Характеристика специфических законов организации

Специфические организационные законы выражают устойчивые, необходимые, существенные связи, обеспечивающие взаимодействие отдельных сторон, явлений самой организации. К этой группе можно отнести следующие законы:

· информированности и упорядоченности;

· пропорциональности и композиции (гармонии);

· развития;

· самосохранения организации;

· синергии;

· определяющей роли объекта по отношению к субъекту управления и возрастающего влияния последнего на организацию;

· постоянного повышения активности членов организации и постепенного перехода к саморегулированию.

Специфические организационные законы тесно связаны с общесоциологическими и экономическими, они являются их дополнением и продолжением. В то же время их роль постоянно возрастает, они приобретают все большую относительную самостоятельность. Так, например, закон определяющей роли объекта по отношению к субъекту управления и возрастающего воздействия последнего на организацию является специфически организационным. Однако его действие полностью обусловлено общесоциологическим законом соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил.

Закон синергии основан на процессах взаимодействия частей системы, сопровождающихся кооперативным эффектом, всецело обусловленным процессами самоорганизации. Он выражает содействие, сотрудничество, самоорганизацию и эффект от данных факторов.

Закон развития гласит, что каждая организация стремится достичь наибольшего потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла. Развитие - это необратимое, закономерное, направленное изменение организации. Различают две формы развития:

эволюционную, связанную с постепенными количественными и качественными изменениями;

революционную, характеризующуюся скачкообразным переходом организации из одного состояния в другое.

Выделяют также два вида развития:

прогрессивное, когда осуществляется переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному;

регрессивное, как деградация, переход к изжившим формам и структурам.

Прогресс и регресс выступают в единстве. Без регресса нет прогресса, и наоборот. Господствующей является прогрессивная тенденция. Применительно к организации в целом всякий прогресс в некотором отношении является регрессом, так как закрепляет односторонность и исключает возможность развития во многих других направлениях. На практике прогресс в одном направлении зачастую в качестве условия предполагает регресс в некоторых других направлениях. Регрессивные изменения представляют собой временные отклонения от общей линии развития и охватывают отдельные частные, производные стороны.

Реформа организации - это е д и н с т в о и борьба количественных и качественных, прерывных и непрерывных, прогрессивных и регрессивных изменений. Именно такой подход может дать правильное ее определение как целостного процесса.

Развитие организации обусловлено объективными и субъективными факторами:

· потребностями и интересами человека и коллектива в целом;

· изменениями внешней и внутренней среды;

· научно-техническим прогрессом;

· состоянием глобальной экономики и экологии;

· старением различных элементов организации;

· творчеством, инициативой, опытом, профессионализмом членов организации.

Закон развития опирается на ряд правил (принципов). Среди них можно назвать принципы

непрерывности;

цикличности;

инерции (запаздывания);

эластичности;

стабильности.

Успешное развитие организации может незаметно привести к крупным проблемам, таким как:

* следование системе специальных форм и процедур при принятии решений;

* весьма разбухший, в ряде случаев крайне централизованный аппарат управления;

* большое количество совещаний и заседаний;

* делегирование полномочий и ответственности не вниз, а вверх, из одного отдела в другой.

Руководителям организации важно знать о возможных проблемах успешного развития и иногда двигаться назад, к более простым формам и методам работы.

Закон самосохранения гласит, что каждая организация стремится выжить, сохранить себя и использует для достижения этого весь свой потенциал. Важно на всех стадиях функционирования организации оценивать уровень ее самосохранения, формировать энергию удержания.

В жизненном цикле каждой организации были ситуации, когда она оказывалась на грани банкротства. Одни успешно выходили из нее и восстанавливали свою репутацию, другие на этом завершали свой путь. В настоящее время подобное мы наблюдаем во многих организациях.

На жизнеспособность любой организации оказывают влияние внешние и внутренние факторы, определяющие величину и направление воздействий.

К внешним факторам относятся:

экономическое и политическое состояние общества;

развитие науки и техники;

конкуренты, положение на рынке;

налоговая, ценовая и финансово-кредитная политика государства;

демографическая ситуация.

К внутренним факторам можно отнести:

миссию и цели организации;

ценности и принципы ее деятельности;

эффективность использования ресурсов;

технический и технологический уровень;

профессионализм и компетентность персонала.

Хорошо поставленная аналитическая работа в организации позволяет раньше распознать надвигающуюся опасность, своевременно отреагировать на нее; уменьшить неприятности или избежать их.

Закон пропорциональности и композиции (гармонии) является также объективным законом организаций, которые стремятся сохранить все необходимые элементы, находящиеся в заданном подчинении, пропорции, взаимодействии. В этом его суть. Гармония - это:

· системное начало, которое объективно и не зависит от воли и желания человека;

· связь, стройность, соразмерность;

· порядок и организованность;

· наличие совокупности элементов, процессов и их соотносительность, пропорциональность;

· естественный эволюционный процесс, происходящий на всех уровнях иерархии организации;

· приспособленность для совместного существования.

Из закона пропорциональности и композиции вытекают принципы, среди которых можно назвать

· принцип планирования, который связан с выработкой целей организации и набором конкретных задач, с механизмом их выполнения;

· принцип координации, обеспечивающий отслеживание стратегических, текущих и оперативных изменений и внесение необходимых корректив в механизм выполнения;

· принцип полноты, который требует выполнения всего набора функций, определения их веса и значимости в конкретный период развития организации.

Суть закона информированности и упорядоченности состоит в том, что чем большей информацией о внутренней и особенно внешней среде располагает организация, тем большая вероятность ее устойчивого функционирования. Из данного закона вытекают следующие важные положения, которыми необходимо руководствоваться при управлении организацией:

· информированность членов организации после достижения определенного уровня переходит в компетентность;

· наличие устойчивого канала поступления информации повышает вероятность поступления нужных сведений, при этом их неопределенность снижается;

· гармоничное развитие всех элементов организации и есть определенная упорядоченность;

· важное значение приобретает организация повышения квалификации сотрудников, внедрение передовых информационных технологий, автоматизированных рабочих мест;

· используя характеристики информации: полноту, достоверность, своевременность, ценность, конкретность - можно создать хороший информационный ресурс своей организации.

Из закона информированности и упорядоченности вытекают следующие принципы:

краткости изложения;

сочетания текстов, графиков, таблиц и формул;

соответствие уровня изложения информации уровню ее потребителя;

эмоционального воздействия на потребителя;

наличия механизмов обработки и ответа;

срока жизненного цикла информации.

Главная сторона закономерной взаимосвязи объекта и субъекта управления состоит в первичности производства, то есть объекта управления, который оказывает основное влияние на цели и характер управления.

Возрастающее обратное влияние управления на объект связано с относительной самостоятельностью управленческой сферы организации. Являясь функцией общественного производства, одной из его подсистем, управление в то же время обладает целостностью, имеет свою структуру и законы развития. Усиление самостоятельности и обратного воздействия на производство - это одна из важнейших закономерностей функционирующей системы управления. В условиях радикальной экономической реформы эта закономерность проявляется наиболее полно.

Зависимость управления от производственной сферы находит свое выражение в главной задаче управления: развивать производство, обеспечивать его непрерывное и эффективное функционирование.

Усилия людей, как правило, направляются на реализацию наиболее актуальной задачи. По мере решения она может отодвигаться на второй план, ее важность, актуальность - снижаться. На смену ей приходят другие проблемы и задачи. Такова диалектика взаимосвязи между объектом и субъектом управления в любой организации.

Одной из основных закономерностей функционирования и развития организаций является демократизация, повышение активности членов организаций, постепенный переход к самоуправлению. С одной стороны, участие человека в управлении организацией представляет собой одно из необходимых условий его всестороннего развития. С другой - эффективность, компетентность этого участия, глубина самоуправления зависят от личности, ее подготовленности, развитости.

Основными путями практического осуществления демократизации, самоуправления являются:

* активизация работы всех демократических форм, общественных организаций, усиление их реального влияния на положение дел в организации;

* превращение акционеров в подлинных хозяев предприятий;

* углубление рыночных отношений, самоокупаемости и самофинансирования;

* органическое сочетание единоначалия и коллегиальности, усиление контроля за деятельностью руководителей снизу;

* развитие гласности, критики и самокритики.

Чтобы умело налаживать и поддерживать отношения взаимопонимания в организации, развивать общественную активность ее членов, самоуправление, руководителям, на наш взгляд, нужно

* поддерживать и защищать своих подчиненных, проявлять о них заботу, отстаивать их интересы, поощрять и распространять положительные начинания;

* доверять людям, привлекать исполнителей к разработке планов, их выполнению и контролю, создавать такие условия, чтобы подчиненные чувствовали себя полноправными членами организации;

* использовать ум и опыт членов коллектива для улучшения своей деятельности, знать, что некоторые работники стремятся стать неформальными лидерами, и не подавлять этого желания;

* контролировать только наиболее важные этапы работы своих подчиненных, не сковывать их мелочной опекой;

* проявлять заботу об обучении работников, повышении уровня их знаний и культуры, помогать в развитии их способностей;

* учитывать социально-психологические и индивидуальные особенности людей, проявлять уважение к людям различных возрастов и профессий;

* открыто признавать свои ошибки, внимательно и благожелательно выслушивать критику, не спорить по мелочам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: