим в каком случае следует принять данное предложение.

В данном примере точка отсчёта характеризуется следующими показателями:

Р1 – начальный уровень цены (фактическое или прогнозное решение);

g1 – начальный объём продаж; (фактическое или прогнозное решение);

b1 – начальный уровень переменных издержек;

p1-b1 – начальный уровень величины покрытия (валовой прибыли) на единицу продукции;

(p1-b1) g1 – начальный уровень величины покрытия (валовой прибыли).

Логично поставить в качестве нижнего предела для принятия данного решения условие неизменности прибыли по сравнению с базовым периодом, т.е.

(p1-b1) g1 = (p2-b2) g2

В количественном выражении мы будем иметь

В результате решения уравнения получим g2

8571 м2 = 300000: 150-(150*10%)-100;

8571 – 6000 = 2571;

2571: 6000 х 100 = 42,9%.

Следовательно, при снижении цены на 10% экономические показатели производителя сохранятся на прежнем уровне в том случае, если объём продаж увеличится на 42,9%. В условиях конкурентного рынка такое увеличение объёма продаж достаточно проблематичен.

Затраты, выручка

выручка

совокупные издержки

постоянные издержки

 
 


6000 м2

Рис.4. График безубыточности

Пример.

Торговая фирма продает в настоящее время 6000 м2 линолеума по цене 150 руб./м2, постоянные издержки за период равны 300000 руб. Менеджер по продажам предлагает повысить цену на 10%. В каком случае следует принять данное предложение.

(p1-b1) g1 = (p2-b2) g2

В количественном выражении мы будем иметь

В результате решения получим g2 = 4615,4 м2 = 300000: (165-100);

4615,4 – 6000 = -1384,6 м2;

-1384,6: 6000 х 100 = -23,1% - процентный уровень изменения объёма продаж.

Следовательно, при повышении цены на 10% прибыль фирмы сохранится на прежнем уровне в том случае, если объём продаж снизится на 23,1%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: